Сергей Соседов о Валентине Толкуновой и Любаше

09:20 29.03.2010

Очередное увлекательное музыкальное обозрение Сергея Соседова пришлось, господа, на весьма грустные дни. Но автор, как нам кажется, сумел донести в своем материале так необходимую сегодня интонацию оптимизма, позитива. Даже в мини-очерке, посвященном печальному уходу певицы Валентины Толкуновой, струятся свет и надежда. А сколько интересных мыслей и тонких наблюдений в рецензии на новый альбом Любаши!

Немедленно принимайтесь за чтение, дорогие читатели. Мы, как всегда, ждем вашей заинтересованной реакции.

ЕЕ МАТЕРИНСКИЙ ГОЛОС БУДЕТ ВДОХНОВЛЯТЬ НАС ВСЕГДА…

Март 2010 года еще раз напомнил нам о бренности и эфемерности бытия. Жуткие теракты в московском метро, унесшие жизни десятков людей, явно не располагают к радужному восприятию окружающего. Живем будто на театре военных действий. Ощущение, что близится апокалипсис. Страшно. Но жить надо.

Первый весенний месяц принес и еще одно печальное известие: умерла Валентина ТОЛКУНОВА – певица, которой никогда не было много, но которая всегда БЫЛА. И то, что это было счастье для нас, понимаешь только сейчас.

Был с нами ее чистый, родниковый, словно материнский, голос. Были ее нежные, добрые, человеческие песни. И что свойственно только редким большим артистам: она вошла в каждый дом по-настоящему родным человеком – сестрой, матерью, бабушкой; удивительно: очень многие воспринимали ее не столько как певицу, а именно как близкую родственницу, «кровинку», дорогую подругу. В этом смысле она была певицей ИЗ народа и ДЛЯ народа. Ее песни не звали к борьбе, не настраивали на «бой с судьбой», ничего не бичевали, никого не обвиняли, не особенно развлекали, но – успокаивали, умиляли, лечили. Что в эпоху нравственно-моральных катаклизмов, политических бурь и бесконечных стрессов было и есть посильнее любого лекарства. То великая сила искусства.

И она несла это искусство в себе честно, достойно, несуетно, без фанфар и пиара. И отдавала его людям. Так же честно и бескорыстно. Говорили и писали о ней действительно мало, да и по ТВ показывали нечасто – как в советское время, так и в эпоху «новой России». Но вот феномен: Валентину Толкунову, или, как часто в народе ее называли, Валечку, Валюшу знали, пожалуй, все (глупых тинэйджеров и «экстремальную» молодежь мы в расчет не берем). Ее неповторимый голос с дивными, «родными» обертонами узнаваем с первой же взятой ноты. А это фирменное клеймо мастера. И пусть не всегда доходили до слушателя ее последние песни, но всякий, кто любил и любит великую советскую эстраду (да-да, именно великую!), числит Валентину Васильевну в ряду самых больших мастеров.

…Она родилась 12 июля 1946 года в Армавире. Окончила музыкальное училище им. Гнесиных и Московский институт культуры (дирижерско-хоровое отделение). Но мало кто знает, что начинала Толкунова не как лирическая эстрадная певица, а как… джазовая. В конце 60-х – начале 70-х пела в вокальном квартете ансамбля «ВИО-66» под управлением Юрия Саульского. Но вскоре поняла, что джаз – это не совсем ее. Толкунова понимала, что нужно искать свое направление в творчестве, свою тему, свою песню. И она вскоре нашлась. Это ставшие ее визитной карточкой «Серебряные свадьбы» Павла Аедоницкого на стихи Екатерины Шевелевой. Композиция стала лауреатом фестиваля «Песня -73» и надолго определила творческое лицо артистки.

