Агенты унесли пенсии

20:47 28.06.2017
Пенсионерки © KM.RU, Илья Шабардин
© KM.RU, Илья Шабардин

Счетная палата выявила нарушения в работе агентов по переводу накоплений. Больше всего аудиторов тревожит фальсификация заявлений

Перевод накоплений из Пенсионного фонда в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), а также из одного НПФ в другой оказался сопряжен для россиян с рисками, в том числе с потерей инвестиционного дохода. Основные проблемы вызваны действиями агентов пенсионных фондов, которые в погоне за клиентами фальсифицируют заявления, подписывают от имени НПФ договоры и притворяются сотрудниками государственного ПФР.

Агенты по переводу накоплений подводят россиян. Это следует из пресс-релиза Счетной палаты по итогам проверки переходной кампании за 2012–2016 годы. Аудиторы анализировали переходы граждан из негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в Пенсионный фонд России (ПФР) и обратно, а также переходы из одного негосударственного пенсионного фонда в другой.

Как потерять полмиллиона

Больше всего аудиторов тревожит фальсификация заявлений агентами. Как отмечают аудиторы, большинство граждан направляли заявления о смене НПФ в электронной форме через удостоверяющие центры.

Количество принятых ПФР заявлений о смене страховщика от удостоверяющих центров в 2015 году составило более 67% от общего объема, в 2016 году — более 87%. При этом в Счетной палате отмечают, что в один и тот же день в ПФР поступали заявления на одно и то же застрахованное лицо.

Счетная палата выявила несколько схем, «препятствующих реализации права граждан на смену страховщика». Например, установлены массовые поступления в ПФР в один и тот же день двух заявлений от удостоверяющих центров на одно и то же застрахованное лицо — о смене страховщика и о переходе к действующему страховщику, которого застрахованное лицо предполагало сменить.

Также были установлены факты поступления дублирующих заявлений. При этом, согласно действующему законодательству, при поступлении в один день нескольких заявлений от одного застрахованного лица ПФР должен отказать в их рассмотрении.

«Риски усиливаются еще и тем, что технология подачи заявления через удостоверяющий центр не исключает возможности неправомерного применения электронной подписи застрахованного лица и его персональных данных, а также оформления заявления без его участия», — отметил аудитор Владимир Катренко.

Как указывают в Счетной палате, распространена практика, когда удостоверения о переходе из одного фонда в другой подписывают не уполномоченные на то лица, что противоречит действующей форме типового договора. Отнести агентов к уполномоченным должностным лицам НПФ нельзя, пишут аудиторы.

При этом агенты выполняют свою работу недобросовестно, не информируя граждан о последствиях перехода. Как сообщает Счетная палата, россиянам часто не сообщают ни о смене фонда, ни о потере инвестиционного дохода при смене фонда.

«Действующая в настоящее время форма типового договора, утвержденная Министерством труда и социальной защиты в 2013 году, не учитывает изменения законодательства. Например, не содержит информации о возможной потере инвестиционного дохода по пенсионным накоплениям застрахованного лица при его досрочном переходе к другому страховщику; о порядке и сроках расчета результатов инвестирования пенсионных накоплений; а также других правах застрахованного лица», — пишут в Счетной палате.

«В ходе проверки выявлен случай потери застрахованным лицом инвестиционного дохода в размере свыше 500 тыс. руб.», — сообщает аудитор Владимир Катренко.

Основной канал привлечения клиентов НПФ — это банки. Проверкой установлено, что свыше 90% договоров НПФ «Газфонд-ПН», НПФ электроэнергетики, заключенных НПФ Сбербанка, совершены агентами.

При этом аудиторы предупреждают, что активное привлечение НПФ банков в качестве агентов привело к сокращению региональной сети НПФ, что в дальнейшем может создать трудности по исполнению НПФ обязательств по выплате накопительных пенсий.

Поквартирный обход

Еще один популярный канал привлечения пенсионных накоплений граждан — это агенты-«надомники». В последнее время количество претензий к работе таких агентов постоянно растет.

По словам генерального директора «УК «Капиталъ» Вадима Соскова, наряду с добросовестными агентами, которые рассказывают о своих НПФ и используют «поквартирку» как маркетинговый ход, немало тех, кто применяет мошеннические схемы. Часто такие люди приходят под видом сотрудников ПФР.

