«В разрушенных городах Донбасса я увидел, носителем какой важной силы могу быть»

14:45 1.06.2017 , Вадим Самойлов

Сооснователь «Агаты Кристи» дал нам откровенное интервью о любви к Родине, ситуации на Украине, благотворительности и творчестве

Одним из поводов для беседы стало грядущее выступление Вадима Самойлова на благотворительном фестивале в клубе Volta 4 июня в помощь больному ребенку из Великого Новгорода Лене Семенову.

Вадим Самойлов

KM.RU: Как вы узнали об этом уникальном мальчике и его самоотверженной маме?

- Абсолютно случайно. Когда начинаешь поддерживать какие-то благотворительные акции, люди начинают к тебе сами обращаться. Если есть возможность, я стараюсь участвовать в их судьбе. Что я могу сделать со своей стороны? Уделить свое внимание, привлечь прессу — мой вклад достаточно скромен. Но я считаю, что надо приезжать. У меня был случай, когда я Омске ездил к деткам, которые болеют неизлечимыми заболеваниями. Прогнозы неутешительные, и для них хотят построить загородный хоспис, чтобы они пожили красиво и хорошо. Были и другие подобные проекты, сотрудничество с фондами, которые занимаются реальной практической деятельностью. Об этом молва идет, и в результате ко мне начали обращаться просто люди с просьбами, например, сделать репост о помощи ребенку. Достаточно часто я делился такой информацией. В случае с Леней мы были на гастролях на их родине — в Великом Новгороде. До этого мы о нем уже делали репост, была возможность, было время, и я решил посетить их лично. Заехал к ним домой, немножко посидел, пообщался с мамой. Также помогли денежкой, чтобы они могли пройти очередное обследование. Собственно, так и завязалась наша дружба. Потом, уже спустя какое-то время я узнал, что мама Лени Елена планирует провести благотворительный фестиваль в Москве. Хочу поблагодарить, во-первых, клуб Volta, который поддержал нашу инициативу. Во-вторых, всех музыкантов, которые примут участие в этом марафоне. Очень хорошо, что у меня как раз выпала свободная дата, и я тоже смогу сыграть на концерте. Еще хочу поблагодарить группу Radio Kamerger - моих товарищей, которые часто выступают с нами, играя на струнных инструментах. На благотворительном фестивале вместе мы сыграем акустический сет — три скрипки и, собственно говоря, я. Это будет оригинальное выступление, потому что я впервые сыграю с камерным трио. Ребята профессиональные, очень музыкальные, поэтому, я думаю, все будет хорошо.

KM.RU: То есть кроме вас и них, больше никого на сцене во время вашего сета не будет?

- Просто в этом нет необходимости. Мы решили не шуметь громко, а сделать такой вот специальный сет, потому что в Москве на площадках с полным звуком мы выступаем достаточно часто, а тут захотели приготовить нечто особенное. Мне кажется, этот риск оправдан.

KM.RU: Наверняка и сыграете что-то особенное?

- Мы еще не приступили к репетициям, но это не проблема, потому что Radio Kamerger - очень творческие ребята, профессиональные музыканты. Это стало понятно еще в ту пору, когда мы с ними готовили мои выступления в Москве и Санкт-Петербурге: они настолько интенсивно вкладываются в музыку, что, в принципе, самостоятельно делают струнные аранжировки, которые уже вполне самодостаточны. Поэтому мы определимся с композициями, которые наиболее выигрышно звучат, а уж составить сет-лист будет не проблема. Мы намерены отталкиваться от какого-то настроения, наиболее полноценного звучания ну и от собственных вкусовых предпочтений.

Вадим Самойлов. Фото Юлии Прохоровой

KM.RU: Инициатива фестиваля исходила от мамы Лени?

- Да. Помимо всех участников проекта, хочу поблагодарить и маму за инициативу. Когда я общаюсь с больными детьми и их родителями, я обычно потрясен позицией последних. Даже понимая, что их детки в очень тяжелом состоянии, и их будущее неопределенно, эти люди дышат оптимизмом. На глазах у ребенка они всегда собранны, всегда с улыбкой, всегда демонстрируют любовь и тепло. Мне кажется, это чрезвычайно важно. Для меня это было большим открытием, поскольку ранее я сколько ни сталкивался с этим в СМИ и телепередачах, всегда складывалась какая-то трагедийная ситуация с мольбой о помощи, со скорбным тоном. Что же касается тех людей, с которыми мне удалось познакомится, то они очень крепко держат удар судьбы, всегда стараются оставаться людьми, пребывать в здравом оптимизме. Демонстрировать это на глазах у ребенка — наверное, самое важное, что можно предложить больному человечку.

