Игорь Растеряев: «Не пить 14 лет — это очень легко»

14:50 26.01.2017 , Денис Ступников
Игорь Растеряев. Фото с сайта igorrasteryaev.ru
Игорь Растеряев. Фото с сайта igorrasteryaev.ru

Игорь Растеряев - театральный актер и исполнитель задушевных и мудрых песен под гармонь, берущих за живое, дал интервью KM.RU

Темы, которые он затрагивает в своем творчестве вечны: широкая русская душа со всеми ее достоинстивами и недостатками, родные просторы, война, Бог и то, как трудно, но необходимо оставаться человеком в любых ситуациях. А новый альбом Растеряева «Дождь над Медведицей» затрагивает трагедию русского казачества. Об этом и о многом другом Игорь поведал в эксклюзивном интервью нашему порталу. 

На большом весеннем концерте Игоря Растеряева, который состоится 31 марта в столичном клубе RED на Красном Октябре, слушателей ждут самые яркие и любимые хиты со всех альбомов Игоря Растеряева, а также кое-какие музыкальные сюрпризы! Специальными гостями выступления станут дядя Вова Слышкин из одноимённого клипа и Елена Гвритишвили, принимавшая участие в записи композиций «Звонарь» и «Курган».

KM.RU: С удивлением узнал, что перед концертом вы волнуетесь настолько, что не даете интервью. Ведь вы производите впечатление если не рубахи-парня, то человека, который умеет справляться со своими эмоциями и правильно расходовать энергию.

- Тут даже дело не в волнении. Просто перед концертом мне надо как-то сосредотачиваться, уходить в точку. Да плюс ко всему иной раз заходят в гримерку знакомые и друзья, что-то передают, надо ходить и встречать. Ты немножко находишься в прострации. Нет такого момента ухода в концентрацию. Тем более, предстоящее мероприятие неизбежно обкатывается в голове. Ну а когда всё прошло, можно уже и расслабленно пообщаться.

KM.RU: Замечательные у вас песни о войне. А вы следите за современными российскими фильмами на эту тему: «Битва за Севастополь», «28 панфиловцев», «Белый тигр»?

- «Белый тигр» вроде видел мельком. У меня самого телевизора нет, поэтому я когда к родителям прихожу, у них работает он в круглосуточном режиме, и я что-то могу зацепить краем глаза. А так, чтобы специально, даже мне помню. Да и кино смотреть особо не люблю. Я хорошо отношусь к кино, и если меня что-то заинтересует, могу и посмотреть. Но новинки кино не отслеживаю и в кинотеатры не хожу.

KM.RU: А за музыкальными новинками следите?

- Я и «старинок»-то не знаю.

KM.RU: Сегодня на концерте вы поздравили Константина Кинчева с днем рождения.

- А я просто увидал случайно в интернете.

KM.RU: Вы действительно так и не переложили ни одной его песни на гармошку?

- Дело-то в том, что я ничего не перекладывал. Те чужие вещи, которые я исполняю, я просто учился на них играть в детстве на гармошке. Я их умел играть еще до своих песен.

KM.RU: Ваш новый альбом называется «Дождь над Медведицей». В этом ощутима попытка зафиксировать какое-то спонтанное мимолетное состояние.

- Да нет, просто альбом назван по одноименной песне! «Дождь над Медведицей» олицетворяет слезы по трагедии донского казачества. Просто так получилось, что название песни, с моей точки зрения, подошло к альбому. Не знаю, цепляет ли сама песня, но название нормальное. Вот у меня выходил альбом «Рожок». Тоже встал вопрос, как называть? Получилось так, что к моменту выхода альбома половина песен из него уже была выложена. Оставалось выложить четыре песни перед презентацией. Я подумал, что назвать альбом «Кошка Муся» было бы странновато, «Дальнобойная» - тоже не в тему (я же не «Мумий Тролль» - это у него «Морская»). «Плясовая» - тоже не назовешь. Можно было, конечно, назвать диск «Ходики». А «Рожок», в принципе, подходит, потому что не пойми, что такое.

KM.RU: Конечно, вы писали о трагедии казаков, как их потомок. Но при этом использовали ли вы какие-то исторические источники при работе над альбомом «Дождь над Медведицей»?