Тема и имидж простой русской женщины, но не разбитной деревенской молодухи, а – ласковой, сердечной, жертвенной, но с чувством собственного достоинства нашей современницы, – навсегда закрепились за Валентиной Васильевной. Невозможно забыть такие песенные шедевры певицы, как «Поговори со мною, мама» В. Мигули на стихи В. Гина, «Стою на полустаночке» И. Катаева и М. Анчарова, «Деревянные лошадки» М. Минкова и Э. Шима, русскую народную «Мы на лодочке катались», «Где ты раньше был?» Э. Колмановского и Е. Долматовского, «Если б не было войны» М. Минкова на стихи И. Шаферана, «Я не могу иначе» А. Пахмутовой и Н. Добронравова…

Лично мне чрезвычайно нравится редко исполнявшаяся вокалисткой сложная голосовая композиция, в которой можно расслышать ее сильное джазовое начало; это произведение татарского композитора Алмаза Монасыпова «А любовь-то лебедем». Оно известно не столь широко, как вышеперечисленные песни, но, поверьте, его стоит разыскать и обязательно послушать каждому меломану.

А еще мне запомнился эпизод двухгодичной давности. Был какой-то посредственный сборный концерт в ГЦКЗ «Россия» в Лужниках, где почти все артисты пели под фонограмму, да и вообще не утруждали себя щепетильной сценической работой, и до того все это было убого, что мне захотелось уйти. И что же меня поразило, когда я проходил мимо черной ширмы за сценой? Валентина Васильевна, чей выход был далеко впереди, стоя в красивом красном платье, отрабатывала нехитрые сценические движения и… распевалась. Для непосвященных скажу: певцов, проделывающих вокальные упражнения перед своим выступлением (тем более в забубенном сборном шоу), вы сегодня не встретите. За КРАЙНЕ редким исключением.

Спасибо Вам, Валентина Васильевна, за все Ваши песни, за уроки профессионализма, за радость и любовь. За высокую человечность – в жизни и на сцене. Мы не забудем Вас.

НИКТО, КАК ТЫ, НЕ НАПИШЕТ

И как-то замечательно получилось, что именно в эти не слишком веселые дни мне попал в руки недавний альбом песен композитора и поэтессы ЛЮБАШИ «ИЗУЧАЙ МЕНЯ ПО ЗВЕЗДАМ. ЧАСТЬ 2». Давно не получал я такого удовольствия от потрясающего по качеству материала и пришел к выводу, что именно Любаша (Татьяна Залужная) олицетворяет сегодня преемственность поколений на нашей эстраде (не хочется называть это шоу-бизнесом, поскольку это – искусство).

Итак, под одной обложкой встретились все самые яркие и крупные звезды современной поп-сцены: Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Филипп Киркоров, Валерия, Надежда Бабкина, Николай Басков, Верка Сердючка… И каждой из них Любаша сумела подарить свою, ОСОБУЮ песню, придать их движению на поп-небосклоне новую траекторию. Жаль, что ни один из этих шлягеров не спела Валюша Толкунова – несомненно, Любаша подобрала бы репертуар и ей, так как в ее, Любашином, творчестве много истинно народного начала.

Взять хотя бы ее стихи – казалось бы, по форме довольно простые, бесхитростные, немногословные, но по сути такие глубокие, емкие, житейские. Как русские народные песни. Во всяком случае, традиция та же. «Играет волынка вдалеке, / Я в правом ботинке плыву по реке. / Я в правом ботинке на левой руке / Плыву невидимкой по реке». Или почти частушка: «Хорошо красавицам, они всем нравятся, / Только нам с тобой о том не надо париться».

Стихи Любаши коротки, лапидарны, но при этом многослойны, парадоксальны, позитивны и необыкновенно афористичны. В них много аллитерации, каламбуров, часто одни и те же слова виртуозно используются в разных значениях. Поэтесса выплескивает стихи, как мы пишем sms-ки – только делает это легко, изящно и высокохудожественно. Так не писал раньше никто – ни Шаферан, ни Дербенев, ни Танич, ни Резник… Посмотрите (из раннего Любашиного): «Улица, фонарь, аптека, и в окне два человека, / Год за годом, век за веком – улица, фонарь, аптека». Всего в двух строчках объята вся круговерть жизни, незыблемость мироздания, цикличность всего земного, зиждущаяся на Любви («глобальность» строфы усиливается еще и мастерской отсылкой к Блоку).

