]]> ]]>

«Новая большая страна. Евразийский cоюз - единая цивилизация, много государств»

10:00 29.09.2012 , Юрий Крупнов

Совместный доклад Движения развития и Института демографии, миграции и регионального развития

Выбор пути

Мир вступил в полосу длительного экономического кризиса. Уже банальными стали шокирующие прогнозы о десятилетней небывалой рецессии, экономической катастрофе 2014 года, когда предполагается пик кризиса, и даже о грядущей глобальной войне с абсолютно непредсказуемыми последствиями для всего человечества. Все это – уже часть наступившей реальности.

При этом на постсоветском пространстве до сих продолжается цивилизационный кризис, вызванный развалом СССР, который президент России Владимир Путин определил как крупнейшую геополитическую катастрофу ХХ века. В результате этой катастрофы возникли масштабная деиндустриализация и критическое снижение качества жизни, хаотическая массовая миграция, упадок малых городов и районов и другие негативные явления, не позволяющие реализовать колоссальный геополитический, геоэкономический, геокультурный и геостратегический потенциал новых независимых государств.

Нынешняя наша слабость только усиливает и без того гигантский масштаб исторических вызовов новым независимым государствам. Это индустриально-экономический вызов со стороны Китая, военно-гегемонистский – со стороны США и НАТО, а также исламистский и наркотический – со стороны новейших сетевых «интернационалов».

Более того, глобальные демографические процессы идут в направлении образования миллиардных мировых цивилизаций, которые и будут к середине столетия определять мировую политику и экономику. На фоне миллиардных Северной Америки, ибероамериканской цивилизации Латинской Америки, не говоря уже о Китае и Индии, и даже полумиллиардного Евросоюза неполные 300 млн населения СНГ, распределенные по более чем десятку обособленных государств, будут выглядеть признанием в отказе от равноправного участия в мировом бытии.

Подстроиться под наступившее десятилетие нестабильности и дерзких вызовов невозможно. Но можно и нужно, опираясь на вековые традиции, вопреки унынию и совершенному в конце прошлого века отказу от полноценного бытия в составе великого Советского Союза, сделать в эти тяжелые годы ставку на развитие и прорыв в общее достойное будущее.

В этой принципиально новой ситуации от народов бывшего Советского Союза требуются самоопределение и выбор: либо форсированно и на пределе сил создавать новую большую страну, представляющую в диалоге цивилизаций свою уникальную русско-российско-евразийскую цивилизацию и демонстрирующую технологическую состоятельность и экономическую мощь, либо окончательно встраиваться в чужие цивилизации, армии, экономики и языки.

Либо мы восстановим свои силы и, объединившись вокруг нашей общей исторической памяти и общих, давшихся большой кровью побед, станем планетарной силой, либо достойного будущего у нас нет.

Евразийская интеграционная революция

Более чем десятилетняя деятельность Евразийского экономического сообщества, успешное функционирование Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, подготовка к созданию в 2015 года Евразийского экономического союза, обсуждение создания Евразийского парламента и уникальный опыт строительства Союзного государства России и Беларуси позволяют говорить о том, что наша интеграция является не только императивом, но и реальностью.

Однако у интеграции, помимо грандиозных исторических проблем, имеется большое количество противников и скептиков. Анализ возражений против строительства новой большой страны показывает, что в подавляющем числе случаев за ними стоит неверие в собственные и общие силы. Крайне негативную роль здесь выполняет продолжающаяся неспособность российской экономики уйти от сырьевой зависимости и на деле приступить к новой индустриализации. Это дает хороший повод говорить о нереалистичности евразийской реинтеграции: мол, Россия сама не в состоянии организовать собственное развитие, так кто же тогда будет выступать образцом для других новых государств?

Более того, необходимо отдавать ясный отчет, что обычной бюрократической или экономической активностью новую большую страну не построить. Тех шикарных условий послевоенного всеобщего подъема и стабильности, в которых формировался Европейский союз, у нас сегодня нет.

