От отраслевого лоббизма к общественному диалогу

15:33 11.04.2016 , Никита Бабкин
Коллаж © KM.RU

Почему у общественных организаций бизнеса не всегда получается добиться понимания у государства

В условиях экономической рецессии и геополитического давления неизбежно обостряется общественно-политическая напряженность. Общество и бизнес ожидают от государства ясного ответа о будущем экономической политики в новых условиях. Таким образом, значительно возрастает потребность в налаживании диалога между бизнесом, обществом и властью.

Диалог власти и бизнеса часто сводят к проблемам улучшения инвестиционного климата и правоприменения в сфере борьбы с экономическими преступлениями. Между тем, проблематика возможного диалога власти и бизнеса гораздо глубже и, без преувеличения, касается будущего страны.

Для понимания проблем текущего диалога между государством и бизнесом уместно подробнее рассмотреть нынешние методы бизнес-сообщества по продвижению своей позиции.

Бизнес-сообщество разнородно и по отраслевому признаку, и по признаку масштаба бизнес-структур. Крупный бизнес, в особенности связанный с добычей и переработкой природного сырья или c военно-промышленным комплексом, уже имеет налаженные отношения с государством. Его основной интерес – сохранить существующее положение на рынке. По этой причине к инструментам лоббирования он прибегает в тех случаях, если государственная власть начинает проводить масштабные и нежелательные с его точки зрения изменения политического курса. Наиболее серьёзные проблемы российского крупного бизнеса связаны с внешнеполитическим давлением США. Не случайно на недавней встрече РСПП обсуждались геополитические вопросы: представители крупного бизнеса пытались понять будущее внешнеполитических трендов.

Ситуация среднего и малого бизнеса иная: для него гораздо большее значение имеют вопросы налогообложения, инвестиционного климата, трудового законодательства – то есть, вопросы государственной экономической политики. Крайне важно для среднего и малого бизнеса сохранение экономических «правил игры» - ясности правил и законов и предсказуемости процесса их изменения. Кроме того, большинство средних и малых компаний не могут позволить себе лоббистские возможности, позволяющие влиять на государственную политику настолько, чтобы изменять существенные параметры экономического и налогового регулирования. Поэтому они заинтересованы в создании крупных общественных объединений, коллективная позиция которых может быть представлена для государственной власти. Именно поэтому объединения, в которых лидирующую роль играет средний бизнес – «Опора России» и «Деловая Россия» - общественно активны, часто критикуют политику экономического блока правительства, выступают за снижение налогообложения, смягчение уголовного законодательства по экономическим преступлениям и повышение инвестиционной активности государства. Эти же организации регулярно выступают с призывами наращивать инвестиционную и другую стимулирующую активность государства в экономике.

Однако государство часто не прислушивается ни к призывам организаций среднего бизнеса, ни к инициативам владельцев крупнейших предприятий. Причина этого – не «глухота» или злонамеренность, а объективная экономическая реальность.

Во-первых, Россия – социальное государство. Этот принцип провозглашен в Конституции. Несмотря на регулярные попытки оптимизации социальной сферы, государство не может резко снизить расходы на неё: вопреки рекомендациям экономических ультралибералов, это неизбежно приведет к социальной, гуманитарной и демографической катастрофе. С точки зрения обеспечения фундаментальных прав человека социальные расходы в России и вовсе следует наращивать, а не снижать: пенсии и пособия в нашей стране значительно меньше, чем в государствах Западной и Центральной Европы. Но для обеспечения социальных функций государства, особенно в условиях «волновой» демографии (чередования более и менее многочисленных поколений), требуются высокие доходы бюджета, обеспечиваемые налогами.

Во-вторых, в условиях повышения геополитической конфликтности российскому государству требуется наращивание расходов на национальную оборону и безопасность – что опять-таки требует соответствующего уровня налогообложения.

