Клавишник Otto Dix пригласил читателей в темный мир бродяг Хабаровска

13:16 12.05.2015 , Денис Ступников

Не так давно в издадельстве Dizzaster свет увидела очередная книга клавишника питерской готической группы Otto Dix Мари Слипа «Все пророки лгут».

Его первый сборник рассказов назывался «Я машина» и вышел еще в 2007-м. Спустя три года Слип выпустил еще одну книгу малой прозы «Человек Инфу», где между всеми рассказами обнаруживается нечто общее — отверженность героев, их подчеркнутая асоциальность и неизменные трудности в общении с окружающим миром. В 2011-м свет увидела третья книга повестей и рассказов Мари Слипа «Недалеко от гетто», в которой он заговорил универсальным языком притч. «Все пророки лгут» - дебютный роман Слипа и первая книга, которую он выпустил не под своим сценическим псевдонимом, а под настоящим именем Сергей Слободчиков.

Автор — личность закрытая от большинства людей. Крайне интересно Слипа характеризует директор Otto Dix Алексей Хижняков: «Слип достаточно сложная личность. В прежние годы это был этакий архетип Ивана Грозного: способность делать великие дела сопряжена с сильной мнительностью и зависимостью от мнения и слов окружающих людей, зачастую вообще не имевших никакого представления о группе, внутренней кухне и ее пути».

Детство Слободчикова прошло на Дальнем Востоке. В юные годы он много бродяжничал и общался с людьми без определенного места проживания, пока судьба не привела его в ДК «ТЭЦ» на окраине Хабаровска, откуда и берет свое начало группа Otto Dix, ныне базирующаяся в Питере. Вероятнее всего, в романе «Все пророки лгут» много автобиографического. В центре повествования двое неразлучных друзей-бродяг — безобидный, но решительный романтик Плешивый и добродушный парализованный инвалид Калека. Их утопическая мечта построить идеальную коммуну для всех бездомных внезапно осуществляется в некоей заброшенной пятиэтажке, которую по недосмотру забыли отключить от отопления. Но чудес на свете не бывает, и грезы о рае на земле в одночасье рушатся, безжалостно перемалывая всех, кому довелось там пожить и немного отдышаться.

Быт и нравы бродяг Слободчиков обрисовывает обстоятельно и со знанием дела. Взаимоотношения между бомжами, пьянки, драки, поиск пропитания и ночлега, сбор милостыни в «хлебных» местах под неусыпным надзором милиции и «криминальной» крыши — все это нашло отражение в романе. Беспросветных моментов здесь, конечно, много. Автор старается сохранять беспристрастный тон повествования, но в самых острых местах сглаживает впечатление от изложенного, используя авторское «я», выступающее для неискушенного читателя заботливым гидом по мрачным трущобам.

Из книги можно почерпнуть немало ценной информации о Дальнем Востоке, находящемся на грани выживания в 90-е годы. Слободчиков подробно описывает нищий предновогодний Хабаровск, в котором по случаю праздника починили иллюминацию в центре, напрочь забыв о жутких окраинных парках; ментов, сорвавшихся с катушек; обманутых старух, которым ушлые армян посулили дешевые морепродукты, а взамен впарили втридорога мороженую красную рыбу. Иногда роман способен напугать своими документальными подробностями. Например, одним из прототипов милиционера, который оказался на самом дне общества из-за потерянных документов, стал участник Otto Dix Алексей «Борода» Щелочков (с ним после службы в армии во второй половине 90-х произошла похожая история).

Но было бы в корне неверным относить свежее творение Слободчикова к жанру натурализма. Будучи приверженцем магического реализма в литературе, автор использует в своем новом романе притчевую структуру. Лейтмотивом книги становится козел, который то иллюстрирует известный уголовный закон «за козла ответишь», то символизирует Сатану, то возвращает понятию «трагедия» исконный смысл («козлиная песнь») В финале выясняется, что каждый ключевой персонаж книги воплощает собой определенный психологический тип, способный появиться в любом слое общества. Это хорошо прослеживается по рисункам к книге, выполненными вокалистом Otto Dix Михаэлем Драу: бывший зэк Майорка одновременно похож на урку, бомжа, олигарха, народного депутата и юродивого, а в обликах Плешивого и Калеки на обложке вообще угадываются Дон Кихот и Санчо Панса.

Закономерно и то, что название «Все пророки лгут» позаимствовано из альбома «All Prophets Lie» сайд-проекта Драу и Слипа Vigilia. На этой пластинке звучат электронные авангардные полотна с редкими вкраплениями православных молитв и богослужебных песнопений, символизируя утрату духовного начала современным обществом. В романе Слободчикова вопрос о вере тоже ставится ребром. Название книги не должно смущать, потому что фразу «Все пророки лгут» произносит один из самых мерзких персонажей, а величественная развязка, несмотря ни на что, позволяет надеяться, что дорогу к Храму осилит идущий.  

Комментарии читателей
]]>]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.