Ил-276: получено разрешение на взлет

Еще один авиационный «долгострой» получил путевку в небо, правда, взлетит он еще не скоро

Министерство обороны РФ утвердило тактико-техническое задание на новый средний транспортный самолет Ил-276. Об этом сообщило агентство РИА Новости со ссылкой на представителей ПАО «Ильюшин».

Ил-276
Ил-276. Фото с сайта ilyushin .org

Казалось бы, надо радоваться тому, что в России будет выпускаться новый транспортник, что подразумевает стабильное финансирование проекта, новые рабочие места, переоснащение ВВС современной техникой, а в перспективе и зарубежные заказы.

Всё это так, только далеко не всё в данном проекте выглядит так уж прекрасно и замечательно.

Начать стоит с того, что КБ Ильюшина начало разработку среднего транспортного самолета ещё в конце восьмидесятых-начале девяностых годов. Уже тогда было ясно, что в недалекой перспективе придется менять парк устаревающих Ан-12, эксплуатация которых началась в 1959 году.

В принципе, можно было пойти по пути американцев, которые бесконечно модернизируют свой С-130 Hercules и который до наших дней остается одним из самых популярных транспортников, но даже модернизированный Ан-12 не мог достичь ряда характеристик, которые требовались военным.

Например, Ан-12, при всех его плюсах, был относительно тихоходным самолетом, да и размеры его грузовой кабины, к тому же негерметичной, не были рассчитаны на перспективные образцы вооружения. Он был хорошим транспортником 60-80-х годов, но после четвертьвековой службы все меньше и меньше устраивал военных.

Требовался новый самолет, и КБ Ильюшина занялось первыми проработками такой машины. Но, как принято сейчас говорить, в девяностые годы «в силу ряда причин» проект был заморожен.

В переводе на более понятный язык это означает, что разгром промышленности в девяностые годы ельцинской командой «реформаторов» заставил ильюшинцев думать о банальном выживании, а не о новых самолетах.

В те годы казалось, а кое-кто стопроцентно был уверен, что российский авиапром обречен. Однако ильюшинцам удалось пережить «святые» девяностые, и в 2001 году они опять приступили к разработке проекта многоцелевого транспортного самолета (МТС).

Удалось даже привлечь к сотрудничеству индийскую авиастроительную корпорацию HAL, но и в нулевые годы проект так и не вышел из стадии постройки демонстрационных макетов, которые показывали на разных выставках. А потом индусы и вовсе вышли из проекта.

Прошли годы и только в 2014 году опять обозначалась какая-то активность, однако лишь в ноябре 2018 года Минобороны РФ подтвердило свою заинтересованность в данном самолете, получившем название Ил-276.

Ожидается, что в следующем году ильюшинцы представят эскизный проект, первый полет запланирован на 2023 год, а поступление серийных машин в войска – в 2026 году.

Если все эти сроки будут соблюдены, то получается, что с момента начала работ над Ил-276 и до появления серийных самолетов пройдет ровно четверть века. А если брать за точку отсчета самые первые наработки, то почти сорок лет.

Это очень хорошая иллюстрация того, какую цену страна заплатила за годы так называемых рыночных «реформ». Если бы не целая орда либеральных «эффективных менеджеров», саранчой обрушившихся на страну и пожравших все, что только можно, Ил-276 давно уже выпускался бы десятками в год и заменил бы в армии древние «Аны».

Наверняка и индусов удалось бы заинтересовать более конкретными условиями сотрудничества, и этот самолет имел бы своего индийского брата-близнеца. Не исключено, что к двадцатым годам он вообще был бы одним из самых массовых в мире и широко экспортировался. Но, повторимся, его первый полет запланирован только на 2023 год. Да и то, если не будет проблем с финансированием и прочим.

Для сравнения можно посмотреть, как создавался более крупный и сложный в разработке и производстве Ил-76.

Первые чертежи будущего транспортника датированы 1967 годом, первый полет состоялся в 1971 году, а в серию самолет пошел в 1973 году. Итого, весь процесс от первого чертежа и до поступления машины в эксплуатацию занял шесть лет.

А ведь в конце шестидесятых годов все чертежи рисовались вручную и не было компьютерных программ, позволяющих значительно ускорить не только процесс проектирования, но и рассчитать многие характеристики без натурных испытаний.

Однако отсталые «совки» с неповоротливой плановой экономикой, над которыми громче всех хохочут именно нынешние «эффективные менеджеры», по скорости выполняемой работы дали бы им фору в десятки лет.

Поставь перед советским КБ Ильюшина задачу спроектировать и запустить в серию Ил-276 в наши дни, уже через пять лет максимум серийные машины поднялись бы в небо. Но в «цифровой» России через пять лет в небо поднимется (а может и не поднимется) только опытный образец.

Заодно посмотрим, как справились с разработкой своего транспортника Y-20 китайские товарищи.

