ГУРЧЕНКО Людмила Марковна


Актриса Людмила Гурченко.

Портрет

Портрет


Людмила ГУРЧЕНКО. Архив ТОО «Агенство Люмьер»

ГУРЧЕНКО Людмила Марковна (р. 12 ноября 1935, Харьков), актриса, композитор; народная артистка СССР (1983); награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Окончила ВГИК (1958, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). Актриса Театра-студии киноактера (до 1964), театра «Современник» (1964-1966), Госконцерта (1966-1969). Первая же роль Леночки Крыловой в музыкальной комедии «Карнавальная ночь» (1956) принесла Гурченко необыкновенную популярность благодаря непосредственности, естественности и открытости актрисы-дебютантки, а также лирико-комедийного и эстрадного дарования, неплохих вокальных данных. Это сразу же было использовано в ряде лент на рубеже 1950—1960-х годов («Девушка с гитарой», «Роман и Франческа», «Человек ниоткуда», «Укротители велосипедов»), хотя уже тогда молодая актриса заявила о своих разносторонних способностях в жанре мелодрамы («Гулящая», 1961), драмы («Балтийское небо», 1961; «Рабочий поселок», 1966), фарса («Женитьба Бальзаминова», 1965).

И все-таки в 1960-х и начале 1970-х годов Гурченко практически была малозаметна, даже продолжая сниматься, в том числе неплохо играя и в лирической повести военных лет «Мой добрый папа» (1970) и в ироническом шпионском фильме «Один из нас» (1971). Тем не менее вплоть до выхода в 1974 производственной мелодрамы «Старые стены» (Государственная премия РСФСР, 1976), в которой актриса сыграла директора ткацкой фабрики, но без налета типичных черт советского руководителя, Гурченко с ее более чем 30 ролями на тот момент оставалась как бы выключенной из большого кинематографа.

В последующее десятилетие она стала одной из ведущих актрис, выступая в истинно звездных, бенефисных ролях в разнообразных лентах легкого жанра, от комедий до мюзиклов (телефильмы «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки», киноленты «Мама», «Рецепт ее молодости» и «Аплодисменты, аплодисменты», а также телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы («Песни военных лет» с ее собственной композицией). Но яркий артистизм, театрализация своего имиджа, расцвечивание исполняемого материала массой эффектных деталей, жестов, фраз, интонаций могут также таить в себе опасность превращения актерской игры в образец типичного шоу-бизнеса с ненужной мишурой и преувеличенными эмоциями. Досадные оттенки излишней эстрадности, пережим в реакциях, некоторая искусственность поведения — все это отчасти присутствует в таких, в принципе, удачных работах Гурченко, как сыгранные ее роли в фильмах «Любимая женщина механика Гаврилова» (1982), «Вокзал для двоих» (1983), «Любовь и голуби» (1984). Намного интереснее случаи самоограничения актрисы, когда она появлялась в небольшой роли («Полеты во сне и наяву», 1983) или вообще в эпизоде, но великолепно исполненном («Познавая белый свет», 1979). Образ Таи Соломиной в «Сибириаде» (1979) построен на резких перепадах почти от эксцентрики до пронзительного лиризма — и в эти моменты актриса наиболее убедительна. А как бы в продолжение своей актерской темы драматического постижения неоднозначного женского характера, что было заявлено в «Старых стенах», Гурченко с максимальным самоотречением и иногда безжалостно по отношению к собственному облику воплотила на экране несчастные, но несмотря ни на что счастливые судьбы героинь в лучших своих фильмах «Двадцать дней без войны» (1977, роль Ники) и «Пять вечеров» (1979, роль Тамары Васильевны). Представляется неслучайным и то, что именно на исходе этого успешного для себя десятилетия в кино актриса также выступила с искренней и честной книгой воспоминаний «Мое взрослое детство» (1982).