KM.RU: Остается лишь догадываться, какими внутренними усилиями дается родителям этот позитивный настрой!

- Понятно, что за всем этим фасадом кроются серьезнейшие переживания и постоянная стрессовая ситуация. Конечно, это такой маленький подвиг. Да и не такой уж и маленький...

KM.RU: Какие-то еще акции подобного рода планируются?

- Сам я обычно подобного не планирую, так как инициаторами подобных вещей, как правило, становится кто-то. Что касается меня, то охотно участвую в таких мероприятиях, как только у меня возникает такая возможность. Например, в прошлом году мы выступали на всероссийском фестивале в поддержку людей с ограниченными возможностями в саду Эрмитаж. В этом году мы собираемся принять участие в мероприятии, которое проведет Ассоциация анонимных наркоманов. Ребята, которые излечились от зависимости, периодически собираются, делятся опытом, проводят форумы на эту тему. Также я сотрудничаю с организацией Национальный Антинаркотический Союз — ассоциацией реабилитационных центров, которые основали бывшие наркоманы. Мне это близко потому, что я видел много реабилитационных центров, где, чего греха таить, отношение к наркоманам достаточно противоречивое. Преобладает такая точка зрения, что они — списанные люди, и бывших наркоманов не бывает и т. п. Отчасти это, конечно, так. Я согласен с тем, что избавиться от наркотической химической зависимости чрезвычайно тяжело. Но, с другой стороны, я наблюдаю очень позитивную инициативу самих ребят, которые излечились, и теперь стараются поддерживать друг друга, отыскивая тех, кто сам хочет излечиться. Конечно, это очень большой пример и большая мотивация. К тому же меня очень радует, что в этих реабилитационных центрах достаточно низкие цены, которые может потянуть абсолютно любая средняя семья. В случае, если этих средств нет, то у центров есть возможность брать часть пациентов бесплатно. Это такой новый виток реабилитации, который по стилю существенно отличается от государственного подхода к данной сфере, который утверждался Минздравом и почему-то ФСКН. Там все более жестко, а к бывшим наркоманам нужно относиться как к людям больным, но не порочным — не списанным на обочину жизни. Именно такое отношение к ним как к окончательно испорченным людям как раз провоцирует их на срывы. В таких вещах крайне важно, чтобы у человека была надежда, и чтобы он видел, что его жизнь не списана, и он может что-то сделать. Возвращаясь к вашему вопросу, инициатива от меня на эту тему исходит крайне редко. Меня зовут — я иду.

Вадим Самойлов. Фото Юлии Прохоровой

KM.RU: До сих живо в памяти ваше участие в благотворительном марафоне РЕН-ТВ в помощь детям Донбасса «Хватит убивать». Это было свидетельство подлинного подъема гражданского самосознания у наших рокеров! Выходили музыканты, говорили искренние слова и пели новые (что особенно ценно) песни о ситуации на Украине и любви к Родине. Ваши впечатления от этой акции. И в курсе ли вы, как помогли людям собранные средства?

- Не буду врать на тему помощи, но знаю, что была собрана существенная сумма, и она пошла по адресу. Буквально на майские праздники я опять был на Донбассе, в Луганске, и все люди, с которыми мне довелось встречаться (это и простые люди, и военные, и руководители республик) посмотрели этот телемарафон. У них во всех соцсетях все это отображено. Во-первых, они очень благодарны. Во-вторых, когда я участвовал в марафоне, я чувствовал себя так, будто нахожусь на сцене где-нибудь на Донбассе. Там я многократно бывал, поэтому, несмотря на то, что все происходили через телеэкран и камеру, я ощущал эту связь. Вообще мне, конечно, все эти события меня как-то наставили на новое понимание роли меня самого для себя, музыки и для людей. В какой-то момент я начал понимать, что когда ты приезжаешь на Донбасс, то ты там не просто артист (да и, в большей степени, не артист), а человек из Большой России, который к ним приехал в Малороссию, которую. Собственно, они и пестуют. В этом смысле возникает такая связь. Там не столь важно, что ты поешь. Есть у тебя хиты — хорошо, нет — тоже без проблем. Я видел много ребят, которые там выступают. Например, группа «Калинов Мост» в этот раз там выступала и исполнила достаточно спокойный репертуар. Тем не менее, эта отдача тоже чувствовалась. У меня вообще произошло переосмысление роли артиста. Сейчас я в меньшей степени озабочен вниманием лично к себе, а больше обращаю внимание на то, что я делаю на сцене, чтобы это трогало людей. Это самое главное, потому что все преходяще, а не проходят именно такие моменты. Что бы ты ни пел, самое главное — соединение сердец. Тем более, в таких запредельных форс-мажорных обстоятельствах, как в ситуации на Донбассе.

