Иван Купала

День Ивана Купалы — один из самых поэтичных праздников языческого обрядового календаря, праздник летнего солнцеворота. Еще в дохристианскую пору славяне отмечали праздник Купайла или Солнца.

Название Иван Купала имеет христианское происхождение и является народно-славянским вариантом имени Иоанн Креститель. Церковь в этот день отмечает Рождество Ивана Крестителя. Путем слияния христианских и языческих традиций и образовался праздник Ивана Купала.
Как проходил праздник летнего солнцеворота: выбирался «урядник», который занимался подготовкой и проведением праздника. Славления и обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Травы-обереги от нечисти обычно крепились на поясе.
Парни заранее срубали деревце (березку, вербу) высотой в полтора-два человеческих роста, которое украшали цветами и лентами. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце клали Ярилу – куклу из соломы, веток или глины величиной в половину человеческого роста. Ярилу облачали в одежду, украшали венком, цветами и лентами. Ему приделывали символ мужского достоинства и плодородия – детородный орган внушительных размеров. Перед Ярилой на блюде или платке раскладывали яства. Парни заготавливали дрова для двух костров. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его высокий шест, на вершине которого крепилось деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и проходит веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения Ярилы.
Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина). Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырех часов дня. Все выстраиваются вокруг березки. По рядам пускают братину – ковш с хмельным напитком. После читают прославления Яриле. Вокруг деревца участники водят хоровод, наигрывают в гудки, трещотки, бубны, колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют «Кострому»). После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода задевает чучело Ярилы и оно падает. Народ начинает кричать, что Ярила умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают Ярилу, тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают. Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут Ярилу. Костер зажигают и, пока он сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу Ярилу не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются полукругом возле капища или вокруг березки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин. Затем, выбрав самый большой каравай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание.
Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают набеги, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки – плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру – Купальцу. Возжигать его полагается девушке.
Люди веселятся, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Парни показывают потешные бои, девушки приглядывают суженых. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых: девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе новую пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво – обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.
На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре – Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от врагов. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу; срезают травы (девясил, чертогон, чернобыль, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, одолень-корень, плакун, разрыв-трава). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.

Комментарии читателей
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.