- Что вы имеете в виду?

KM.RU: Ну, например, литературу о периоде гонений на казаков, которые начались после 1917 года.

- Так гонения были всегда! Не только в 1917 году. Плоты с виселицами плыли по Медведице и в 1708 году, когда там были восстания. К тому же у нас были самые раскольничьи места — Медведица, Хопёр, Дон, поэтому ничего нового-то тут нет. Просто в клипе на песню это было взято и проиллюстрировано относительно современными фотками, но дореволюционными. В комментариях к песне есть критика по красным и белым. Но если брать клип, там же нет ни красных, ни белых. Там все еще воюют за Русь, эге-гей, за империю и державу (с напускной торжественностью). Поэтому мы эти вещи тоже не зря брали. Просто, конечно, когда ты затрагиваешь такие темы, будь всегда готов к тому, что тебя начнут по башке бить. Потому что мало кто будет реально разбираться, что ты хотел там реально сказать. Если в песне упоминается Лиенц, значит ты «воспеваешь фашистов». Если говоришь о лагерях, значит «укоряешь Сталина». Ну и прочий идиотизм. Людям трудно понять, что ты никого не восхваляешь и никого не воспеваешь. Ты просто оцениваешь этот период как черную страницу истории, скорбь, которую через 100 лет смывает милосердный дождь. Это история о боли, а не о том, что там кто-то был прав или не прав — уровень детского сада. Я вообще об этом не думаю.

KM.RU: Многие критикуют нынешних казаков за профанацию идеи. Даже у такого глубокого донского писателя-почвенника, как Борис Екимов, проскальзывает ироническое отношение к ним....

- Может, и у меня проскользнет. Сейчас как раз работаю над книгой.

KM.RU: Что это всё-таки за книга и как она будет связана с альбомом?

- Книжка уже дописывается. О чем она, рассказывать заранее неохота. Но практически все песни на альбоме с ней связаны. И если делать какой-то моноспектакль, то практически каждую из них можно туда вставить. Другое дело, что песни написались раньше, чем сложился сам текст книги. И у меня была дилемма: либо выпускать альбом с песнями, либо книжку, а потом делать какой-то спектакль. Получалось слишком громоздко, слишком много информации за раз. Поэтому для начала выпустил просто песни.

KM.RU: Как все-таки ваша книга связана с казачеством?

- С казачеством там связано всё, что касается Михайловского района Волгоградской области, потому что каждая травинка там вообще-то растет на казачьей земле. А в каком это ракурсе рассматривать и насколько это будет посвящено вопросу... Я же не историк и не член какой-то партии. Проповедовать какие-то лозунги — не мой путь. На самом деле, мне самому интересно, что у меня получится. Бывает, ты нацеливаешься на одно, а получается принципиально иное. Взять, скажем, четыре последние песни с альбома «Дождь на Медведицей» - «Бой», «Кореш», заглавная и «Дед Агван». Не хочу комментировать их сам, не дай Бог нахваливать, но посмотрел и понял — какой-то сплошной гимн милосердию! Если в первых альбомах «мы тебе дадим железякой в голову», «эти п...сы», то здесь я, видимо, куда-то приплыл к милосердию. Может быть, я подбираюсь так к христианскому смирению? Это я так себя самообманываю...

KM.RU: Методика работы над песнями у вас изменилось — всё идет от гармошки. А было ли такое, что где-то книга подсказывала темы?

- Нет, такого не было.

KM.RU: А вы действительно собираетесь сделать моноспектакль?

- Не знаю. Пока я не вижу, как. Потому что сейчас бы текст собрать, да иллюстрации подобрать и скомпоновать, чтобы уже выпустить. Я же никогда не сталкивался с этим. Это хорошо гармошкой прикрываться — когда у тебя мелодия какая-никакая тащит. А какими инструментами пользоваться, когда стоишь на сцене и не прикрыться ничем, я не знаю.

KM.RU: У вас есть актерский опыт. Зная об этом, когда я слушал ваш первый альбом «Русская дорога», я ожидал какой-то эксцентрической подачи. Но никакого «актерского пения» я в альбоме не нашел. Вы намеренно это не хотите использовать?