KM.RU: По вашим ощущениям, как сейчас изменилось там настроение людей?

- Ну как вам сказать... Ситуация там на данный момент выглядит замерзшей. И конечно, у людей видно раздражение, потому что уже два года с момента подписания Минских соглашений и прекращения горячей фазы войны происходит позиционная стрельба. По прежнему (хотя и не в таком количестве) погибают мирные люди. По этому поводу чувствуется усталость и небольшое раздражение. Людям хочется, чтобы эта ситуация как-то разрешилась. Они молодцы! Могу констатировать, что со своей стороны Минские соглашения тамошние жители уважают и поддерживают взаимодействие с Российской Федерацией, открывая ответный огонь лишь в крайних редких случаях. Все-таки до последнего люди стоят на своих позициях. Они даже терпят все эти ползучие нападки в «серой зоне». Ведь вооруженные силы Украины заняли там достаточно много плацдармов. Есть данные о готовящихся танковых атаках. В общем, ко всему там люди готовы. Я посетил парад ДНР, который был в Луганске. Могу сказать, что там участвовали далеко уже не милиция и не ополчение, а опытные и серьезные, хоть и не многочисленные, но войска. Они слажены, умеют воевать и отстаивать свою территорию. Надеюсь, что до горячей фазы войны на Донбассе дело не дойдет, но меня, конечно, настораживает, что часто слышна мысль о том, что люди с трудом воспринимают идею вновь объединиться с Украиной, став ее полноценной частью. Конечно, произошло много боли и обоюдных страданий, поэтому жители Донбасса не верят, что они могут стать снова дружны с украинцами. Но парадокс заключается в том, что на каждом концерте на Донбассе я после одной из песен предлагаю всем зрителям передать дружеский привет украинскому народу — тем людям, которые сейчас терпят мракобесие этого режима. Конечно, меня потрясает, с каким теплом и отдачей люди поддерживают это начинание. Такое происходит абсолютно каждый раз.

Вадим Самойлов. Фото Юлии Прохоровой

KM.RU: А как жители Донбасса реагировали на вашу новую замечательную песню «На Берлин»?

- Там это хит, конечно. Понятно, что в России ее на радиостанциях никто в горячую ротацию не поставит, а там это произошло в течение часа. Захар Прилепин мне тут написал, что он слышит ее по радио каждые 15 минут (смеется). Поэтому у нас была очень впечатляющая премьера. В этот момент я собрал все свои чувства, и песня стала кульминацией концерта. Мы специально устроили ее премьеру в блоке наших главных хитов, типа «Сказочной тайги». Когда ее исполняют вместе с тобой 10 000 человек, это очень воодушевляет. Такие моменты в моей жизни, наверное, можно перечесть по пальцам.

KM.RU: Вы говорите, что «На Берлин» никогда не поставят в горячую ротацию в России. Как журналист, я понимаю, что так оно и есть. Но я не понимаю, почему это происходит. Везде окопались либералы?

