СПИЛБЕРГ Стивен


Стивен СПИЛБЕРГ. Архив ООО «Редакция «ВИДЕО-АСС»


Харрисон Форд, Шон Коннери в фильме Стивена Спилберга "Индиана Джонс и последний крестовый поход".
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"


Робин Уильямс, Чарли Корсмо в фильме Стивена Спилберга "Капитан Крюк".
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"


Кадр из фильма Стивена Спилберга "Челюсти".
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"


Харрисон Форд в главной роли в приключенческом фильме Стивена Спилберга «Индиана Джонс и Храм судьбы».
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"


Стивен Спилберг с актрисой Жанной Моро.
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"


Кадр из фильма Стивена Спилберга "Цвет лиловый".
Архив ООО "Редакция "ВИДЕО-АСС"

СПИЛБЕРГ (Spielberg) Стивен (р. 18. 12. 1947), американский режиссер, продюсер, сценарист.

С детства снимал любительские фильмы на 8 мм. Первую сюжетную ленту с актерами снял в 12 лет в Финиксе. В 13 лет получил первый приз за 40-минутный фильм о войне «Побег в никуда» (Escape To Nowhere, 1960).

Первая профессиональная картина — двадцатиминутная короткометражка «Эмблин» (Amblin, 1969) — обеспечила ему контракт с компанией «Юниверсал». Спилберг — основная фигура нового американского кино: его художественная система послужила стартовой площадкой для творчества многих режиссеров «постшестидесятников». В советской и постсоветской прессе Спилберга часто представляли королем «развлекательно-зрелищного кино», как чего-то второсортного и не имеющего права соревноваться с высоким искусством. Хотя, безусловно, его лучшие фильмы, при всей их кажущейся безыскусности, содержат мощнейший программный заряд, одновременно и отражающий новую социальную реальность и конструирующий ее. Это качество впервые проявилось — еще несколько неуверенно — в финансовом рекордсмене 1975, ленте «Челюсти» (Jaws).

Формально определив ее в рубрику «фильмы катастроф» (вместе с «Адом в поднебесье» или «Аэропортом»), критики не заметили новаторских элементов. Но по-настоящему новые идеи развернулись только в картине «Близкие контакты третьего вида» (Close Encounters Of The Third Kind), которая была создана в революционном 1977 — времени появления первого видеоклипа, первого персонального компьютера, первых серьезных распродаж видеотехники. В этом фильме как раз и была найдена новая формула: фантастический элемент (в данном случае НЛО и их воздействие на Америку конца 1970-х) «вставляется» в гиперреалистически (и одновременно — трепетно романтически) показанную действительность, причем абсолютно без шва — как действующий фактор этой реальности.

Этот подход получил развитие и подтверждение после колоссального успеха «Е. Т., Инопланетянина» (E.T. The Extra-Terrestrial, 1982). Не желая заниматься самоповторами в режиссуре, Спилберг создал фирму «Эмблин энтертейнмент». С точки зрения кинотеории, течение, которое возглавил Спилберг в Голливуде, принято называть «синефильством» — его представители снимают фильмы, опираясь на другие фильмы — а не на жизненный опыт — как было принято в традиционном кинематографе. Спилберг «провел ревизию» классического Голливуда с Годаром в качестве «главного аудитора» и воссоздал гуманистическую традицию лент Капры на новом уровне. Недаром одной из любимых картин Спилберга является капровская «Жизнь прекрасна». И в каждом его фильме можно найти ссылки на классическое голливудское кино: в «Империи солнца» (Empire Of The Sun, 1987) — на «Унесенных ветром» (Gone With The Wind); в «Близких контактах третьего вида» — на «Десять заповедей» и «Пиноккио»; в «Е. Т.» — на «Тихого человека» и «Волшебника из страны Оз»; в «Списке Шиндлера» (Schindler's List, 1993) — на «Гражданина Кейна». При этом Спилберга можно считать адекватным представителем интересов американского среднего класса — он очень хорошо знает жизнь современных пригородов, где, как он однажды выразился, «взрослеют с тремя родителями — матерью, отцом и телевизором». А по замечанию критика Джеймса Монако, и в «Близких контактах», и в «Е. Т.» инопланетяне обещают жизнь вне ограничений, свойственных для жизни среднего класса в американской «субурбии» — космические корабли беспрепятственно перелетают над пограничными будками главного шоссе штата, определяющими границы материального мира американских предместий.

