Москва грозит отомстить США, демонстрируя полное бессилие

23:19 4.09.2018 , Анна Седова

Россия продолжает поставлять США двигатели РД-181, несмотря на усиление санкций

Несмотря на все более жесткие американские санкции и заверения наших властей в том, что на них будет дан «адекватный ответ», российская сторона заключила с США очередной контракт на поставку ракетных двигателей РД-181.

Фото с сайта roskosmos.defence.ru

Как выяснил «Коммерсант», химкинское НПО «Энергомаш» подписало с американской компанией Orbital ATK контракт о поставке четырех дополнительных ракетных двигателей РД-181 для американских ракет-носителей типа Antares сроком исполнения до 2021 года. И это при том, что в августе были введены в силу новые американские ограничения за «дело Скрипалей», которые запрещают компаниям из США экспортировать в РФ продукцию двойного назначения.

Хотя в «Энергомаше» отказались от комментариев, сама информация о том, что сотрудничество с американцами продолжается, секретной не является. Еще в августе директор НПО Игорь Арбузов сообщил, что «работа по поставкам двигателей в США — это постоянная работа», которая ведется с плечом на три года. Кроме того, в интервью РИА Новости он рассказал, что был заключен контракт с американской компанией United Launch Alliances (ULA), подразумевающий поставку дополнительных ракетных двигателей РД-180.

По словам источников издания в космической отрасли, переговоры на поставку четырех жидкостных ракетных двигателей РД-181 проходили непросто из-за обострения отношений между сторонами, но «закончиться иначе они не могли», так как «всем очевидна взаимная выгода от этого соглашения». Ведь США являются единственным рынком для двигателей такого класса.

Что касается американцев, после того, как отношения с Россией обострились, в конгрессе пытались запретить поставки двигателей. В частности, за это ратовал недавно скончавшийся сенатор Маккейн. В итоге даже было принято решение запретить использование российских двигателей на американских ракетах после 2019 года. Но Пентагону удалось быстро добиться отмены этого ограничения до 2022 года. Причина проста — адекватной по цене/качеству замены нашим двигателям у американцев пока нет. И по их собственным оценкам, появится она не раньше 2025 года.

В начале августа в Совфеде задумались о запрете экспорта ракетных двигателей РД-180 и Р181 в США. «Нам есть чем ответить, если президент примет такое решение и будет политическая воля. Ответные меры могут затронуть такие чувствительные сферы, как уникальные разработки», — заявил председатель комитета Совета Федерации по бюджету Сергей Рябухин. Но пока в Совфеде думали, американские санкции 27 августа вступили в силу, а контракты на поставки двигателей США никто не отменил.

3 сентября глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что поставки двигателей будут продолжены, если у американской стороны есть такое желание. «Для того чтобы выстроить единый стандарт производственной культуры, такой как в НПО „Энергомаш“, сделать его и на Воронежском механическом заводе, и в нашем пермском предприятии, необходимы средства. У бюджета средства ограничены, значит, мы должны их изыскать. Соответственно, это наша зависимость от поставок, если можно так сказать, и заинтересованность», — объяснил свою позицию Рогозин.

Получается, американцы могут отказаться от поставок России, прекратить операции с ценными бумагами и даже заморозить счета госбанков (во всяком случае, такой шаг обсуждается в конгрессе), мы же не можем обойтись без экспорта двигателей нашим «заклятым партнерам», так как больше неоткуда взять денег на развитие космической отрасли.

Причем деньги не такие уж и большие. Хотя стоимость контрактов не раскрывается, известно, что в 1997 году Москва и Вашингтон заключили соглашение почти на 1 миллиард долларов о поставках 101 двигателя РД-180. Сейчас речь идет о меньшем количестве и, соответственно, меньших суммах. Если они так уж незаменимы, то что будет делать «Роскосмос» после 2022 года, до которого пока отложен запрет конгресса, или после 2025, когда полноценная замена двигателям будет найдена?

Возможно, стоило бы отказаться от доходов и использовать один из немногих рычагов давления на Вашингтон? Однако, как рассказали «СП» эксперты, не все так однозначно. Даже отказ от поставок ракетных двигателей больнее ударит больше по нам самим, чем по Штатам. Американцы смогут обойтись без наших технологий, зато нашим предприятиям без клиентов придется несладко.

— Если вдруг резко запретить поставки этих двигателей Штатам, это будет большой подарок американскому ВПК, который давно требует пойти на этот шаг, — поясняет научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Если не считать этого, американцы даже не заметят нашего эмбарго, потому что у них достаточно резервов, даже перебор по резервам запуска в космос. Для нас же этот шаг будет фактически означать закрытие НПО «Энергомаш», потому что его мощности не обеспечиваются нашим внутренним заказом. Оборонным заказом и госпрограммами он загружается процентов на 30−40.

Если мы перестанем продавать ракетные двигатели американцам, число заказов «Энергомаша» будет резко снижено, а ведь это ведущее строительное предприятие. Американцы же пока могут вырабатывать ресурс имеющихся у них двигателей.

Разговор о запрете поставок идет давно. Но такой шаг нанесет очень тяжелый удар по нам, и будет почти незаметен для американцев.

 — Почему тогда часто раздаются призывы запретить эти поставки в качестве ответа США?

— Так говорить могут только неграмотные люди, которые ничего не понимают в этой отрасли. Есть графики запусков американцев на наших двигателях, есть доли зарубежных заказов в производстве «Энергомаша», есть цены, все легко проанаизировать. В этой ситуации предлагать запретить поставки двигателей американцам — это все равно, что бомбить Воронеж, как любят у нас говорить.