- Я не знаю, что такое «актерское пение».

KM.RU: Ну, есть Олег Даль, Андрей Миронов...

- Ну вы сравнили! Андрей Миронов — это гений.

KM.RU: Из современных — Алексей Кортнев из «Несчастного случая».

- Андрей Миронов свои песни пел?

KM.RU: Нет

- Так он тогда просто играл. Брал авторский текст и пропускал его через себя. Я-то свое пел.

KM.RU: Хорошо, Кортнев поет свое.

- Ну, может быть, но он разве поет под гармошку? А под гармошку привычнее петь своим голосом.

KM.RU: И все же, как театр повлиял на ваши песни?

- Мне кажется, повлиял скорее даже не театр, а опыт работы на свадьбах. Он помогает вести концерт, потому что и то, и то — мероприятие темповое. То есть нужно четко понимать, где ты поднимаешь, а где опускаешь. Где ты поддаешь газку, а где чуть-чуть ослабеваешь. Это очень важно. Так же, когда ты ведешь свадьбу, нужно смотреть, где пускай потанцуют, а где сейчас будут подавать горячее. А театр — это все-таки немного другое. Тут ты поешь свое, но, наверное, опыт держаться перед каким-то количеством народа дает о себе знать.

KM.RU: Если брать конкретные примеры, то в последнем альбоме «Кукрыниксов» «Артист» Алексей Горшенев исследует судьбу театрального актера.

- А он работает в театре?

KM.RU: В театре работал его брат Михаил Горшенев, играя главную роль в зонг-опере «TODD».

- Михаил Горшенев долго работал в театре?

KM.RU: По две постановки в 3-4 месяца в последние два года жизни.

- Это другое совсем. Когда ты постоянно трудишься в театре и ходишь туда довольно часто, это довольно-таки рутинная работа. Одно дело, когда ты участвуешь в мюзикле и наблюдаешь за человеком, который восторженно в нем растворяется, живет этим, другое — работа в театре. Вот сейчас конец декабря, в театре шарашат по три елки в день, и я бы сейчас там играл какого-нибудь Барбоса Барбосовича, Дюдюку или какого-нибудь, не дай Бог, Гарри Поттера. С утра и до вечера. Работа в театре — это 53 спектакля за декабрь! Ну не может человек отработать 53 спектакля за месяц! Но я работал. В день иногда доходило до шести выступлений.

KM.RU: Музыка для вас, в отличие от спектаклей, в такую рутину не превращается?

- Кстати, сегодня себя поймал на мысли, когда стал играть песню «Русская дорога», что я соскучился-то по гармошечке! Потому что последний раз я играл в городе Туле 3 декабря. То есть прошло уже три недели. За этот период я к ней не подходил. Я даже сегодня проговаривал какие-то слова, пальцами бегал по ней перед концертом. Это хорошо, потому что когда ты сам успеваешь соскучиваться, рутины нет.

KM.RU: Вы хорошо сказали выше о своем пути к смирению и милосердию...

- Это я пококетничал. Я имел в виду общий вектор. Хочу сразу оговориться, зачастую то, что проскальзывает в песнях — совсем не обязательно проскальзывает в моих мыслях. Гармошке все равно, какие слова в нее запихивать — ей важна мелодия. А дальше она всё начинает перекручивать на темы, которые обычно более высокодуховные, чем я сам. Вот и всё.

KM.RU: Тем не менее, такие песни, как «Звонарь», «Песня Ангелов-Хранителей» просто вызывают у православного человека молитвенное настроение.

- «Песня Ангелов-Хранителей» - да, это характерный пример того, как гармонь, что называется, показала картинку. Я слушаю, что она говорит и понимаю — кто-то идет. Идут гуськом, друг за другом, несколько человек. Но при этом это не люди, хотя и хорошие. Думаю: гуськом, не люди, идут, с хорошим... Ну, понятно, это же ангелы-хранители! А дальше уже надо ловить, что гармошка еще подбросит.
 

KM.RU: То есть на эту песню не оказали влияние какие-то православные источники?

- Однозначно, нет. Я не так глубоко в теме.

KM.RU: Года четыре назад читал, что ваша воцерковленная сестра пытается вас в меру сил приобщить к религии.