Спилберг, как правило, снимает удачные с коммерческой точки зрения проекты. Редким исключением стал фильм «1941» (1979), который провалился в прокате. Через два года вышла первая серия фильма о приключениях археолога-авантюриста Индианы Джонса (Харрисон Форд) — «В поисках утраченного ковчега» (Raiders of the Lost Ark, 1981), замысел которой был основан на популярных со времен немого кино низкобюджетных сериалах. Ее успех доказал, что Спилберг знает, как создавать хорошо продаваемый кино-продукт, при этом учесть вкусы «синефильской» аудитории.

Спилберг проложил Голливуду дорогу в современность, а сам на некоторое время сбавил обороты и начал снимать не очень прибыльные фильмы типа «Цвет лиловый» (The Color Purple, 1985) или «Всегда» (Always, 1989). Но уже в ленте «Капитан Крюк» (Hook, 1991), грандиозном римейке полнометражного диснеевского мультфильма «Питер Пэн» (1953), Спилберг как бы собрал все мотивы и сюжеты своих картин и вывел инвариантный характер, в том или ином обличье присутствовавший во всех его фильмах — нестареющего мальчика-мужчину, почти что alter ego автора. Летом 1993 на экранах появился блокбастер «Парк юрского периода» (Jurassic Park) (кассовые сборы — $356, 8 млн) — история динозавров, восстановленных в наши дни по генетическому коду. Причина грандиозного успеха лежит не столько в художественных достоинствах ленты — если не считать парада аттракционов, это не такое уж интересное кино, хотя бы в сравнении с «E. T.». Все дело в точном продюсерском расчете и понимании того, что в данный момент хочет зритель. 

Не так просто было режиссеру приступить к своей следующей работе — «Списку Шиндлера» (7 премий «Оскар», в том числе за фильм и режиссуру), снятом в том же 1993 в прямо противоположной «Парку» аскетической черно-белой палитре. Спилберга всегда волновала  тема геноцида евреев во время Второй мировой войны. Но режиссер подошел к ее раскрытию не под прямым углом — глазами жертв. Сюжетный ход, основанный на реальной истории спасения группы евреев немецким промышленником, освобождал его от обвинений представителей других, не менее пострадавших народов. Режиссер поднялся над понятыми узко национально вечными дилеммами: свободы и рабства, долга и необходимости, прощения человеческого и божеского. Снятый в цвете финал картины — процессия доживших до наших дней реальных людей из списка, кладущих камни на могильную плиту Шиндлера, превратил ее в притчу библейского звучания.

После почти четырехлетнего перерыва в 1997 он выпустил «Затерянный мир» — сиквел «Парка юрского периода», собравший $230 млн. 

В 1998 Спилберг вновь покорил Америку фильмом «Спасение Рядового Райана» (Saving Private Ryan, 1998) — пять «Оскаров», в том числе приз получил и он сам как лучший режиссер. С первых кадров фильм потрясает мастерски снятыми сценами высадки десанта союзников на побережье Нормандии, в которых рваным монтажом, реалистическими, подчас натуралистическими цветами и звуками войны передано ощущение мирового катаклизма и тщетности человеческого существования. Далее режиссер пытается опровергнуть это первое впечатление, рассказывая историю эвакуации простого солдата, чьи братья погибли в первые дни высадки. Спилберг обращается к гуманистической идее абсолютной ценности единичной человеческой жизни в любой даже самой экстремальной ситуации, что сближает картину со «Списком Шиндлера». Однако в Европе, и особенно в России, принявшей на себя основной груз борьбы с нацизмом, фильм вызвал упреки массовой аудитории в американизации войны, европейская критика также оценила эту слишком голливудскую работу Спилберга невысоко, не видя в ней присущей этому художнику творческой смелости.

Спилберг является лидером голливудского мейнстрима; его совместная (с двумя другими магнатами — Джефри Катценбергом и Дейвидом Геффеном) кинокомпания «Dream Works» осуществляет успешные в коммерческом и в творческом отношении проекты.

