«Нелюбовь» Звягинцева: ад отдельно взятой московской семьи

14:48 3.06.2017 , Денис Ступников

На российские экраны  вышла новая драма Андрея Звягинцева «Нелюбовь»

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Женщина в самом соку по имени Евгения привыкла к красивой жизни и постоянно жаждет романтики. Двенадцать лет жизни с нелюбимым мужем Борисом опустошили ее донельзя. Постоянные ссоры привели к тому, что Евгения завела себе обеспеченного любовника, не обремененного семьей, и решила развестись. А ее угрюмый муж, женившись в свое время по залету, норовит наступить на те же грабли и проводит все свободное время с «глубоко беременной» возлюбленной.

Начать все с чистого листа супругам мешает роскошная квартира в столичном спальном районе, на которую почему-то упорно не желают клевать покупатели. За всеми этими житейскими хлопотами Боря и Женя совсем махнули рукой на своего сына-подростка Алешу, воспринимаемого теперь обоими как досадная обуза. Устав от постоянных семейных конфликтов и необоснованных придирок, мальчик холодным осенним днем бесследно исчезает. Поскольку на милицию надежды нет, его поисками начинает активно заниматься волонтерский отрыд. Однако с каждым днем надежда на благополучный исход этой операции тает на глазах.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Андрей Звягинцев — режиссер с мировым именем, по фильмам которого иностранцы судят о положении дел в современной России. Ответственность колоссальная, а он неизменно старается быть честным перед собой и зрителями. В итоге его «Левиафан» многие норовили уличить в пессимистическом взгляде на мир и откровенной русофобии. Положение осложнялось тем, что картина получила государственную поддержку, соответственно, министр культуры с завидной постоянством норовил уличить Звягинцева в нелюбви к «Рашке-г...шке». Выводы из этой травли были сделаны адекватные: свою следующую работу команда режиссера принципиально решила делать без участия федеральных средств, а нелюбовь из социально-политического понятия превратилось в универсальный бытийный принцип.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Ожидания тех, кто убежден, что Звянинцев только и думает, как бы «очернить Россию» «Нелюбовь» не оправдывает. Злободневные реалии в фильме идут лишь информационным фоном. Из обрывков новостей мы узнаем о законодательной инициативе ограничить апокалиптические настроения в обществе, растратах в оппозиционных партиях и о накаленной до предела ситуации в Дебальцевском котле. Но все это подается не как самоцель, а как часть той агрессивной среды, в которой живут герои, не пытаясь ей противостоять, а лишь умножая и без того зашкаливающий деструктив.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Как и «Левиафан», «Нелюбовь» - это шедевр. В каждом штрихе видна рука Большого Мастера, нет ни одной избыточной или сомнительной детали. Все работает на общий замысел, сплетаясь в многослойное полотно, намеренно лишенное при этом мифологического подтекста. Одним-двумя точными штрихами Звягинцеву удается достичь высочайшего напряжения. Одна из лучших сцен фильма — совместная поездка Евгении и Бориса в машине под нервную грохочущую песню альтернативной группы Bring Me the Horizon. Хотя они не делают ничего экстраординарного, зрителя буквально разрывает от нахлынувших эмоций.

В фильме есть только современность, только человек, чья падшая природа не изменилась со времен сотворения мира. Антураж нынешней Москвы узнаваем, но при этом нет ни одной детали, которая не была бы понятна иностранному зрителю. Несколько гипертрофированно (как и, впрочем, в «Левиафане») поданы православные реалии. Но это воцерковленным людям, только на пользу — чтобы не расслаблялись и, стиснув зубы, побеждали ту самую «падшую природу», вымывая из себя ветхого человека очистительными слезами покаяния.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Ну и, конечно, ад отдельно взятой семьи, который теоретически оставит равнодушным разве что «битцевского маньяка» (да и то не факт). Каждый несет в себе червоточину, а крайним остается несчастный ребенок, которому не нужны роскошь и комфорт (которых вдосталь), а который нуждается в любви и участии (которые как раз в дефиците). Ситуация с затяжным семейным конфликтом выстроена так искусно, что любой человек, хотя бы кратковременно побывавший в браке, обязательно проассоциирует себя с героями, которые поначалу кажутся НЕлюдьми. Если, конечно, в этом человеке не угасли остатки совести и он не привык в любой стрессовой ситуации кивать на другого. Вывод, опять же, стар, как мир, но напрочь заглушен постоянным информационным шумом: от себя никуда не убежишь, и даже если обретешь новую вторую половинку, непременно затянешь ее в персональный ад.

Кадр из фильма «Нелюбовь»

В отличие от «Левиафана», после просмотра «Нелюбви» кулаки отнюдь не сжимаются в бессильной злобе. Напротив — хочется действовать, менять что-то на твоем участке, где еще хоть что-то от тебя зависит, обнять сына, попросить прощения у жены...

Фото с сайта kimopoisk.ru

Комментарии читателей
22.06.2017, 09:40
дар

Конъюнктурщик, натурально: "бизнес - ничего личного"... "лучшие розы растут на навозе"... норма для "существа разумного" - домой приносить розы, а что тащат в наш дом звягинцевы, серебренники и пр.? то, из чего растут розы: дерьмо... вываливают на общий стол и бегут за "славой" к соседям... позор!

20.06.2017, 11:02
саша

Г*, посыпанное шоколадом - этот ваш Звягинцев.
Коньюнктурщик, желающий быть обласканным Западом.
Вреда от такого кино больше чем пользы. Кино должно вдохновлять. А фильмы Звягинцева для тех, кто любит ковырять коросты на болячках.

Песни видишь-ли модные английские вставляет. Вы хоть в одном американском или английском фильме на бытовые темы встречали песни на русском? А почему в русских фильмах про русскую действительность появляются песни на английском? Растить побольше эмигрантов или как?
Такое кино учить ненавидеть свою страну.
В Америке нет таких фильмов. Они не позволят такому кино появиться.

05.06.2017, 13:08
Дык!

Чего ж непонятного?
***
Русских сознательно демонизируют, деморализуя изнутри и натравливая на них "прогрессивное человечество" - извне. Все это подготовка к решению "русского вопроса", на сей раз окончательному. Почему российская власть активно этому способствует, финансируя русофобию из бюджета? Потому что российская власть - либеральная. Вот определение российского либерала, данное еще Достоевским: "...русский либерализм не есть нападение на существующие порядки вещей, а есть нападение на самую сущность наших вещей, ... на самую Россию. Мой либерал дошел до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьет свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм…". Разница лишь в том, что теперь они у власти.

]]>]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.