К сожалению, в дальнейшем для Гурченко опять не нашлось достойных ее актерского мастерства ролей. Она искусно повторяла прежние образы («Прохиндиада, или Бег на месте», 1984; «Прохиндиада-2», 1993), вновь играла независимых женщин, облаченных властью («Нелюдь», 1990; «Белые одежды», 1992), пыталась демонстративно вырваться даже из рамок сюжетного повествования, превращая фильм в эстрадный монолог актрисы («Послушай, Феллини!..», 1993) или музыкальный бенефис («Люблю», 1993). Закономерно, что в поисках новых и необычных ролей она была вынуждена обратиться к антрепризному театру, где ей больше по душе стихия бенефисного актерства. Хотя лучшие работы Гурченко в кино подтверждают, что под жестким собственным контролем и в подчинении воли режиссера она творит жизненно убедительнее и сильнее по эмоциональному воздействию на зрителей. Гурченко — автор нескольких биографических книг, наиболее удачная из них «Мое взрослое детство».


Постер фильма «Пять вечеров».

© КВО «Крупный план».

 


Постер фильма «Любимая женщина механика Гаврилова».

© КВО «Крупный план».

 


Постер фильма «Вокзал для двоих».

© КВО «Крупный план».

 

1956 Дорога правды актриса
1956 Карнавальная ночь актриса
1956 Сердце бьется вновь актриса
1958 Девушка с гитарой актриса
1960 Пойманный монах актриса
1960 Роман и Франческа актриса
1961 Гулящая актриса
1961 Человек ниоткуда актриса
1963 Укротители велосипедов актриса
1964 Женитьба Бальзаминова актриса
1965 Рабочий поселок актриса
1965 Строится мост актриса
1966 Нет и да актриса
1967 Взорванный ад актриса
1969 Белый взрыв актриса
1970 Дорога на Рюбецаль актриса
1970 Мой добрый папа актриса
1970 Один из нас актриса
1971 Корона Российской Империи, или снова неуловимые актриса
1971 Тень актриса
1972 Летние сны актриса
1972 Табачный капитан актриса
1972 Цирк зажигает огни актриса
1973 Дача актриса
1973 Дверь без замка актриса
1973 Дети Ванюшина актриса
1973 Открытая книга актриса
1973 Старые стены актриса
1974 Соломенная шляпка актриса
1975 Дневник директора школы актриса
1975 Шаг навстречу (Несколько историй веселых и грустных..., киноальманах) актриса
1976 Двадцать дней без войны актриса
1976 Мама вокал, актриса
1976 Небесные ласточки актриса
1976 Преступление («Нетерпимость», фильм первый) актриса
1976 Семейная мелодрама актриса
1976 Сентиментальный роман актриса
1977 Вторая попытка Виктора Крохина актриса
1977 Обратная связь актриса
1978 Красавец-мужчина актриса
1978 Острова в океане актриса
1978 Познавая белый свет актриса
1978 Пять вечеров актриса
1978 Сибириада (В 4-х фильмах) актриса
1978 Уходя — уходи актриса
1980 Идеальный муж актриса
1980 Особо важное задание актриса
1981 Любимая женщина механика Гаврилова актриса
1981 Отпуск за свой счет актриса
1982 Вокзал для двоих актриса
1982 Магистраль актриса
1982 Полеты во сне и наяву актриса
1982 Шурочка актриса
1983 Рецепт ее молодости актриса
1984 Аплодисменты, аплодисменты. . . актриса
1984 Любовь и голуби актриса
1984 Прохиндиада, или бег на месте актриса
1987 Претендент актриса
1988 Дорога в ад актриса
1988 Ожог актриса
1989 А был ли Каротин актриса
1990 Имитатор актриса
1990 Моя морячка композитор, вокал, актриса
1990 Наша дача актриса
1990 Нелюдь ( «В раю запрещена охота») актриса
1991 Виват, гардемарины! актриса
1991 Сексказка («Сек-с-казка») актриса
1992 Белые одежды актриса
1992 ГардемаринЫ-III актриса
1992 Прощальные гастроли актриса
1993 Люблю используемая музыка, актриса
1993 Послушай, Феллини! . . актриса
1994 ПрохиндиадА—2 актриса
1996 Четверо вокал
1997 Старые песни о главном 2 актриса
1998 Мама вокал
2000 Старые клячи вокал, актриса
2001 Женское счастье актриса, вокал


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.