- Тут все может быть гораздо проще. Посмотрите — федеральные СМИ занимают определенную позицию, но это все разговорные ресурсы. Ставить там песню было бы некорректно, хотя, например, «Комсомольская Правда» поставила композицию в премьеру. А музыкальные радиостанции все частные, форматные. Это все бизнес-предприятия, основная задача которых — получение прибыли. У них есть определенные фокус-группы, поэтому ничего раздражающего ставить в эфир они не хотят. В частности, это одна из тех причин, по которой мы не слышим по радио талантливой молодежи, которая, как говорится. «сметет нас с лица земли». В течение многих лет я системно интересуюсь «молодой» музыкой, и могу констатировать, что она не находится в фарватере традиционного русского рока. Эта музыка уже более витиеватая, в ней много всего намешано. Если, например, даже на «Нашем Радио» некоторые песни «Агаты Кристи» и «Мумий Тролля» с трудом можно ставить, потому что с их точки зрения, это слишком манерно. Я их понимаю и претензий не предъявляю, но они — заложники своего формата. Сейчас есть огромная нужда в нормальном музыкальном СМИ, которое бы эту музыку начало пропагандировать, анализировать и систематизировать. Причем мне кажется, что это СМИ должно быть не просто музыкальное, а иметь субкультурную направленность. Мне вообще кажется, что скоро субкультура станет мощным трендом, наравне с самодеятельной культурой. По сути дела, мы же говорим про самодеятельное самовыражение в сфере музыки или литературы. Эти ребята самовыражаются, а кто-то из них потом становится профессионалом. Мне кажется, что будущий тренд — это поддержка вот таких сообществ, домов культуры, самодеятельности и идеи творчества как такового. Думаю, что этот тренд не за горами, и я бы, конечно, мечтал о том, чтобы у нас один из грядущих годов в РФ был назван Годом художественной самодеятельности. Я бы с удовольствием проехался бы по таким мероприятиям. Могу сказать, что отчасти я уже занимался подобными вещами. На молодежном форуме Селигер, при всех сложностях взаимодействия с молодежным движением, мне все-таки удалось провести прототип музыкального творческого форума, когда мы давали ребятам каждый день мастер-классы, Мы устроили а ля театральную студию, только в музыкальном формате. Могу с радостью сообщить, что в этом году с 19 по 24 июня нам удалось запланировать в гимназии №47 Екатеринбурга проект «Первый всероссийский фестиваль самодеятельных школьных музыкальных коллективов». Туда съезжаются ребята, мы принимали заявки, которые приходят не только из Екатеринбурга, но даже и из Перми и Москвы. Задача такая: они съезжаются, мы проводим концерт, знакомимся. Потом в течение нескольких дней проводим активные мастер-классы. Рассказываем специфику игры на инструментах, звукорежиссуры, делаем видеосюжеты для концертного выступления, помогаем ребятам с подбором имиджа. Весь наш коллектив — ребята подкованные и преподающие. Наша задача — в течение нескольких дней довести школьников до профессионального уровня и выступления на большом гала-концерте на профессиональной сцене вместе с нами. Вот по такому образу и подобию я мечтаю проводить молодежные форумы по всей России. Конечно, это должно быть не просто недельное мероприятие, а по его итогам в городе должен создаваться небольшой центр. По большому счету — это тот же дом детского творчества, только чуть обновленный, где есть новые формы образования, и предметы, изучающие не только самолетостроение, вязание и танцы, но и что-то еще в сфере музыкального или другого самопроявления. Может быть, кто-то захочет писать приложения для смартфонов, это тоже можно сделать. Я же закончил радиофак, так что все мои педагоги и друзья с удовольствием с этим помогут. Музыка ведь благодатна еще и тем, что вокруг нее есть и видео, и дизайн, и пиар, и журналистика. То есть практически все сферы креатуры можно задействовать на этих форумах. Мало создать продукт, нужно его и описать, и правильно представить. В этом отношении как раз формируется та самая творческая среда а ля рок-клубы 80-х, где тоже вращались музыканты, режиссеры, дизайнеры, журналисты и писатели. Из этой среды родились и «Наутилус», и «Агата Кристи», и «Аквариум». Сейчас такие творческие сообщества тоже существуют, но если придать им некий импульс, мне кажется, мы получим правильные творческие колаборации и больше результатов в форме интересной новой музыки, фильмов и прочего.

KM.RU: Вернемся к злободневным реалиям. Вы хорошо сказали об украинских мракобесных политиках. Их инициативы становятся все абсурднее. Что вы вообще думаете об их причине?

