Советские мультики и цензура

14:21 23.12.2018

Оказывается, многие популярные мультфильмы в СССР были серьезно потреплены цензурой — иногда ситуации были очень абсурдными

В СССР любое искусство не обходилось без цензуры. Оказывается, многие популярные мультфильмы в СССР были серьезно потреплены цензурой — иногда ситуации были очень абсурдными.

«Кот Леопольд» (1975)

«Кот Леопольд» — советский мультипликационный сериал про доброго кота Леопольда, которого в многочисленных ситуациях донимают двое мышей-хулиганов. Снимался на ТО «Экран» с 1975 по 1987 год.

Первая серия называлась «Месть кота Леопольда», но показана она была лишь спустя 6 лет после создания. Дело в том, что пилотная серия показалась комиссии худсовета с одной стороны излишне «кровавой» (титры оформлены были слишком специфически), а другой стороны — чересчур миролюбивой. Якобы кот, умиротворяющий мышей, — это не по-советски. Где напор? Где классовая борьба?

Вторая серия «Леопольд и золотая рыбка» понравилась советским худрукам значительно больше, и мультсериал получил путевку в жизнь.

«Ограбление по...» (1978)

Этот мультфильм был создан в 1978 году Ефимом Гамбургом и состоял из четырех частей, каждая из которых показывает ограбление банка с «характерными особенностями» той или иной страны (США, Франция, Италия и СССР).

Однако принимая ленту к показу, худсовет запретил последнюю - «советскую» - часть. Причина забавная: прототипом одного из героев являлся Савелий Крамаров, который к тому времени эмигрировал в США и считался предателем. Крамарова лишили советского гражданства, а все его фильмы запретили к показу. Мультфильм тоже попал под раздачу.

«Летучий корабль» (1979)

Режиссера Гарри Бардина, создавшего любимый многими мультфильм «Летучий корабль», обвинили в диссидентстве. Комиссию худсовета больше всего также возмутили слова песенки Водяного: «Живу я, как поганка».

«Пластилиновая ворона» (1981)

Легендарный мультик сначала очень не понравился худсовету. Новаторская на то время мультипликационная техника показалась им «бессмысленной белибердой». Кроме того, не понравился и один из голосов мультфильма, а именно Леонида Броневого. Как так? Мюллер озвучивает детский мультфильм? Нонсенс.

Хорошо, что мультфильмом заинтересовалась Ксения Маринина, режиссер популярной в то время передачи «Кинопанорама». Она на свой страх и риск показала «Пластилиновую ворону» в своей программе. И правильно сделала — мультфильм мгновенно стал популярным. Бюрократам деваться было уже некуда, в итоге произведению Татарского везде дали зеленый свет. «Ворона» заслуженно получила награды различных фестивалей, а главное — зрительскую любовь.

Кстати, заставка «Спокойной ночи, малыши» была снята в такой же технике после успеха «Пластилиновой вороны».

«Скорая помощь» (1949)

В 1949 году на студии «Союзмультфильм» создали сатирический мультфильм «Скорая помощь». По сюжету, в страну зайцев прибывает мистер Удав. Он объявляет, что его страна готова оказать зайцам скорую помощь — каждый заяц получит семь новых шкурок. Доверчивые жители длинной вереницей потянулись к мистеру Удаву. Здесь они попали в лапы его помощников-волков, которые сдирали с зайцев их последние шкурки.

Сюжет картины в аллегорически-басенной форме высмеивал американский план Маршалла по оказанию помощи послевоенной Европе и был редким для советской мультипликации конца 1940-х годов обращением к жанру политической сатиры. Картина была запрещена лично министром кинематографии Иваном Большаковым. Мультфильм был назван «идейно порочным» и «антихудожественным». В бумаге за подписью Большакова подчёркивалось, что авторы «грубо исказили» и «вульгаризировали» тему «реакционной империалистической политики».

«Стеклянная гармоника» (1968)

Политический фактор сыграл и против мультфильма-притчи «Стеклянная гармоника», снятого режиссером Андреем Хржановским на студии «Союзмультфильм». Анимационный фильм представили перед художественным руководством 21 августа 1968 года – в этот день советские войска были введены в Чехословакию. В результате мультфильм запретили, увидев в нем намеки на бюрократию. Несмотря на то, что в ленте даже была приписка о том, что сюжет разворачивается «в буржуазном обществе», где царит «разобщённость и озверение людей». Запрет «Стеклянной гармоники» ознаменовал завершение эпохи оттепели в советской мультипликации.

Стоп-кадры из ЖЖ uchvatovsb