А тонко выраженное смятение девушки, которая ждет своего нового друга (он уже звонит в дверь!) и решает: «Открою – рискую СОБОЮ, не открою – рискую ТОБОЙ». Точнее и метче, умри, не скажешь!! И не надо никаких вымученных страстей, всхлипов, «берегов-туманов-обманов». То есть одной короткой фразой Любаша может выразить ВСЁ! Это ее поэтическое качество высоко ценил гений песенной строки Михаил Исаевич Танич (который, надо сказать, вообще очень мало кого хвалил, а уж тем более восхищался!) Он и сам любил емкую лаконичность стиха, но, по его же признанию, «так, как пишет Любаша, у меня не получалось». И эти слова дорогого стоит.

А сколько ругали ее за эту простоту, немногословность, писали, что это примитивизм, ёрничество! Само собой, конечно, доставалось и Аллочке Пугачевой, которая громко открыла Любашу и спела более 10 ее песен. Ругали за «Будь или не будь», «Кафешку», «Голову»… Между тем, «Голова» – совершенно искрометная, остроумная, а главное – самоироничная вещь, там три куплета: в первом поется, как девушка влюбилась и потеряла голову («под одеялом» – это кто-то счел пошлостью), во втором – как она ее (эту самую голову) «искала», а в третьем – оказалось, что «любовь прошла» и голова сама собой «нашлась». Так любовную тему в песне не решал, по-моему, еще никто. А уж рискнуть спеть припев со словами: «Голова моя глупая, безногая, безрукая…» могла только Алла Пугачева (ну и сама Любаша, конечно).

Но, естественно, не только стихами славна Любаша. Не менее хороши и ее легкие, словно взмах крыла, вдохновенные, хитовые, прекрасно аранжированные мелодии, которые сразу западают в душу, «прямо в сердце льются».

Вернемся, однако, к альбому. Здесь есть два неоспоримых шедевра. Один мы много раз уже слышали. Это композиция «Полетели» в исполнении Филиппа Киркорова. Стихи припева потрясают свежестью метафор и символов: «Полетели сквозь окна, занавешенные дождем, / Чтобы ты не промокла, я буду твоим плащом, / Полетели сквозь стрелы под обстрелом и под огнем, / Чтобы ты не сгорела, я буду твоим дождем». Блестящая образная строфа акцентирована нервной, напряженной, скачкообразно восходящей мелодией с триолями, «рисующей» мистический полет, и заставляет слушателя поверить в силу и искренность чувств героя песни. Исполнение Киркорова безупречно.

Второй шедевр достался Иосифу Кобзону. Это словно по заказу написанная «возрастная» вещь под лаконичным заглавием «Всего». В ней говорится о том, как пожилой уже человек, мужчина, влюбился в юную особу (ну, бывает в жизни такое!) Он поет: «Юная снежинка на моих губах, сделал я ошибку, полюбив тебя, / Ты пока не знаешь: счастье – на беду, ночью ТЫ растаешь, утром Я уйду». И понимать это «Я уйду» можно по-разному, ведь «у тебя лишь ВЕЧНОСТЬ всего, а у меня лишь ВЕЧЕР всего, / И, тебя желая, я тебе желаю всего».

