Перспективы российского автопрома: фантазии на высшем уровне

Теперь развитие российской автомобильной отрасли определяет целая Стратегия - 70-страничный набор благих пожеланий


Коллаж © KM.RU

Как известно, российское правительство оценивает свою работу либо на «хорошо», либо на «отлично». Если послушать отчеты правительственных чиновников, складывается стойкое ощущение, что они как минимум повторяют успехи первых пятилеток, ударными темпами превращая страну в мирового экономического лидера.

Взять хотя бы отечественный автопром. Глава правительства Дмитрий Медведев охарактеризовал успехи в данной области следующим образом: «По итогам года на российских предприятиях было произведено почти на 20% больше машин, чем годом раньше, причем рост наблюдается по всем сегментам от легковых автомобилей до автобусов».

Особое внимание хотелось бы заострить на легковых автомобилях и задаться вопросом, а где глава правительства нашел в России российские предприятия? Конечно же, легковые автомобили в России выпускаются, вот только носят они отнюдь не российские названия – Hyundai, Kia, Renault, Nissan, Ford, Mitsubishi, Mazda и т.д. Есть, правда, такая марка, как «Лада», но она только формально может считаться российской, так как АвтоВАЗ принадлежит зарегистрированной в Голландии компании Alliance Rostec Auto B.V., где 50% акций принадлежит концерну Renault и 17,3% - Nissan Motor.

Видимо, премьер-министру никто не потрудился сообщить, что на сегодняшний день в России остался один-единственный отечественный производитель легковых автомобилей – УАЗ. За прошлый год Ульяновский автозавод выпустил 41 632 автомобиля, что является каплей в море, учитывая тот факт, что в России в 2017 году было продано 1,6 млн легковых автомобилей.

Для сравнения, одних только кроссоверов Renault Duster было выпущено более 43 тысяч, а всего концерн Renault продал в России 136 682 автомобиля. Эти цифры приводятся для того, чтобы было ясно и понятно, кто правит бал на российском авторынке и какую ничтожную долю занимают отечественные автопроизводители.

Эта статистика известна и Росстату, и Минэкономразвития и, казалось бы, зная её, обсуждать, по большому счету, нечего. И уж тем более не стоило строчить семидесятистраничную Стратегию развития российского автопрома. По той простой причине, что развивать нечего.

Однако авторы Стратегии этого в упор не замечают и считают иностранные автозаводы, построенные в России,…. российским автопромом.

Иначе как ещё объяснить то обстоятельство, что в своей Стратегии они дописались до количества платформ и перспектив экспорта. Словно позабыв, что такие вопросы автопроизводители решают самостоятельно, без указок извне.

Например, в Стратегии отмечается, что к 2025 году из России может быть экспортировано более 240 000 автомобилей. Вопрос – каких? Ещё вопрос – какое отношение имеет Россия к экспорту, допустим, собранных в России моделей Hyundai? И как Россия будет определять объемы экспорта?

Ответ – никак. Корейский автопроизводитель такие вопросы решает самостоятельно, исходя из своих интересов и маркетинговых исследований, а не из пожеланий страны, где расположены корейские сборочные заводы. 

Точно так же автопроизводителя сами решат, сколько платформ им запускать в производство. И сколько бы авторы Стратегии ни писали про платформы, это не серьезные рассуждения, а набор благих пожеланий, которые никто не примет во внимание. Потому что нельзя указывать иностранным автопроизводителям, как и что им делать. Это не деревенские сортиры налогами обкладывать и вводить платежи на капремонт.

Вот если бы у России был свой автопром, тогда чиновники могли бы лезть со своими указивками и, возможно, к ним даже прислушались бы.

Но те времена, когда на самом верху принималось решение о выпуске в Ижевске автомобилей «Иж» на, как сказали бы сейчас, платформе легковушек «Москвич», давно прошли. И вряд ли когда вернутся, потому что российский автопром если и возродится, то явно не в ближайшей перспективе. И уж точно не в эпоху гениального управления экономикой постгайдаровскими «эффективными менеджерами», которые доруководились до того, что Россия фактически осталась без собственного автопрома. Осталось только добить УАЗ и это будет уже не оборот речи.

