Новый огромный телескоп NASA позволит астрономам заглянуть в прошлое

Художественное представление телескопа. Изображение с сайта nasa.gov

Стоимость телескопа Джеймса Уэбба составила более 8 миллиардов долларов

Астрономы с нетерпением ждут запуска космического телескопа Джеймса Уэбба, на строительство которого было затрачено более 8 миллиардов долларов. Он позволит заглянуть в прошлое дальше, чем любой другой космический телескоп, – во времена первого света, возникшего после Большого Взрыва, сообщается в National Geographic.

Телескоп будет наблюдать за формированием первых звезд и галактик. Также он будет искать обитаемые планеты, заглядывая в их атмосферы. На преемника телескопа Хаббла, телескоп Джеймса Уэбба, возлагаются большие надежды. Бюджет проекта составил 8,7 миллиарда долларов. Четыре основных научных инструмента телескопа будут комплектоваться в одном блоке, как и 18 сегментов его главного зеркала. В собранном виде зеркало будет самым большим из когда-либо созданных орбитальных зеркал; оно в шесть раз больше того, которое установлено на телескопе «Хаббл».

Установка всех сегментов осуществляется в огромной «чистой комнате» Центра космических полетов Годдарда в пригороде Мэриленд. Последние сегменты зеркала уже прибыли, и в ближайшие два-три года телескоп будут собирать.

Ученый NASA смотрит на сегменты огромного зеркала. Фото с сайта nasa.gov

1. Одной из задач космического телескопа Джеймса Уэбба является изучение формирования звезд во Вселенной.

Астрономы предполагают, что этот момент – приблизительно 300 миллионов лет после Большого взрыва. «Хаббл» позволяет заглянуть в прошлое – где-то на 800 миллионов лет после Большого взрыва, что является исключительным достижением, однако меньшим, чем те возможности, которые будут у телескопа Уэбба.

Предположительно, первые звезды во Вселенной были в 30-300 раз массивнее нашего Солнца и в миллионы раз ярче. Они, вероятно, светили всего несколько миллионов лет, а потом «умирали» в огромных взрывах сверхновых. Телескоп Уэбба позволит обнаружить самые ранние из этих взрывов.

2 . «Уэбб» сможет заглянуть внутрь галактик.

Космические телескопы «Хаббл» и «Спитцер» уже обнаружили множество крошечных галактик, которые очень быстро производили звезды более 13 миллиардов лет назад. Такие галактики по размеру составляют всего одну двадцатую от Млечного Пути, но они, вероятно, содержат миллиарды «кучкующихся» звезд.

С помощью большого зеркала телескопа Уэбба можно будет видеть сквозь густую космическую пыль. А это означает, что телескоп позволит рассмотреть звездные колыбели галактик, как никогда раньше.

Ученые заявили, что целью телескопа является увидеть свет первых галактик на стадии их зарождения. Телескоп «Хаббл» мог рассматривать галактики только после их создания.

3. Теперь ученые убеждены, что каждая из галактик имеет в своем центре сверхмассивную черную дыру. Телескоп «Уэбб» сможет проверить, почему и как возникли эти громадные черные дыры.

Теоретически, только что созданные черные дыры поглощают газ, пыль и звезды вокруг себя, превращаясь в очень яркие объекты, называемые мини-квазарами. Мини-квазары, предположительно, вырастают, а затем объединяются, превращаясь в огромные черные дыры, находящиеся в центрах галактик.

Понимание связи между вновь образованными галактиками и сверхмассивными черными дырами в их центрах было бы огромным прорывом в астрономии.

4 . «Уэбб» будет искать признаки внеземной жизни.

Благодаря использованию спектрографа телескопа Уэбба ученые смогут проанализировать атмосферы миллиарда экзопланет, которые предположительно находятся в пределах Млечного Пути. В зависимости от того, какие были бы обнаружены химические вещества, исследователи смогут строить предположения о существовании сред, подобных земным. Присутствие большой концентрации кислорода в атмосфере, к примеру, позволит предположить, что на планете существует жизнь.

По словам экспертов, исследователи при помощи телескопа Уэбба смогут сделать то, что раньше было невозможно, а это радикально изменит астрономию и, возможно, понимание Вселенной.

Телескоп Уэбба планируют запустить в 2018 году с космодрома Европейского космического агентства во Французской Гвиане; он будет располагаться в точке, находящейся примерно в четыре раза дальше от Земли, чем Луна. Пятнадцать стран внесли свой вклад в этот проект, и их ученые смогут совершать открытия и наблюдать вместе с учеными NASA.

17.02.2014, 18:56
Гость: а что

и бозон хиггса увидят заодно.