- Это не сумасшествие, а целенаправленная деятельность. Поставлена задача рассорить народы Украины и России, разорвать все отношения. Все, о чем вы говорите, укладывается в эту канву, поэтому не надо это списывать на «придурковатьсть» властей. Нет, это осознанные действия направленные на то, чтобы окончательно отрезать Украину от Российской Федерации. Это очень болезненный процесс, но надеюсь, что в недрах Украины немало людей, которые сами страдают от этого бреда. Конечно, часть оболванили, но многие понимают ситуацию и не могут высказать своего мнения. Есть же отдельные вещи, когда, например, недавно некто подал в суд на Порошенко, мотивируя тем, что мы хотели в Европу, а получили ограничение свободы слова. Получается, что где-то в недрах украинского общества протестное несогласие с тем, что происходит, вызревает и в каких-то формах проявляется. Единственное, я хочу пожелать, чтобы эти вещи рождались и чтобы все-таки эти люди были защищены. Конечно, в сегодняшней Украине очень опасно. Есть много неподконтрольных фашиствующих группировок, и такие поступки, о которых я говорил выше, по их меркам — абсолютно героические. Нам остается только ждать и во всеуслышание везде, где можно, говорить народу Украины, что мы его любим, помним и всегда готовы встретиться. Обняться и продолжать бесконфликтное взаимное существование.

Вадим Самойлов. Фото Юлии Прохоровой

KM.RU: С одной стороны, вбивается клин между народами России и Украины. С другой — хуже то, что все это бурление раскалывает и российское общество. С одной стороны, есть вы, Чичерина, «Смысловые Галлюцинации», Сергей Галанин, Александр Ф. Скляр, Гарик Сукачев. С другой — есть и либеральное крыло, участники которого могут, например, говорить, что если бы мы не «лезли» в Сирию и на Украину, то не было бы терактов и падающих самолетов. Почему это происходит и что можно на это ответить?

- Это же обман. Чего говорить, когда позиция нашей либеральной общественности по данным вопросам вполне предсказуема. Во-первых, «Баба Яга всегда против». Разъяснять, почему это не так, я не считаю нужным, потому что, к сожалению, спорить на эту тему с либеральной позицией абсолютно бесперспективно, потому что у них осознанная задача всегда противопоставлять. Поэтому, ну что тут скажешь? Конечно, эти выводы неправильные. Во-вторых, в творческой среде вообще, к сожалению, подобные настроения происходят либо от неполного понимания ситуации, либо являются проявлением «звездной болезни», когда человек до такой степени становится уверен в своих убеждениях, что не готов воспринимать другие аргументы. В-третьих, я все-таки не держу зла на своих коллег по творческому цеху, потому что все мы люди — фантазийные и творческие. Мы создаем себе пространство и все время живем в дополненной реальности. Ну и нужно отдать должное, жизнь творческого человека в Российский Федерации не такая уж и сладкая. Что касается музыкантов, то сколько бы ни было криков, с авторским правом как все было, так и остается. Конечно, какой-нибудь музыкант нет-нет да и задумается: эх, жил бы я в Лондоне, был бы я миллионером, а здесь у меня ничего нет. В этом дополнительный фактор обиды на Родину, и в какой-то момент эта обида может превратиться в осознанную ненависть. В какой-то момент я для себя понял, что подлинная любовь заключается в том, чтобы не просто любить то, что тебе нравится, а любить все сущее во всех его проявлениях — в том виде, в котором оно существует. Манера креативного класса, богемы или наших политиков, которые как бы находятся на верхней ступени общества по тем или иным категориям, заключается в том, что они отгораживаются от общества, возводя себе пьедестал. Сами себе они начинают казаться излишне великими, мудрыми и т. п. Это первый симптом серьезнейшего заболевания, которое погружает его носителя в совершенно другую реальность и знаменует его уход от реальной жизни. Что касается меня, я с возрастом понял, что если ты чувствуешь себя умнее или продвинутее всего остального, то максимум, что ты можешь сделать, чтобы мир стал лучше — иди и делись своим умением и делай это с любовью. Надо относиться к тем людям, которых ты считаешь менее талантливыми и продвинутыми, как к детям в детском садике. Все, что ты можешь им там дать — просто любить и делиться с ними своими знаниями. А если ты будешь говорить ребенку каждый день, что он тупой малолетка, понятно, что из этого вырастет. Вообще сейчас в культуре такая эпоха, что есть смысл вспомнить о народниках и передвижниках. Мне кажется, это чрезвычайно важно. Еще когда я проходил в школе эту фазу нашей истории, меня она очень воодушевляла. Если снова говорить о домах культуры и творческих сообществах, то я думаю, что многие деятели культуры с удовольствием бы к такому проекту подключились. Потому что на самом деле многие прекрасно понимают, что культура делается не только с помощью создания центров для одаренных детей, а развитием массовой культуры. Это понимают все, просто люди, которые с этим солидарны, не так часто пишут в блогах, как наше либеральное крыло, которое умеет это делать. Но, простите, наиболее оголтелыми музыкальными и театральными критиками становятся несостоявшиеся музыканты, режиссеры и актеры. В этом всегда есть конфликт, я его понимаю, но в эпоху интернета такая информация распространяется быстро. Несмотря на то, что ее не так много, она так выглядит, как будто это общая тенденция.