Тем не менее, перед Россией стоит острая задача восстановления экономического роста и диверсификации экономики – только в этом случае можно обеспечить её независимость от сырьевой конъюнктуры. А значит, государству придется отказаться от постоянного применения стандартных «бухгалтерских» приемов – сокращения государственных расходов и увеличения налоговых доходов при игнорировании экономических последствий этих (зачастую радикальных) мер – и начать перенастраивать экономическую систему. А это - уже задача структурных экономических преобразований.

Для этой перенастройки потребуется длительный, детальный и вдумчивый диалог бизнеса, власти и общества. Только в результате консенсуса между ними можно создать работающий вариант новой экономической стратегии. На текущий момент приходится констатировать, что несмотря на явное намерение каждого из «углов» этого «треугольника» наладить такое конструктивное взаимодействие, реальный результат пока оставляет желать лучшего.

Владимир Путин, начиная с декабрьского послания 2015 года, обозначил курс на снижение административного давления на бизнес и либерализацию инвестиционного климата. Диалог в рамках созданной комиссии при администрации президента с участием представителей бизнеса и правоохранительных структур по обсуждению правоприменения уже начался. Вместе с тем, диалог бизнеса и власти по вопросам экономической политики пока не выглядит столь же конструктивным. Экономический блок правительства и бизнес-сообщество находятся в состоянии обостряющегося спора. При этом представители Министерства финансов и, в меньшей степени, Министерства экономического развития и министерств социального блока, настаивают на проведении непопулярных мер по снижению социальных и инвестиционных госрасходов.

Министерство финансов часто выходит с инициативами по повышению реального налогового бремени. В то же время структурные преобразования вызывают у правительства большие опасения.

Возможно, настал черед высшему политическому руководству вмешаться в ситуацию и создать площадку для диалога власти и бизнеса по самому важному вопросу – стратегии экономических преобразований в стране. Российские деловые СМИ сообщают о возобновлении заседаний Президиума экономического совета при президенте с участием крупнейших российских экспертов в области макроэкономики. Диалог о базовых экономических сценариях ведется на площадках РСПП. Но возможно, общественным организациям бизнеса и власти пришло время создать специальную авторитетную площадку для обсуждения новой российской экономической политики.

Ещё одна проблема общественных объединений бизнеса – их изначальная нацеленность на лоббизм. С одной стороны, это объяснимо целью их работы – представлять бизнес-сообщество в диалоге с властью. Но с другой – бизнес-сообщество, ограничивая себя кругом владельцев предприятий, ставит себя в положение заведомо более слабой стороны в диалоге с государством. Бизнес-сообщество должно осознать, что без поддержки своей социальной базы – наемных работников – эффективное продвижение инициатив, серьёзно корректирующих текущую политику экономического блока правительства, невозможно.

Один из способов привлечения общественной поддержки – попытки создания на базе бизнес-объединений политических проектов, в том числе - партий. Но привлечение широкой общественности к обсуждению и поддержке новой экономической стратегии возможно и без задействования инструментария партийной политики. Организации бизнеса должны развернуться лицом ко всему обществу, заявить о высокой социальной значимости своих инициатив. Для этого потребуется расширение и создание новых площадок общественного диалога – с общественными движениями, профсоюзами, теми же политическими партиями, реализация социальных программ.

Только в этом случае инициативы бизнес-сообщества, направленные на оздоровление российского экономического механизма, станут и позицией широких общественных сил – а не только прослойки владельцев компаний и предприятий. Это не призыв к построению «корпоративного государства», а единственно возможный способ разработать и внедрить реально работающую экономическую модель в практику государственного управления и избежать дальнейшего роста социального напряжения в стране. Таким образом, согласие о будущей экономической стратегии – это и вопрос национальной безопасности, и вопрос будущего российской государственности в целом.

Автор: Никита Бабкин,
Генеральный директор Бюро Стратегические коммуникации
Член Комитета РАСО по политтехнологиям

 

Комментарии читателей
05.02.2017, 19:49
Гость: мик

О учете интересов наемных работников понравилось.

12.04.2016, 14:04
Гость: АнтиПлагиаторы!

А вот тут бесстыдная копирка этого текста, под именем какой-то Чернокозовой: gosrf.ru/news/22934/

]]>]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.