Композицию невозможно слушать без душевного трепета и переживания: настолько ТОЧНО (микронно-точно!) расставлены в ней оттенки смыслов, мелодические и поэтические акценты. Номер по своему драматизму и художественной силе приближается к гениальной песне Александры Пахмутовой на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова «Нежность». Кстати, неспешный мелодический ход Любашиного шедевра напоминает стилистику и настроение несуетно-эпических, камерных произведений другого классика советской эстрады – композитора Яна Френкеля. Да, заполучить такое сокровище на закате эстрадной карьеры, да еще от молодого автора – настоящая удача и счастье для великого артиста. Исполнение Кобзона также безупречно. Я несколько раз смахивал слезу. Очень хороши такие стопроцентные хиты, как «Холодно в городе» для Пугачевой, «Никто, как ты» для Валерии, «Где найти любовь» для Баскова… Симпатичные вещицы написала Татьяна и для своего сына Андрея, тоже певца (у него красивый юношеский тембр голоса); он выступает под сценическим псевдонимом Grizz-Lee. Это песни «Мы играем в футбол», «А она» и «С днем рождения» (последняя спета в дуэте с мамой).

Прекрасное впечатление производит и легкая, воздушная композиция «Тучка», которую Любаша исполняет вместе с Александром Маршалом. В немудреных словах: «Любить – это как дышать, и думать не надо, это как взлетать, это как падать» как раз и скрыта сермяжная житейская мудрость. Так же, как в новой композиции «Соседки», несколько небрежно напетой Михаилом Боярским (надо бы переписать!): «В старинной беседке как бы невзначай встретились соседки Радость и Печаль, / Всё пожимали плечами Радость с Печалью. / «Жизнь прекрасна!», – смеялась Радость, «Всё напрасно!», – вздыхала Печаль, / «Как скучна ты!», – смеялась Радость, «Как смешна ты!», – вздыхала Печаль». Так всю жизнь и ходили они по кругу, мимо друг друга, споря между собой, не понимая того, что ничего друг дружке никогда не докажут, потому что обе… всегда фатально правы.

Господи, сколь образно и выпукло (и всего лишь в одной миниатюре!) явлена нам диалектическая дуальность мира! Целая философия в песне! Вот за такие тонкие штучки мы и ценим креативно талантливую Любашу.

…Она, чуткая и ранимая, иногда обижается на каких-то умников журналистов, которые в своих блогах мимоходом обзывают ее творчество «третьесортной попсой» и лепят брезгливые ярлыки, типа: «Любаша? Да бросьте…Это не Пастернак». (Как будто они что-то понимают в Пастернаке!) Ей-богу, надо быть совсем бесслухим и ничего не смыслящим ни в музыке, ни в песенной поэзии человеком, чтобы писать такое.

Не бери в голову, Любаша! Надо ли тратить время и нервы на шавок?! Смейся в лицо судьбе. И радуй людей новыми открытиями в песне и в… них самих. Вводи в экстаз и доводи до слез. Долгой, счастливой тебе дороги в искусстве и в жизни. Будь счастлива.

Сергей СОСЕДОВ

Читайте также:

Сергей Соседов: «Дискотека 80-х – сенсация, которой…не было»

Сергей Соседов: «Песни, словно шапка, не по сеньке»

Сергей Соседов: «Бойтесь штатных болтунов!»

Сергей Соседов: «Концерт Петра Дранги – халтура за бабки!»

Сергей Соседов: Открытое письмо Стасу Пьехе

Сергей Соседов о юбилейном концерте группы «МАШИНА ВРЕМЕНИ»

Сергей Соседов о новых альбомах Патрисии Каас и Александра Рыбака

Сергей Соседов о рождественских альбомах Барбры Стрейзанд и Боба Дилана

Сергей Соседов об опере Александра Градского и новом альбоме Уитни Хьюстон

Сергей Соседов: «Счастье, что нам есть что вспомнить…»

Сергей Соседов о новогодне-рождественской телепрограмме
Сергей Соседов о феномене Сезарии Эворы

Сергей Соседов о концерте певца Сергея Трофимова

Сергей Соседов о концертах «На-На» и Надежды Бабкиной

Темы: Музыка
Комментарии читателей
]]>
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.