Вадим Самойлов. Фото Юлии Прохоровой

KM.RU: На нее просто сильнее залипают, как и на любой негатив. Я понял, что вы не держите зла на своих оппонентов. Но вообще интересно, насколько этот раскол в рок-среде действительно имеет место? Юрий Лоза, например, мне недавно говорил, что да, имеет. А Евгений Додолев в книге «Легенды нашего рока» пишет, что все это надумано, и тот же Макаревич прекрасно общается с Кобзоном.

- Честно говоря, сам я большого раскола не чувствую — по крайней мере, в нашей среде. Что касается моей группы, то у нас вообще все просто. У меня подобрался коллектив товарищей, с которыми мы многое пережили и готовы идти и в огонь, и в воду. С ними мы абсолютно на одной волне, поэтому мне в этом смысле везет. А допустим, в других коллективах есть музыканты родом с Украины. У них там живут родственники, и они всерьез опасаются за их безопасность. Есть еще отдельные музыканты, которые говорят в СМИ, что они такие «ватники» и хорошие народные ребята, а по факту, когда дело касается непосредственной возможности поехать на Донбасс, произносят совсем другие вещи. Когда у меня начались эти поездки, были спонсоры, и у меня появилась возможность пригласить туда кого-то еще. В результате первыми, кто откликнулся, были наши «матери-героини» - Юта, Маша Макарова и Юлия Чичерина. Вот они «коня на скаку остановят». Были и те, кто откровенно сказали, что не поддерживают всю эту историю, а также те, кто признался, что опасается за безопасность, а у него дети и семья. Этих людей я уважаю, потому что они честно высказали свою позицию. А люди, которые произносят «а надо ли туда ехать выступать, там сейчас идет война, чего туда ездить, никому это не надо»... Слушайте, я там был и знаю, кому чего надо. Считаю, что это отмазки, и по отношению к этим людям внутри себя я галочку поставил. Я продолжаю с ними общаться и здороваться, не перебегая на другую сторону дороги. Но и по ним я вижу, что они не сильно хотят смотреть мне в глаза.

KM.RU: Насчет украинских властей и либералов все понятно. Но не кажется ли вам, что и российские власти в каких-то случаях перегибают палку с сермяжной пропагандой, добиваясь лишь обратного эффекта?

- Конечно! Вообще у меня больше всего претензий как раз к российским властям. Меня часто упрекают в том, что я чуть ли не «фанат Кремля», Это, конечно, полная глупость. Я знаю достаточно большую когорту людей, которые приходили в органы власти с революционным романтизмом, что они сейчас изменят мир к лучшему. В результате в течение 2-4 лет взгляд у этих людей сереет, потому что действительность, которая имеет место в этих кругах, выдавливает. Если ты такой романтик и идеалист, то тебе там будет очень сложно. Нужно понимать, что дело здесь не во власти, а структуре нашего общества. Где сладко, туда мухи и липнут. Эта озлобленность и желание чего-то урвать от ближнего и притащить к себе, пользуясь своим служебным положением — часть человеческой природы. Естественно, во власти она проявляется во всей красе. И, конечно, во власти есть куча идиотов, которые произносят и делают запредельно глупые вещи. То они Виктора Цоя записывают в агенты ЦРУ, то проводят какие-то фискальные вещи абсолютно грубо. Я понимаю Константина Райкина, который, общаясь с каким-нибудь замминистра культуры, видит к себе отношение, как к какому-то мальчику, который просит у тебя подаяние. Это вообще ни в какие ворота. Там тоже очень много ребят, которые занимаются популизмом и на ура-патриотизме строят потемкинские деревни. Такого добра, конечно, хватает. С моей точки зрения, ренегаты от власти и наша либеральная оппозиция — это два абсолютно равноценных фланга. Методы у них одни и те же, и глупость одна и та же. Поэтому наша задача — потихонечку нивелировать влияние таких проявлений и стараться придерживаться некоего центристского адекватного подхода. Понимать, что нужно беречь себя от эмоций, руководствоваться здравым смыслом. Иначе мы так и будем иметь, с одной стороны, топорную пропаганду, а с другой — креативный фашизм, которые до добра нас не доведут.