В качестве примера Вадим Сосков приводит историю своего знакомого, к которому якобы пришел сотрудник ПФР, чтобы поздравить с праздником, и предложил ему передать номер СНИЛС. При этом передача СНИЛС дает возможность агенту подделать электронную подпись гражданина.

«Есть агенты, которые работают сразу на несколько фондов и по номеру СНИЛC потом определяют уровень дохода, чтобы либо передать его фонду с более высокими комиссионными, либо еще к кому-то пристроить», — рассказывает Сосков. Так происходит торговля не мертвыми, как у Чичикова, а живыми душами, основанная на непонимании, и дискредитация пенсионной системы, сетует эксперт.

Схемы работы агентов на дому типичны. Обычно «поквартирка» происходит так: в дверь звонит приветливый молодой человек, реже — девушка, представляется сотрудником пенсионного фонда, не уточняет, какого именно, но акцентирует внимание на слове «некоммерческого». Быстро сыплет словами «госпрограмма», «правительство», «федеральный закон».

Показывает красную корочку и начинает задавать вопросы о том, писали ли вы заявление, переводили ли свои пенсионные накопления в НПФ, когда и в какой. Затем говорит, что многие заявления, поданные через ПФР, не были зарегистрированы: вас, возможно, не перевели, а вы-то и не знаете, давайте проверим, нужен только номер СНИЛС.

«Мне стало интересно, я согласилась проверить, тем более что еще год назад написала заявление через Пенсионный фонд», — рассказывает жительница Московской области Елена. Агент вбил номер в какой-то аппарат, потом позвонил и официальным голосом уточнил вопрос, по громкой связи  было сказано, что заявление не прошло, накопительная часть моей пенсии затерялась в недрах госфонда и надо ее спасать.

Потом последовала демонстрация инвестиционных схем, картинки с цифрами и предложение прямо сейчас заключить договор: всего пять минут, ноль затрат и ежегодный рост доходов.

«Я предложила изучить их предложение и самой связаться с ними попозже, а меня предупредили: медлить нельзя, вы уже и так год потеряли. И люди с бейджами, в пиджаках и с папками появляются у нас в Московской области регулярно — в нашем доме раз в месяц-два точно», — говорит Елена.

В Пенсионном фонде России в ответ на претензии Счетной палаты временно приостановили прием электронных заявлений от удостоверяющих центров. «Одновременно ПФР и ЦБ в настоящее время ведут работу по жалобам застрахованных лиц на неправомерный перевод средств пенсионных накоплений в НПФ.

Такие меры минимизируют возможности введения в заблуждения граждан агентами НПФ и снизят риски потери гражданами инвестиционного дохода при досрочной смене страховщика», - говорится в комментарии, данном ПФР «Газете.Ru».

В Национальной ассоциации НПФ (НАПФ) в курсе нарушений, о которых пишут аудиторы.

«Порядок перехода должен быть максимально прозрачным, с четким описанием механизма рассмотрения заявления застрахованного лица, его удовлетворения и тем более оснований для отказа, избавлен от любой возможности оказания давления на человека и использования недостоверной информации в коммерческих целях», — подчеркивали в недавнем сообщении НАПФ.

Как рассказали в другом объединении негосударственных пенсионных фондов — АНПФ, ассоциация проводит проверку своих членов в случае, если получены заявления от клиентов.

Между тем, пока не будут приняты конкретные меры, количество нарушений со стороны агентов будет только расти. В этом году кампания по переводу пенсионных средств граждан бьет рекорды. Как комментировали ранее в ПФР «Газете.Ru», за первые пять месяцев этого года в ведомство поступило 2,4 млн заявлений о переводе пенсионных накоплений. За такой же период прошлого года в ПФР было подано всего 1 млн заявлений.

Авторы: Наталия Еремина, Екатерина Каткова

Источник: Газета.Ru
Комментарии читателей
30.06.2017, 06:37
Гость: Хахе

Привечают не людей а их денюжки.

30.06.2017, 01:52
Гость: Серп и молот

Вы все, в том числе и нижеподписавшиеся совершенно правы. Я тоже не понимаю зачем пенсионеры ходят на избирательные участки ? За этой подачкой ? Это действительно какой то мазохизм.

29.06.2017, 21:23
Гость: В Бурунди пенсий совсем нет!

А, ты знаешь, котяра, сколько получает в запасе летчик-снайпер с дальнего бомбардировщика? Спроси у меня. И не разводи кашу на киселе!

]]>]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.