Никаких способов интеграционной эволюции не осталось. Требуются сверхнапряженное историческое творчество и выработка новых подходов, принципов и механизмов интеграции. Поэтому нам здесь необходимо подготовить и совершить настоящую интеграционную революцию.

Евразийская интеграционная революция противостоит революциям «арабским» или «оранжевым», поскольку она имеет исключительно созидательную направленность. Ее цель – вернуть достоинство и возможности для развития, как личного, так и общественного, не только всем бывшим республикам СССР, но и сделать такую задачу общей задачей человечества – новой мировой повесткой.

В соответствии с историческими советскими и дореволюционными традициями у наших народов и государств нам следует поставить общую цель – предложить новый справедливый миропорядок вокруг реализации для каждой желающей страны права на развитие – основополагающего права, закрепленного в Декларации Организации Объединенных Наций 1986 года «О праве на развитие» и обеспеченного системой мер по стимулированию социального прогресса и развития, которые содержатся в Декларации социального прогресса и развития ООН 1969 года.

Развитие для всех и каждого в мире, развитие для каждой желающей страны, развитие для каждого региона новой страны – вот лозунг евразийской интеграционной революции, осуществление которого должно заменить империалистический «экспорт демократии» на возвышающий и продвигающий всех экспорт развития.

Евразийская интеграционная революция созидательна, поскольку для нее придется заново начать освоение и переосвоение всего нашего колоссального пространства в одну шестую часть мировой суши. Предстоит застроить пространство новой страны инфраструктурами нового поколения, совместно выйти к следующему технологическому укладу, создать систему новых индустрий и отраслей, осуществить через проекты совместного развития небывалую деятельностную кооперацию с планируемыми эффектами мирового развития.

Наша новая большая страна должна стать центром мирового развития – своего рода «термоядерным реактором» и «воронкой» планетарного развития.

Цивилизация развития

Надежду всем сторонникам нового исторического объединения дает заявленная в прошлогодней программной статье Владимира Путина «амбициозная задача: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции – к Евразийскому союзу». Однако успехи в создании Таможенного союза и Единого экономического пространства, повышение эффективности действия интеграционных экономических механизмов («институтов развития») и даже выход на полноценный экономический союз, заявленный на 2015 год, недостаточны.

Исключительно экономическая направленность интеграции не в состоянии противостоять практически неудержимым разрушительным глобальным процессам нашего времени. Еще более бесплодными и тупиковыми будут попытки московского олигархата под прикрытием евразийской интеграции рейдировать оставшиеся от великого прошлого активы в государствах СНГ, реализуя чубайсовскую доктрину либерального империализма.

Вредит нашей интеграционной революции и инерция ложной доктрины интеграции в «развитый мир», «Европу», «Запад», равно как и чужой нам «Восток». Новая большая страна, выстраивая позитивные партнерства и союзы со всеми желающими государствами и цивилизациями мира, не может и не должна куда-то интегрироваться – в смысле встраиваться и вписываться.

Новая большая страна создается для того, чтобы на всем колоссальном континентальном пространстве Евразии восстановить в новом виде свою собственную уникальную русско-российско-евразийскую цивилизацию.

Для этого следует сделать нашу цивилизацию цивилизацией развития, культивирующей новую цивилизационную общность и общество развития, в рамках которых вырабатывается способность решать самые главные мировые проблемы современности.

Все научно-технические и организационно-управленческие возможности для этого у нас есть. Отсутствует здоровый культурно-исторический оптимизм и не начата пока системная работа по продвижению принципа развития.

Ставка на развитие позволит нашим евразийским народам решить прагматическую задачу: в союзе и диалоге с другими цивилизациями обеспечить справедливый мировой порядок, построенный на идее равного доступа к развитию каждого человека, народа и государства, а также сохранение всех народов и традиционных религий Евразии – православия, ислама и буддизма. Для этого требуется и мощная оборона такого миропорядка, как это уже было продемонстрировано нашей общей Великой Победой в Великой Войне 1941-1945 гг.