Вадим Самойлов. Фото Юлии Прохоровой

KM.RU: Взять недавний пример с заказными антиреволюционными песнями Алисы Вокс и Птахи...

- Я понимаю, что у власти есть желание использовать деятелей культуры для подобных целей. Но это же настолько тонкие материи! Я считаю, патриотизм не прививается, а воспитывается. Понимаю, что любое патриотическое высказывание деятелей культуры сейчас рассматривается под микроскопом, и часто с негативной оценкой. Но хочется верить, что здравый смысл рано или поздно возобладает. Мы же до сих пор поем песни Великой Отечественной войны, которые тоже были отчасти написаны по заказу. Но они же поются, и наше сердце на них откликается. Мне кажется, что и сейчас могут возникнуть такие произведения, которые будут об этом же, несмотря на оголтелую критику противников патриотического подхода. Конечно, слово «патриотизм» тоже затерто. Мне как-то больше нравится любовь к Родине.

KM.RU: Слава Богу, и у вас есть песни в подобном ключе. Например, «Новая жизнь», которая прозвучала на марафоне «Хватит убивать». Как вам удалось эти смыслы так тонко передать?

- Просто я старался быть честным по отношению к себе и петь о том, что я чувствую. Я давно замыслил такую композицию, в которой, соединялась бы любовь к женщине, любовь к Родине и любовь к этому миру на этой планете. Вам со стороны виднее, насколько это получилось, Для меня она стоит в одном ряду с песней «На Берлин».

KM.RU: Они обе войдут в ваш грядущий альбом?

- Войдут. Альбом, который у меня сейчас получается — это все равно коллаж, постагатовское состояние, где есть место и прошлому, и забытому, и новому. У меня даже рабочее название альбома «Старое, забытое, новое». Потому что я там вспоминаю и опыты ВИА РТФ УПИ, и проект «Полуострова», и песни, не вошедшие в «Агату Кристи», и новые наработки. Понятно, что в этом коктейле если и есть какой-то концепт, то он касается динамики развития моей личности. В этом смысле я обращаюсь и к ретроспективе, и анализирую то, что было на этом пути, и смотрю на то, что получается сейчас. Поэтому концепт — моя личная жизнь. Я не думаю, что для кого-то она может служить примером, здесь любопытно само движение. Восторженные романтические тексты, которые я когда-то писал, я анализирую с точки зрения себя сегодняшнего. Я не думаю, что к нему можно применить термин «патриотический» или «метафизический». В любом случае, пока — это коллаж или дайджест автобиографического толка. Альбом получается достаточно большим, потому что там будет много композиций. Ну а стилистически — это продолжение арт-рока моего раннего творчества, и атрибуты звучания «Агаты Кристи». В общем, это традиционный сплав — полуэлектроника, полу-рок, полу-арт. Короче говоря, то, чем мы всегда и были.

KM.RU: Альбом выходит после внушительной творческой паузы. Что послужило для него катализатором?

- Понятно, что причин много, но повод один. Могу сказать, что поводом все-таки стало выступление на Донбассе. В принципе, изначально я туда поехал, потому что хотел это сделать, и потому что появилась такая возможность. На тот момент у меня на руках был только репертуар «Агаты Кристи», и я его начал там исполнять. Там я снова почувствовал востребованность самого себя перед этими людьми, и что-то во мне начало происходить и катализироваться, Справедливости ради скажу, что к тому моменту задумки новых песен у меня уже были. Песню «Семь миллиардов богов» я показал еще 4 года назад. Тогда я относился к этому как к таким пространным экспериментам, а здесь я уже снова себя почувствовал артистом и гражданином, который должен высказываться. В разрушенных городах Донбасса я увидел и почувствовал, носителем какой важной силы я могу быть. Это сила божественной примиряющей любви, которую должно нести искусство. Я не говорю, что оно непременно должно быть миссионерским. Искусство может быть разным, но для того, чтобы делать мир лучше, нужно показать все его болячки. Поэтому я не говорю, что это пышущий оптимизмом проект, но, тем не менее, я почувствовал, что у меня есть определенная задача, и я должен что-то донести.