1960 ПОБЕГ В НИКУДА / ESCAPE TO NOWHERE режиссер
1963 FIRELIGHT режиссер
1969 ЭМБЛИН / AMBLIN режиссер
1969 NIGHT GALLERY режиссер
1971 ДУЭЛЬ / DUEL режиссер
1972 SOMETHING EVIL режиссер
1973 ACE ELI AND RODGER OF THE SKIES сюжет
1973 SAVAGE режиссер
1974 THE SUGARLAND EXPRESS режиссер, сюжет
1975 ЧЕЛЮСТИ / JAWS режиссер
1977 БЛИЗКИЕ КОНТАКТЫ ТРЕТЬЕГО ВИДА / CLOSE ENCOUNTERS OF THE THIRD KIND режиссер, спецэффекты
1978 I WANNA HOLD YOUR HAND исполнительный продюсер
1941 1979 / режиссер
1980 БРАТЬЯ БЛЮЗ / THE BLUES BROTHERS исполнитель
1980 CLOSE ENCOUNTERS OF THE THIRD KIND: SPECIAL EDITION режиссер, спецэффекты
1980 USED CARS исполнительный продюсер
1981 CONTINENTAL DIVIDE исполнительный продюсер
1981 ИСКАТЕЛИ ПОТЕРЯННОГО КОВЧЕГА / RAIDERS OF THE LOST ARK режиссер
1982 CHAMBRE 666 исполнитель
1982 Е. Т., ИНОПЛАНЕТЯНИН / E.T. THE EXTRA-TERRESTRIAL продюсер, режиссер
1982 ПОЛТЕРГЕЙСТ / POLTERGEIST соавтор сюжета
1983 TWILIGHT ZONE—THE MOVIE продюсер, режиссер
1984 ГРЕМЛИНЫ / GREMLINS продюсер
1984 ИНДИАНА ДЖОНС И ХРАМ РОКА / INDIANA JONES AND THE TEMPLE OF DOOM режиссер
1985 НАЗАД В БУДУЩЕЕ / BACK TO THE FUTURE исполнительный продюсер
1985 ЦВЕТ ЛИЛОВЫЙ / THE COLOR PURPLE продюсер, режиссер
1985 THE GOONIES исполнительный продюсер, сюжет
1985 МОЛОДОЙ ШЕРЛОК ХОЛМС / YOUNG SHERLOCK HOLMES продюсер
1986 AN AMERICAN TAIL исполнительный продюсер
1986 THE MONEY PIT исполнительный продюсер
1987 * БАТАРЕЙКИ В КОМПЛЕКТ НЕ ВХОДЯТ / *BATTERIES NOT INCLUDED исполнительный продюсер
1987 ИМПЕРИЯ СОЛНЦА / EMPIRE OF THE SUN продюсер, режиссер
1987 ВНУТРЕННИЙ КОСМОС / INNERSPACE исполнительный продюсер
1988 THE LAND BEFORE TIME исполнительный продюсер
1988 WHO FRAMED ROGER RABBIT исполнительный продюсер
1989 ВСЕГДА / ALWAYS продюсер, режиссер
1989 BACK TO THE FUTURE PART II исполнительный продюсер
1989 DAD исполнительный продюсер
1989 ИНДИАНА ДЖОНС И ПОСЛЕДНИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД / INDIANA JONES AND THE LAST CRUSADE режиссер
1989 TUMMY TROUBLE исполнительный продюсер
1990 АРАХНОФОБИЯ / ARACHNOPHOBIA исполнительный продюсер
1990 BACK TO THE FUTURE PART III исполнительный продюсер
1990 ГРЕМЛИНЫ 2: НОВЫЙ ВЫВОДОК / GREMLINS 2: THE NEW BATCH исполнительный продюсер
1990 ДЖО ПРОТИВ ВУЛКАНА / JOE VERSUS THE VOLCANO исполнительный продюсер
1990 LISTEN UP: THE LIVES OF QUINCY JONES исполнитель
1990 ROLLERCOASTER RABBIT исполнительный продюсер
1991 AN AMERICAN TAIL: FIEVEL GOES WEST продюсер
1991 КАПИТАН КРЮК / HOOK режиссер
1992 THE MAGICAL WORLD OF CHUCK JONES
1993 ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА / JURASSIC PARK режиссер
1993 СПИСОК ШИНДЛЕРА / SCHINDLER'S LIST продюсер, режиссер
1993 TRAIL MIX-UP исполнительный продюсер
1993 WE'RE BACK: A DINOSAUR'S STORY исполнительный продюсер
1994 I'M MAD исполнительный продюсер
1995 BALTO исполнительный продюсер
1995 КАСПЕР / CASPER исполнительный продюсер
1996 СМЕРЧ / TWISTER исполнительный продюсер
1995 DIG, THE (VG) сценарий
1997 AMISTAD режиссер, сюжет, продюсер
1997 LOST WORLD: JURASSIC PARK, THE режиссер
1998 SAVING PRIVATE RYAN режиссер, продюсер
1999 UNFINISHED JOURNEY, THE режиссер
1999/II Medal of Honor (VG) сценарий
2001 A.I. ARTIFICIAL INTELLIGENCE режиссер, сценарий, продюсер
2002 Minority Report режиссер
2002 Catch Me If You Can режиссер, продюсер
2002 Medal of Honor: Allied Assault сценарий
2002 Medal of Honor Frontline сценарий


Следите за обновлениями на сайте Мегаэнциклопедии «Кирилла и Мефодия» (megabook.ru)

Комментарии читателей
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.