Цивилизация развития, помимо экономических и инфраструктурных прорывных проектов, требует новых образов и стилей их описания. Отсюда – приоритетная роль в процессах евразийской интеграции культурного, гуманитарного, образовательного, научно-технического и научно-академического сотрудничества.

Евразийская интеграционная революция начнется с новых песен, нового искусства, кинематографа, театра, нового языка развития, способного увлекать молодежь в романтику больших головокружительных проектов и новых форм созидательного общения, потребует увидеть способность воображения как ведущую технологию евразийской интеграции.

Очевидно, имело бы смысл в приоритетном порядке создавать евразийский «Голливуд», кооперативный «Евразфильм», способный сыграть роль коллективного организатора нашей интеграции.

Строительство цивилизации развития и новой большой страны – дело молодых и дерзких. От самой смелой и талантливой молодежи из всех уголков нашего уникального и колоссального евразийского пространства придет и новая пассионарность наших народов. Ответить на исторические вызовы мы можем и должны конгениальным историческим творчеством, предъявлением миру цивилизации развития.

Экономика развития

Помимо организации на постсоветском пространстве институтов свободного экономического взаимодействия (Зоны свободной торговли, Таможенного союза, Единого экономического пространства, единой расчетной валюты и др.) главным направлением союзного строительства должно стать создание новой экономики развития, которая бы обеспечивала равное и мировое качество жизни, достойную жизнь на всей территории новой большой страны.

Безосновательны мечты тех, кто собирается ждать, когда глобальная экономика, переболев, достигнет «дна» и сама собой выйдет из кризиса, сама устремится вверх, к новому технологическому укладу на повышательную волну очередного кондратьевского цикла, да еще и нас вытащит вместе с собой заодно.

Выход из глобального кризиса не будет автоматическим. Окончание кризиса ничем и никак не предопределено, и это задает ключевое требование для новой большой страны: не прятаться от кризиса, а мужественно идти на кризис с идеологией развития и созидательного прорыва, спасая при этом не только себя, но и весь мир от экономического и экологического коллапса.

Более того, очевидно, что принципиально невозможно выйти из кризиса и построить новую большую страну в рамках существующей квазирыночной и квазигосударственной распределительной социально-экономической модели постсоветских государств.

Показательно, что столь нужное устранение таможенных и иных барьеров, а также иная оптимизация хозяйственной активности дают до трети роста товарооборота и устойчивости экономик наших стран. Однако этой трети принципиально недостаточно для обеспечения достойной жизни наших народов и конкурентоспособности с ведущими экономиками мира, тем более в условиях кризиса.

Необходим переход к экономике развития, построенной на плановом производстве достаточного для достойной жизни общественного богатства, т. е. целенаправленного производства «сверхстоимости» – новой добавляемой стоимости в гигантских, на порядок больших, чем сейчас, размерах.

Экономика развития строится на понимании того, что в ближайшие десятилетия основное общественное богатство будет получаться из разработки и тиражирования фундаментальных технологий, т. е. тех форм общения и организации массовой деятельности, в основе которых лежат новые физические принципы и стили жизни, кардинально меняющие эффективность труда.

Под эту задачу разработки, тиражирования, капитализации и трансфера технологий, формирующих новую стоимость в суверенной экономике развития, и необходимо вводить специальную валюту развития – проектный евразийский клиринговый (расчетный) рубль.

Ключом к экономике развития и созданию фундаментальных технологий является наша фундаментальная наука и работающие в ней ученые – важнейший капитал наших государств, доставшихся нам в наследство от великого Советского Союза.

Наша новая большая страна имеет все возможности, чтобы на базе существующих научных школ, существенно усилив их молодежью и приступив к плановой организации новых научных школ под решение базовых общественных проблем, организовать поточное производство оригинальных фундаментальных технологий.

Механизмом создания такого производства станет инициирование на постсоветском пространстве одновременно семи созидательных революций: промышленно-технологической, градостроительной, энергетической, антропологической, демографической, дальневосточной и собственно евразийской интеграционной или постсоветско-интеграционной революции.