KM.RU: Перерыв был большим, наверняка имели место творческие кризисы. Можно ли в этом плане рассматривать песню «Слова закончились»?

- Да, я как раз сидел и работал над материалом. Сначала все получалось, а потом спустя несколько дней возникла какая-то психологическая усталость, и начались ступоры. В этот момент, когда в течение дня я что-то пытался сделать, у меня все из рук валилось, я выдохнул, психанул, расслабился и появилась такая песня. Просто я отнесся с юмором к своему состоянию. И вообще это состояние расслабленности чрезвычайно важно — это вам подтвердит любой психолог. В этот момент важно вытряхнуть из себя накопившейся стресс и переживания. Сам того не зная, я ровно то же самое в этой песне и проделал. Лишь потом я узнал, как это все действительно работает (смеется).

KM.RU: Еще одна ваша новая песня «Другие» мне кажется какой-то темной лошадкой. Сначала она не цепляла, а потом вдруг понравилась на каким-то интуитивном уровне.

- А вы знаете, эту песню надо воспринимать в контексте «агатовского» альбома «Эпилог», для которого она изначально задумывалась. Это анализ того пути. Когда мы писали «Эпилог», мы же знали, что это прощальный альбом. Это касается всех песен альбома, особенно, «Сердцебиения», в которой заложен философский смысл — что самого важного за период подготовки альбома со мной произошло, что это было и как это осмысливать. Если «Сердцебиение» об общем пути и о моих личных переживаниях, о том, что жизнь мне подарила любимую, то «Другие» больше касается пути артиста и перипетий в нашей группе. Для меня она олицетворяет редкого, но присутствовавшего в «Агате Кристи» озарения, когда возникал коллективный огонек, когда мы сочиняли вместе и знали, что стоим на одном пути. Несмотря на то, что мы были разные и часто конфликтовали, синергия возникала все равно. «Другие» - о пути художника, который предполагает, что он, возможно, не понят до конца, не так востребован и нужен, но Путь важнее.

KM.RU: В вашей нынешней группе есть место коллективному творчеству?

- Сейчас пока я больше ребятам говорю, что и как, но все равно стараюсь оставлять им определенную свободу. Сам костяк аранжировки я приношу, и он достаточно жестко сформирован. Но исполнительски у ребят есть какая-никакая свобода. Но, конечно, моя мечта (и мы к этому приходим) потихонечку стать группой, которая может совместно сочинять. В конце концов, все самые великие музыки появились в эпоху, когда была группа Beatles, Rolling Stones и другие. Те же альбомы Pink Floyd - плоды совместного творчества. И в этом огромная сила.

KM.RU: Когда и в каком виде выйдет альбом, где приодет презентация?

- На сегодняшний момент я планирую издать альбом в октябре, и 11 ноября представить его в Москве в клубе Stadium Live. Скорее всего, питерская презентация случится в декабре. Понятно, что в первую очередь, альбом будет продаваться в электронном виде. С лейблом еще не обсуждали, но, я думаю, было бы оправданно выпустить винил, поскольку я сам фанат этого формата. Тем более, у нас полноценная аналоговая запись, и на виниле ее просто необходимо издать. Сам я тоже отдаю предпочтение именно физическим носителям, потому что я слушаю в iTunes свои синглы, сравниваю их со студийными версиями и понимаю, что электронные версии хороши для повседневного прослушивания в метро, но для аудиофила это маловато. Могу сказать, что сам я до сих пор покупаю компакт-диски и винил. Люблю диджипаки, потому что они мне напоминают книги. Мне важно это ощущение, поэтому я и книжки предпочитаю читать на бумаге.

Интервью подготовил Денис Ступников 

Фотографии предоставлены пресс-службой группы

Комментарии читателей
02.06.2017, 16:35
Гость: Наблюдательный

По повадкам он известный персонаж этого форума Стример. Клинический русофоб.

02.06.2017, 12:32
Гость: Нет

Сужу о нем только по тому, что он здесь пишет. Но по всем повадкам он, действительно, свидомый. Может-быть, из тех, кто здесь прячется от АТО, попутно зарабатывая денежку. Ну не может нормальный россиянин быть против России во всем. А этот может)

02.06.2017, 08:44
Гость: Конечно нет

Ничего вы не демонстрировали, лохи свидомые. Такую республику прос...ли. Стадо баранов.

]]>
]]>

xProduct()

]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.