Хелависа («Мельница»): «Все, кто рос в России, хорошо приспосабливаются к кризису»

15:21 20.04.2015 , Денис Ступников

Группа «Мельница» даст 23 апреля в клубе YotaSpace большой концерт «На пороге весны».

Коллектив не стоит на месте. Просле успешного альбома «Ангелофрения», «Мельница» совместно писателем-фантастом Максимом Хорсуном выпустила его литературную версию, а также концертник «Ангелофрения. Live». В YotaSpace, наряду с этой программой, прозвучат и песни с готовящегося альбома. Специальным гостем концерта станет певица Татьяна Зыкина. Корреспондент KM.RU пообщался с вокалисткой «Мельницы» Натальей О'Шей (Хелависой).

«Мельница» © KM.RU, Екатерина Безродных

KM.RU: Вы активно гастролируете. Как сейчас обстоит дело с концертами на периферии?

- Наверное, мы относимся к тому небольшому количеству команд, которых кризис не коснулся. Насколько я понимаю, та же история еще у «Пикника» и «ЧайФов». Складывается ощущение, что прошлой осенью, когда началось вот это самое падение рубля, многие промоутеры немножечко испугались, но те, которые рискнули и пошли ва-банк, сделали концерт и получили аншлаги. После этого сейчас всплывают какие-то другие промоутеры с криками: «Ааа, мы тоже хотим!» (смеется). Так что я не могу сказать, что кризис нас как-то затронул. За это надо сказать спасибо нашей публике, потому что они у нас очень стабильные и ждут нас в каждом городе. Везде есть какие-то фишки. Допустим, я знаю, что в Краснодаре нам принесут пирожки или конфетки. Такие ячейки фан-клубов есть практически в каждом городе, они создают себе группы Вконтакте (как мне доносит пресса), что-то организуют, что-то себе придумывают, они уже за год придумывают какие-то акции, флешмобы, плакаты, подарки и т. д. Пекут пироги, приносят фигурки каслинского литья, тульские пряники. То есть у каждого города есть свое лицо. И это, конечно, исключительно приятно, потому что зачастую мы не в совсем адекватном состоянии находимся внутри тура. Скажем, мы летим в 0:25 по Москве и прибываем в Уфу в 5:25, а нас ждут поклонники и предлагают с нами сфотографироваться. Мы им предлагаем: «Ребята, может, после концерта? У нас сейчас совсем глазки слипаются, мы не спали полночи, и все совсем как-то нехорошо». Так что когда мы находимся внутри тура, мы пребываем немножечко в измененном состоянии, потому что все время спим. Даже немножко обидно за людей, жалко их, они спрашивают: «А, скажите, пожалуйста. Вы гуляли по нашему городу?». И ты им говоришь: «К сожалению, нет». Потому что мы приезжаем — и просто спим — просто для того, чтобы выдать этот максимум энергии на концерте. Для этого приходится постоянно отдыхать. Извините, ребята, мы немножко медленные, кроме того момента, когда мы выходим на сцену.

KM.RU: Какие флэш-мобы от фанатов на местах стали для вас наиболее неожиданными?

- Помню, в Новосибирске в прошлом году на песне «Зима» люди из фан-клуба встали с плакатами, изображающими снежинки, и начали их крутить. У нас на сцене абсолютно у всех уехала крыша. От этого концентрического движения мы пропустили в песне куплет. Все! Это очень смешно, после концерта мы долго удивлялись, а что вообще это было? Мы реально залипли на эти волчки, у нас что-то порвалось в мозгах.

«Мельница» © KM.RU, Екатерина Безродных

KM.RU: Из-за эеономического кризиса у вас никакие концерты не отменялись?

- Нет-нет! Единственная «жесть» была, когда я попала в больницу, ожидая младшую дочку. Мне пришлось лечь в больницу, у меня была отслойка плаценты, а я была на восьмом месяце беременности, и нам, к сожалению, пришлось отменить два концерта. Вот это, конечно, было очень грустно. Еще был один момент, когда нам пришлось отменить свое выступление, поскольку нас не сажали в Перми из-за погодных условий. Мы три часа летали над городом, видели, как там болтаются гигантские десятиметровые елки в пурге, было очень страшно. Закрылся аэропорт, и нас не посадили, отправив в Екатеринбург, где мы сидели еще пять часов и надеялись, что вдруг Пермь все-таки откроют. Но в итоге Екатеринбург тоже закрылся. Так что концерт у нас отменился по погодным условиям, и пермяки очень обижались. Нам было их жалко, они так ругались, потому что уральцы всегда немножечко обиженные и суровые. Я помню, мы сидели на вокзале в Екатеринбурге, платили за вокзальный Wi-fi и писали в соцсетях: «Ребята, извините, нас не посадили в Перми, мы в Екатеринбурге, ждем нашего поезда».

KM.RU: Наталья, а вообще финансовый кризис вы уже на себе ощутили? Помню, в 2008-м вы жаловались, что тогда он вас коснулся.

- Да мы уже как-то привыкли.

KM.RU: То есть особого дискомфорта уже не испытываете?

- Да ладно! Мне кажется, все, кто рос в России, очень хорошо приспосабливаются. Ну, ОК, банки отпустили евро, и теперь он равен франку. А что делать? Какой смысл ныть и ругаться, когда я могу поехать в горы и набрать себе черемшу для супа? Тем более, у меня дети это очень любят, да и я сама тоже. Все поехали, прогулялись, собрали черемши.

KM.RU: Ваш альбом «Ангелофрения. Live» кажется очень выверенным…

- Ой, мне прямо самой он очень нравится, честно говоря. Хороший получился (смеется).