Эти революции будут подкреплены сотней проектов совместного развития и тысячью стратегических инвестиционных проектов.

Экономика развития по самой своей природе, образуясь из творческого и трудового усилия всех, также и должна работать в интересах каждого без исключения жителя, народа и государства новой большой страны. В этом плане экономика развития является социалистической и «левой». Однако одновременно экономика развития имеет и капиталистические черты в части эффективности работы капитала и частного присвоения заработанного. Отсюда экономика развития является выходом за капитализм и социализм и возможна исключительно в обществе развития.

Основанная на ренессансе научно-технического прогресса экономика развития – единственно возможный путь к восстановлению мирового уровня и качества жизни на всем постсоветском пространстве.

Сегодня на постсоветском пространстве практически нет ничего готового, что возможно было бы интегрировать и связывать в экономическом смысле. Реальной ценностью, которая еще не уничтожена и которую надо именно восстанавливать (хотя бы и на новых основаниях), является наше цивилизационное единство. А экономику нам придется выстраивать заново, организуя экономику развития.

Поэтому точная в методологическом плане формула евразийской интеграции: восстановить цивилизационное единство без утраты национальных суверенитетов и через создание новой совместной экономики развития.

Новые макрорегионы интеграции

Создание новой большой страны требует исторического творчества и является исходно открытым и рисковым движением. Сегодня не ясен даже состав новой большой страны, в которую, возможно, могли бы со временем войти, к примеру, Монголия, Иран или Турция. Также вряд ли может быть какое-то одномоментное образование новой большой страны. Очевидно, создание Евразийского союза и сама евразийская интеграция будут идти разными темпами и одновременно по нескольким направлениям и уровням.

Имело бы смысл выделить пять отдельных направлений интеграции и соответствующих им новых интеграционных макрорегионов:

- интеграция со странами Центральной Азии при нацеленности на интенсивное сотрудничество с Афганистаном, Пакистаном и Ираном – новый макрорегион «Новый Средний Восток»;

- интеграция с кавказскими республиками в рамках проекта «Большой Кавказ», подразумевающего формирование зоны стабильности и социально-экономического развития на основе совместных усилий России, всех постсоветских кавказских государств, а также Ирана и Турции;

- интеграция с Украиной в ближайшем будущем – на прагматичной основе, исходя из интересов научно-технологической и промышленной кооперации, с опорой на новое машиностроение, прежде всего авиацию, космонавтику, а также электронику и приборостроение – и строительство на этой основе совместными усилиями России, Белоруссии и Украины и ряда восточноевропейских и прибалтийских стран Евросоюза макрорегиона «Новая Центральная Европа»;

- интеграция с Белоруссией, строительство и развитие Союзного государства как модельной платформы для новой большой страны и функционального центра (Полоцк) Новой Центральной Европы;

- интеграция с Монголией с учетом задач формирования российского центра мирового развития на российском Дальнем Востоке, обеспечения полноценного присутствия России и всего Евразийского союза в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

У каждого из этих направлений имеется своя специфика. Но общей основой работы является проектирование и формирование на основе принципа соразвития новых макрорегионов как плацдармов отработки в разных формах и под разные задачи принципов и режимов евразийской интеграции.

Очевидна при этом приоритетность центральноазиатского направления интеграции, без успешности которого вряд ли удастся вовлечь в полномасштабную интеграцию и Украину. Именно развитие Центральной Азии наряду с реализацией дальневосточной революции формируют промышленный каркас новой большой страны и выход на перспективные рынки сбыта для общесоюзной промышленности. Дифференциация интеграции позволит проводить ее максимально гибко, с учетом специфики каждого из объединяющихся в новую страну государств и регионов.

Соразвитие и экспорт развития

Ведущим принципом новой большой страны должен стать принцип совместного развития (соразвития) не только всех государств новой единой большой страны, но и любых государств мира, желающих становиться союзниками нового евразийского интеграционного объединения.