Этот самолет более сложный, чем Ил-276, так как более крупный и четырехдвигательный. Кроме того, китайцы никогда не разрабатывали даже близко ничего похожего на Y-20, следовательно, опыта у них было – кот наплакал, если вообще был.

Отсутствие опыта они компенсировали сотрудничеством с КБ Антонова, но значительную часть работы сделали сами.

Начало проектирования Y-20 разные источники относят к 2005 или 2006 годам, первый полет состоялся в 2013 году и спустя три года китайские ВВС получили первые серийные транспортники.

Итого – первый в своей истории тяжелый транспортный самолет китайцы разработали и поставили на крыло за десять лет. И сравним это с четвертьвековым «долгостроем» Ил-276, который ещё не факт, что начнет поставляться в ВВС РФ в 2016 году.

Не исключено, что какой-нибудь очередной гениальный управленец заявит, что денег нет, цена на нефть упала, бюджет дефицитный и что пока не будут переловлены все самозанятые, а ещё лучше – конфискованы на неопределенный срок банковские вклады дорогих россиян – ни о каких самолетах речи быть не может.

Есть во всей этой истории и ещё один негативный момент, а именно - отказ от сотрудничества индийской стороны. Причем этот случай далеко не единичный.

Точно так же индусы устранились от разработки истребителя пятого поколения на базе Су-57. Разумеется, рассуждать о всех перипетиях этих двух случаев может только причастный к закулисной стороне дела человек, ибо военные проекты всегда сильно засекречены и их условия известны узкому кругу людей, но можно и не быть конспирологом, а просто предположить, что отказ Индии от Су-57 и Ил-276 вызван банальной неудовлетворенностью их характеристиками.

Например, индусы очень долго ждали, пока российская сторона поставит им авианосец «Викрамадитья». Сроки его сдачи переносились неоднократно, да и к технической начинке корабля у них было много вопросов. Но корабль был очень нужен ВМС Индии, и индусы закрывали глаза на все недочеты. Тем более, что и купить авианосец им было банально не у кого.

А вот хоть транспортник, хоть истребитель пятого поколения они могут приобрести без особых проблем. Американцы спят и видят, как бы всучить им свой истребитель F-35, наверняка предложат и средний транспортник, если индусы их попросят.

Индия в последнее время все чаще делает выбор в пользу западного оружия, и это неудивительно, так как Россия в основном может предложить только оружие ещё советской разработки.

Те же самые зенитные комплексы С-400 «Триумф», что покупает Индия, начали разрабатываться в 1988 году, то же относится к танкам Т-90, истребителям Су-30, вертолетам Ка-226.

Если бы не богатое советское наследие, Россия сейчас была бы мировым аутсайдером на оружейном рынке, потому что за годы рыночных «реформ» «эффективные менеджеры» если что и создали, то только считанные образцы оружия. Гораздо более успешно они уничтожали оборонку, чем строили.

Это также относится и к уничтожению кадров, с которыми сейчас страшный дефицит. Поэтому и не получается создать ничего принципиально нового, потому что банально некому.

Индусы не дураки, и все прекрасно видят, и хотя у Индии традиционно близкие отношения с Россией, но собственная обороноспособность для них значит больше, а многострадальный Ил-276 и его разработчиков остается поздравить с появлением такого серьезного заказчика, как Минобороны РФ.

Остается теперь дождаться, когда самолет поднимется в небо и станет серийным. Будь все иначе, этот самолет давно летал бы, но лучше поздно, чем никогда.

Комментарии читателей
24.11.2018, 21:52
Гость: Ходжа

со своими байками отдыхает по сравнению с чернозубым мессией. придумал он все про 27, ничего плохого эта цифра не несет. просто это число следующий седьмой день после 20-го. сатанисты чтут числа после шести раз: 6+6 - 13, 13+6 - 20 и 27. обыватели опасаются только 6 и 13, но Каббала такое же значение придает и двум следующим. они преследуют свои личные цели, чаще меркантильные, и обманывают весь мир. на самом деле в этом веке катастрофичны числа 10, 11, 20 и 22.

21.11.2018, 10:30
Гость: смирнов

Вот врет как дышит тролль. Мы делаем локомотивы... слов нет, видимо потому что "мы делаем" у Сименса закупили Сапсаны? Какие автомобили болезный ты вспомнил? АвтоВАЗ принадлежащий Рено и зарегистрированный в Голландии?

21.11.2018, 10:25
Гость: living dead бабченко

Какая модернизация? Не надо верить всему, что трещит зомбоящик. И что это за классификация "Буянов"- почти эсминец? У них водоизмещение меньше тысячи тонн, это даже не фрегаты, а у нормального эсминца (тип Арли Берк) водоизмещение 8500 тонн. Ваш уровень знаний ниже плинтуса.

]]>
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.