KM.RU: Конечно, для нашей страны концертные альбомы — это не новость. Но официальные живые релизы, в основе которых лежит какой-то один альбом, можно пересчитать по пальцам одной руки. «Титаник» «Наутилуса», «Иначе» ДДТ и, пожалуй, ничего больше в голову не приходит.

- Мне кстати очень интересно, не записывала ли сейчас свои ностальгические концерты «Агата Кристи»?

KM.RU: Снимали и обещают DVD-релиз. О CD-версии информации вроде пока нет.

- А ведь стоило бы сделать такой альбом!

«Мельница» © KM.RU, Екатерина Безродных

KM.RU: Почему в вашем концертнике песни из «Ангелофрении» не идут отдельным блоком, а даны вперемешку со старым материалом?

KM.RU: Потому что нам хотелось включить в «ангелофреническую» программу песни, которые как бы предваряли работу над этим альбомом. Допустим, «Кувшин» уже из той истории, «Ведьма» тоже. Поэтому нам очень хотелось эти песни туда как-то вклеить. Точно так же я сейчас понимаю, что в «Ангелофрении» есть пара вещей, которые более-менее предваряют то, что я делаю сейчас для новой пластинки. Хотя при этом «Ангелофрения» очень концептуальна, и я ей очень довольна. Она прямо хорошо получилась, но я понимаю, что на последнем уровне работы над альбомом у тебя нередко получаются песни, которые уносят тебя уже к следующему витку. И это некий спойлер следующей пластинки. То же самое получилось на альбоме «Зов крови», где была песня «Лента в волосах», которая туда, конечно, абсолютно не годилась и которую, как я сейчас понимаю, нужно было оставить для альбома «Дикие травы».

KM.RU: А почему на концертнике нет песни «Одной крови»?

- Ну, не знаю.

KM.RU: Наверняка какие-то треки с того концерта в «Ангелофрению. Live» не вошли.

- Не вошли те, которые не очень хорошо получились в концертной программе. В общем, есть какие-то технические моменты, которые влияют на это.

KM.RU: Концертник потом еще доводился до ума в студии?

- Да, разумеется.

KM.RU: По сравнению с этой программой сильно ли изменился ваш нынешний репертуар и что необычного поклонники услышат на концерте в клубе YotaSpace 23 апреля?

- Сейчас мы пока что наступаем на горло собственной песне и не показываем особо нового материала. Конечно, очень хочется, и мы все уже в этой новой программе, но мы и так показали на концертах целых четыре новых трека, учитывая новую версию «Радости моей» с новой пластинки. Честно говоря, мы сейчас прямо мучаемся. Особенно бывает смешно, когда в соцсетях пишут люди: «Ой. Они все продолжают играть этот The Best, потому что, видимо, новых песен нет». Ха-ха-ха! Новых песен «дофига», какое-то даже засилье. У меня просто какая-то непрекращающаяся Болдинская осень, которая продолжается уже года полтора. Но самое мучительное — это то, что нельзя слишком много показать на концертах. Если мы это сделаем, то потом, когда выйдет пластинка, люди скажут: «А, мы уже все это слышали!». Поэтому мы потихонечку продолжаем играть The Best. Конечно, мы стараемся сделать как можно больше красивого сценического шоу, чтобы все было действительно очень красиво и фирменно. Но мы ждем не дождемся осени, когда уже, наконец, сможем играть новую программу, ведь самые хитовые вещи мы пока приберегли. Даже «Марсианский экспресс» никакой не главный хит с пластинки, будет еще круче.

«Мельница» © KM.RU, Екатерина Безродных

KM.RU: Наталья, а какими судьбами вы поучаствовали в трибьюте Башлачеву «Серебро и слезы»? И почему нет песни в вашем исполнении «Как ветра осенние» на диске?

- Даже и не знаю, честно говоря. Потому что, мне кажется, что Дима Ревякин придумал всю эту историю и бегал долго, записывая туда всех наших рокеров, а потом в последний момент ему пришла мысль, а почему же здесь нет Наташи? Но диск уже пошел в продажу и, соответственно, Наташа появилась только на концертах (смеется).

KM.RU: И как ощущения?

- Да отлично все получилось. По-другому с «Калиновым мостом» быть не могло, потому что все они настолько профессиональные музыканты! С ними настолько приятно работать. Когда я пришла на репетицию, песня не была готова вообще никак. Были какие-то буквально наметки и какая-то условная аккордовая сетка, но больше ничего не было. И мы за пару часов ее сделали. Определили темп, общее развитие темы и т. д. Было очень приятно. Я не могу сказать, что в моей юности Башлачев был какой-то культовой фигурой. Более того, когда мне было лет 17, я слушала как раз Ревякина. Вот он был мой герой. У меня была мечта когда-нибудь встретиться с ним на одной сцене. И то, что сейчас это происходит периодически, для меня является шоковым фактором. Так что я не могу сказать, что у меня было настолько пиетическое отношение к Башлачеву. Но, конечно, и он, и Янка для меня постоянно были каким-то фоном. Просто надо понимать, что у меня были определенные герои — Ревякин, Гребенщиков и Цой. Песни Цоя я пела со сцены, с Ревякиным и Гребенщиковым мы теперь дружим. Отлично! Я считаю, жизнь удалась (смеется).

KM.RU: С Гребенщиковым вы никаких совместных проектов не планируете?

- Ну, подумаем. Недавно, у них был концерт для Ложи и Саше Титову понадобился безладовый бас, который я ему привозила. Тит в ответ расписался нашему басисту Алексею Кожанову, это было очень мило. В принципе, мне очень нравятся такие вот романтические отношения, типа одолжить инструмент с автографом. Это красиво. Мне кажется, у нас очень правильные отношения, которые должны быть среди артистов внутри цеха.