- Да нет, они с мужем, конечно, ходят на службы, но так, чтобы они кого-то пытались куда-то приобщить — такого нет. Им и без того есть, чем заниматься, они сейчас с племянницей возятся.

KM.RU: Но за эти четыре года вы ближе к Церкви не стали?

- Видимо, нет. Как-то так напрямую все продолжаю, так сказать, общаться. Хотя тут недавно ходил на телеканал «Союз», они нам, кстати, здорово помогают. Конечно, отношусь к Церкви с уважением.

KM.RU: Вы достаточно долгое время не употребляете алкоголь. 14 лет — это действительно серьезный срок! Скажите, а были ли соблазны сорваться?

- Нет, никогда! (с жаром). Были моменты, когда снилось, что выпивал, просыпался в ужасе и поту. Не пить 14 лет — это очень легко. Если ты насмерть перепугался и если у тебя выпивка ассоциируется со смертью. Не оттого, что ты подшился и не оттого, что закодировали (меня никто не подшивал), а просто оттого, что ты понимаешь, что подошел к краю. Либо ты приплыл, либо остепенишься. Сложно к этой мысли прийти, испугаться сложно.

KM.RU: Что же вас так напугало?

- Вот шрам, видишь (задирает штанину). Это отморожение. Вторая степень была. И руки тоже все были поморожены. Да много чего было! Просто так всё рассказывать — это уже будет похоже на какую-то спекуляцию, типа нагоняет страстей.

KM.RU: Но какие-то советы вы могли бы дать тем, кто хочет подольше продержаться без алкоголя?

- Держаться не надо, потому что если кто-то держится, он рано или поздно отпустится. Тут вопрос-то не в этом. Вообще-то я за умеренное питие. Я не ортодоксальный трезвенник. Просто некоторые думают, что раз у меня есть такие песни, как «Ромашки» и «Кореш», то я призываю всех употреблять только кефир. Нет, я всецело за, но просто беда в том, что не всем это дано. Вот в этом случае лучше не надо. У меня однокурсник тоже бросил — соскочил. Но он в 32, а я в 22. Это большая разница. Он успел, конечно, больше хапануть. Вот сейчас помогает слезать с алкоголя людям, реабилитирует. Хотя не знаю, у каждого — свое. Он, например, считает, что алкоголизм — это болезнь.

KM.RU: Так и есть.

- Возможно. Может, он больше знает. Но я, например, так не считал. Или, может, даже сейчас не очень склонен этому верить. У меня же на глазах в Раковке был человек, которого все уже было похоронили заживо, это был очевидный кандидат на тот свет. Начинал во вторник, заканчивал в среду — но только через неделю. И весь этот период он не помнил. Вдруг ему снится, что он помирает, что его хоронят. Он встает и бросает пить. Сам, без всего.

KM.RU: Какие-то государственные меры вкупе с такими вашими песнями, как «Ромашки» и «Кореш» отвадить людей от водки могут?

- Да я думаю, что нет. Вот, например, звонит мне вчера мой однокурсник, говорит: «Мы с другом приехали, и водку пили под твои «Ромашки»». Песня может быть людям и близка, но не факт, что под нее не будут пить водку. Так что если человек хочет бросить пить, то одна проблема: ему надо испугаться, понять, что ты умрешь, тебя больше не будет.


 

Комментарии читателей
28.01.2017, 00:43
Гость: Наташа

В Риге будет концерт 18 марта, Клуб DEPO

27.01.2017, 15:49
Гость: Костромской

Игорь - огромная благодарность Вам за Ваше творчество, за Ваши песни. Доброго здоровья, удачи!

27.01.2017, 07:54
Гость: Геоцентр

Ну что за чепуха. Никто его не подсовывал. Его творчество идёт буквально из уст в уста. Я впервые его услышал несколько лет назад у прохожего с мобильника. Что-то сразу кольнуло. Спросил-кто. Говорит-Растеряев. Да и он сам говорит, что ему сложно представлять своё творчество с большой сцены. Он тем и ценен, что поёт сидя на завалинке. Для узкого круга лиц. Это его формат. В этом и его огромная популярность.

]]>]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.