Такого же мнения придерживается профессор кафедры российской политики факультета политологии МГУ, доктор политических наук Андрей Манойло.

— Разрыв этого соглашения стал бы глупостью. Американцы без наших двигателей обойдутся, а мы потеряем значительные суммы доходов, которые идут в бюджет. Нам выгодно, что американцы покупают у нас ракетные двигатели. Это поддерживает промышленность и много чего еще.

Американцы закупают наши двигатели не только как самые отработанные и надежные в этом классе, но и самые дешевые. Если мы разорвем эти отношения, американцам будет ни жарко, ни холодно. Они начнут закупать европейские двигатели того же класса, которые просто обойдутся им дороже. Но денег на такие закупки у них достаточно. Мы же потеряем доходы.

 — То есть американцы могут обойтись без наших двигателей?

— Вполне. Никакие компоненты, которые мы поставляем им в ракетно-космической отрасли, не являются незаменимыми. Есть двигатели, на которых летают европейские ракеты. У самих американцев есть неплохие твердотопливные двигатели и они ведут разработки аналогов РД-180. В конце концов, летали же как-то их ракеты до того, как они стали закупать наши двигатели.

Но российская продукция надежна и, как я уже сказал, доступна по цене по сравнению с аналогами. Если американцы от них откажутся, они только станут еще больше субсидировать собственных производителей, которые начнут изготавливать такие же двигатели, только дороже.

 — Значит, даже эти двигатели не являются рычагом давления на США?

— У нас вообще нет экономических рычагов давления на Вашингтон. Американский капитал практически не представлен на территории Российской Федерации. Если лет 10 назад какие-то капиталы здесь еще были, и это влияло на повестку части избирателей, то сейчас сотрудничество почти не ведется. Товарооборот между нашими странами составляет менее 0,5% от всего торгового оборота США. Американцы даже не заметят, если мы перестанем с ними торговать.

Ситуацию надо решать другим образом и искать другие инструменты. Попытки найти симметричный ответ ни к чему не приведут, потому что его нет. США от нас не зависят, а вот мы от них — зависим, только и всего.

Комментарии читателей
08.09.2018, 09:55
Гость: ч2

Японское агентство аэрокосмических исследований и компания Mitsubishi Heavy Industries запуск новой ракеты H3 (в варианте без боковых ускорителей) запланировали на 2020 год.
Сегодня «Ангара» представляет собой абсолютно архаичную ракету. На ее первой ступени стоит упрощенная версия продаваемого в США двигателя РД-180, созданного на основе советского РД-170. Вторая ступень носителя получила силовой агрегат от «Блока И» ракеты «Союз-2».
В планы Китая входит создание сверхтяжелой ракеты Long March 9 грузоподъемностью до 140 тонн на низкую околоземную орбиту и до 50 тонн — на геостационарную.
В 2020-х в мире должно появиться порядка десяти новых средних, тяжелых и сверхтяжелых ракет. Больше всего носителей обещают представить США, хотя первой в следующем десятилетии полетит, скорее всего, ракета ЕС. Американские и европейские разработчики отказались от использования керосина в ракетных двигателях в пользу водорода и метана, в отличие от России, новые носители которой если и полетят, то на прошедших очередную модернизацию старых советских силовых агрегатах, работающих на основе керосина. При этом три ракеты США будут многоразовыми, тогда как ЕС и Россия продолжат использовать одноразовые технологии.
Автор: Екатерина Фоменко
Роскосмос возглавляемый журналистом Рогозиным пока топчется на месте. Если на решение такого политически важного пенсионного вопроса нет средств, то на космос их завались ? Это вряд ли.

08.09.2018, 09:49
Гость: На сколько " мы впереди " ч1

lentainform.com 2018-08-02 23:58:00
В 2020-х в мире должно появиться порядка десяти новых средних, тяжелых и сверхтяжелых ракет.
Европейский носитель Ariane 6 получит две конфигурации: среднетяжелую A62 и тяжелую A64. В перспективе A62 заменит российский средний «Союз-СТ-Б», запускаемый с космодрома Куру, а A64 после 2023 года окончательно вытеснит европейскую тяжелую Ariane 5.
Разрабатываемая под руководством американской компании Boeing сверхтяжелая ракета SLS (Space Launch System) предназначена для миссий к Луне и Марсу.
Тяжелая ракета New Glenn будет выполняться в версиях с двумя или тремя ступенями с максимальной грузоподъемностью до 45 тонн на низкую околоземную орбиту.
Многоразовая ракета Vulcan, рассчитанная на выведение на низкую околоземную орбиту до 40 тонн полезной нагрузки, впервые должна стартовать в 2020 году. Два однокамерных BE-4, устанавливаемых на первую ступень носителя Vulcan (фактически Atlas 6), в совокупности позволят развить большую тягу, чем один российский двухкамерный агрегат РД-180 первой ступени Atlas 5.
Транспортная система BFR (Big Falcon Rocket) компании SpaceX. В многоразовом варианте супертяжелый носитель рассчитан на выведение на комфортную транспортировку до ста человек (по 2-3 в каюте) к Луне и Марсу.
Тяжелая ракета OmegA компании Northrop Grumman. В максимальной конфигурации (шесть боковых ускорителей на первой ступени) носитель рассчитан на выведение до 7,8 тонны на геопереходную орбиту.

06.09.2018, 14:23
Гость: Зоя

А ему наплевать, что люди по помойкам ищут себе пропитание и побираются у магазинов и в метро.
А, может, даже и приятно. Совершенно не исключаю этого.

]]> ]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.