Но умные дяди, сидящие на хороших зарплатах, продолжают писать многостраничные Стратегии, которые больше напоминают эталонные филькины грамоты. Дяди рассуждают о безубыточном выпуске автомобилей на одной платформе, хотя с таким же успехом могли проталкивать законопроекты о регламентировании количества дождливых или солнечных дней в году или о полном запрете зимы, которая, как известно, не лучшим образом сказывается на бюджете.

Дописались до того, что пришли к выводу, что в 2025 году в России будут выпускаться автомобили на шести платформах. А почему бы не написать, что в 2025 году в России дороги будут мостить платиновой брусчаткой?

Кстати, а кто будет выпускать автомобили на шести новых платформах? Kia? Может быть, Ford? Или Changan? Так они, как говорится, сами, без сопливых разберутся, что им и как делать.

Захотят, будут выпускать на шести платформах, захотят – вообще не будут ничего выпускать. Это иностранные компании, и рассуждения каких-то там «стратегов» им не указ. Не факт, что они вообще останутся в России к 2025 году.

Например, концерн General Motors очень резко сбежал с российского рынка, хотя всего четыре года назад в это поверить было невозможно. Нельзя исключать возможности того, что в случае очередного обострения отношений с «партнерами» или обвала рубля на российский рынок многие автопроизводители вообще махнут рукой. В силу его непредсказуемости и нестабильной ситуации в стране, которая так и не вылезла из кризиса 2009 года.

Ещё удивила уверенность в том, что эти шесть платформ будут разработаны при участии отечественных инженеров. Это вообще звучит как анекдот. Интересно, что за кадры возьмутся за разработку новых платформ? Откуда их рекрутируют? Неужели с АЗЛК или ЗиЛа? Может, с АвтоВАЗа? А может, Серпуховской автозавод подсобит?

В настоящее время найти в России толковых разработчиков, да ещё с опытом разработки автомобильных платформ, так же непросто, как отыскать библиотеку Ивана Грозного. Конечно, кадры можно вырастить, вот только сколько это займет времени? И где эти кадры будут набираться опыта? Что-то подсказывает, что все слова про российский инжиниринг - это также очередной набор благих пожеланий.

В полной мере это относится и к разработке отечественных электромобилей. Стратегия предусматривает, что к 2020 году электромобили отвоюют 1,5% рынка, хотя это опять-таки всего лишь рассуждения из категории «вилами по воде писано». Кто в России займется выпуском электромобилей? А комплектующих к ним? И, наконец, кто их будет покупать, учитывая особенности российского климата и явно немаленькие цены?

Стратегия предусматривает всяческие льготы от государства: бесплатную парковку, скидки на ОСАГО, доступ на автобусные полосы, налоговые льготы. Но народ на все это вряд ли купится. Тем более, всем памятны уверения с самых высоких трибун о списании задолженности по налогам за 2014 год. Много кому чего списали?

Государство уже неоднократно доказало, что верить ему нельзя, что все его обещания в большинстве случаев – всего лишь красивые, пафосные фразы, за которыми ничего не стоит. Скорее всего, точно так же будет и с льготами для электромобилей. Которые ещё надо кому-то создать и кому-то начать выпускать.

Понятно, что ни к 2020 , ни к 2025 году ничего сделано не будет, хотя Стратегия рисует крайне оптимистичную картину. Если кто не знал, то по электромобилям мы отстаем всего-то на 4-5 лет. Хотя отстали мы навсегда, и если в России и появятся электромобили, которые условно можно будет назвать массовыми, то это будут пришельцы из Китая.

В Поднебесной мудрые правители не занимаются всякой ерундой, не рассматривают какие-то непонятные Стратегии с нелепыми цифрами и умозаключениями, а создают условия для развития бизнеса. Вот почему количество китайских автопроизводителей численно превосходит автопроизводителей всего остального мира вместе взятых, по числу выпускаемых и продаваемых электромобилей Китай – мировой лидер, а китайское правительство испытывает проблемы с… выдачей лицензий на производство электромобилей. Так велико желание у китайских бизнесменов их выпускать.

И не надо быть экспертом, чтобы понять очевидное – если электромобили и появятся в России в относительно больших количествах, то это будут «китайцы», а не отечественные мифические электрокары, которые только предстоит разработать тем инженерам, которых только предстоит вырастить и всему обучить.

Кстати, вместо того, чтобы поддерживать отечественный автопром – читай, корейский, французский, американский и т.д. – бюджетные деньги лучше было бы тратить на создание российских автозаводов. С 2014 по 2016 год из казны на поддержку автопрома было выделено 113 млрд рублей, или почти два миллиарда долларов. За эти деньги можно было построить минимум три чисто российских автозавода, да ещё купить лицензии на производство машин.

Коль уж собственными автоинженерными кадрами похвастать не можем после четверти века «реформ», то покупка лицензий остается единственной возможностью не оказаться в автомобильном каменном веке. Разного рода «эксперты», правда, сетуют на то, что нам никто ничего не продаст. Да, General Motors когда-то отказался продавать Opel и SAAB. Возможно, ничего не продадут нам французы и немцы. Зато с радостью продадут китайцы.

В Поднебесной каждые три дня на конвейер встает новый автомобиль, поэтому поделиться с нами своими разработками они не просто захотят, а посчитают это удачной сделкой. И не надо стыдиться покупки автомобильных технологий в стране, в которой автопром появился благодаря СССР. Не наша вина, что вчерашние ученики обогнали учителей, пусть за это краснеют – если способны – все те великие «реформаторы», кто уничтожал вторую экономику мира.

Учиться никогда не поздно, в том числе и у своих бывших учеников, раз уж они по всем показателям превзошли учителей.

Поддерживать российский автопром, который по факту таковым не является, бюджетными средствами правительство будет до 2020 года. Это означает, что ещё несколько миллиардов долларов поддержат на плаву иностранных автопроизводителей, в то время как отечественный автопром так и будет представлять один лишь УАЗ с выводком своих пожилых моделей.

Это не просто тупиковый путь развития, это путь в никуда. Вот это и должна была отразить Стратегия, ведь если подобные документы пишут умные люди, они должны прекрасно понимать, что с существующим ныне подходом далеко не уедешь. Вернее, окажешься у разбитого корыта.

Но так получается, что общероссийский тренд последних лет – это казаться, а не быть.

У нас фактически нет российского легкового автопрома, поэтому зачислим в него инофирмы со сборочными заводами в России.

У нас нет своих электромобилей и не предвидится, поэтому выделим им целую страницу и даже пропишем кое-какие цифры. Пусть хоть на бумаге эта пустота выглядит красиво.

У нас нет реального роста экономики, но никто этого не признает, а вместо этого с железобетонной уверенностью объявит, что «дно» пройдено, рост есть.

Вот и появляются разного рода «документы», которые, попади они в Госплан СССР, моментально оказались бы в мусорном ведре, а у их разработчиков поинтересовались бы, кто и зачем их надоумил написать подобное?

Есть в Стратегии ещё раздел, посвященный беспилотникам, но его даже не хочется комментировать. В стране, где вершиной автомобильной мысли остается УАЗ Патриот, разработка которого началась в 1980 году, любые разговоры о беспилотных автомобилях выглядят как скверный и глупый анекдот.

К сожалению, этот документ, как и многие другие, лишний раз демонстрирует оторванность обитателей властного Олимпа от российских реалий. Казаться, а не быть – вот главное достижение современности. К какой бы области это ни относилось. И автопром не стал исключением.

Комментарии читателей
22.03.2018, 20:27
Гость: уэльбек

Это незаконорожденная от Кшесинской внучка кирюши

22.03.2018, 06:07
Гость: да тебе какое дело

Чем я питаюсь чтобы купить дорогую иномарку? Предложи русскую такого же уровня комфорта и качества _ куплю ее. А мой рацион считать не надо- за своим смотри. Десятки и десятки лично мне хватило по горло- Больше НИКОГДА.причем советская девятка надо все таки отметить по качеству была на две головы выше.

22.03.2018, 05:47
Гость: собственно

Хех прав. А вас что так возбудило? Что были в СССР высокие технологии, многие из которых сейчас работают на западе? Были, как бы вам не хотелось обратного. И про верхнюю вольту словесный понос тоже был. Окно овертона, слышали такое нусненькое название?

]]>
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.