Принцип соразвития означает, что интеграция двух или большего числа стран должна осуществляться за счет реализации общих для них проектов совместного развития и создания нового общественного богатства и сверхстоимости, а не на основе перераспределения существующих активов, т. е. уже имеющихся благ и источников богатства.

Иными словами в интеграции надо начинать не с дележа имеющейся жилплощади, а со строительства нового совместного «верхнего» этажа, участие в котором и должно задавать действительный формат интеграции в целом, в т. ч. принципы аккумуляции в интеграционном образовании уже имеющихся у стран ресурсов.

Принцип соразвития позволяет выдерживать общую консолидированную линию на создание новой экономики развития. Это реализация крупных проектов развития, строительство новых инфраструктур, формирование новых практик и принципиальное усложнение существующих практик с выходом на новый мировой и выше мирового уровень качества жизни всего населения. Только в этом случае у интеграции будут осязаемая цель и соответствующая перспектива.

Более того, принцип совместного развития (соразвития) и проекты совместного развития должны быть положены в основу новой стратегии опережающего развития Российской Федерации и дать основу для смены ее социально-экономической модели, что позволит России в полной мере выступить лидером на постсоветском пространстве.

Принцип соразвития вытекает не только из желания уважать взаимные интересы и стремления к «политкорректности». У интеграции всегда будут противники, и не стоит питать иллюзии относительно того, что интеграционный проект устроит всех в равной степени и сразу. Соображения бесконфликтности важны, однако основной смысл принципа соразвития – в конкретизации цели интеграции и уточнении того правильного мнения, что успех интеграции зависит от заложенных в ее основу принципов и точности формулировки целей.

В ситуации приближающейся глобальной катастрофы налицо острый дефицит в мире компетентных фигур и экономистов, которые могли бы хотя бы гипотетически предлагать какую-то серьезную альтернативу тому, что происходит. И это – действительно страшная ситуация.

Например, в США в ходе недавней дискуссии между администрацией президента и парламентом Обама и республиканцы предлагали две, казалось бы, противоположные, но абсолютно бессмысленные модели. Либо «снижение социальных расходов» – та людоедская модель выживания элиты за счет массы населения, которую в России как раз продолжают навязывать неолибералы (например, В.Мау и Я.Кузьминов), доктрина которых кардинально расходится с позицией, занятой в ходе предвыборной кампании В.Путиным, а в США – республиканцы. Либо повышение налогов на бизнес, соответственно, с разрушением бизнеса и качественных рабочих мест для населения, что предлагают демократы и пришедшие к власти левые во Франции.

При создании новой большой страны будет сделана ставка на принцип соразвития через реализацию сквозных проектов развития, которые только и способны создавать стоимость и сверхстоимость, а значит, и «накормить» население. Бесперспективные модели прошедших 20 лет следует оставить в прошлом.

Семь революций развития

Технологической основой восстановления русско-российско-евразийской цивилизации станут семь революций развития.

Революции дают минимально адекватный ответ на глобальные вызовы, что не в состоянии сделать никакая эволюция и ставка на «естественный» ход событий.

Цель первой, дальневосточной революции состоит в том, чтобы превратить Дальний Восток России в лидерский центр мирового развития и авангардную платформу русско-российско-евразийской цивилизации. Это с необходимостью следует из перемещения экономического центра мира в Северо-Восточную Азию, где новая большая страна должна присутствовать своей самой передовой и динамичной частью.

Пути реализации: перенос центра тяжести и самого политического центра России (а возможно, и всей новой большой страны, столицы) на границу с Китаем в Свободненский район Амурской области, а также опережающая реализация всех остальных шести созидательных революций именно в регионах Дальнего Востока России в рамках стратегического плана и посредством Корпорации развития Дальнего Востока.

Вторая, промышленно-технологическая революция направлена на обеспечение стратегической занятости для всей евразийской молодежи и должна обеспечить каждому жителю новой страны мировое качество жизни и не менее 40 млн новых высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест достойной занятости к 2025 году.

Пути реализации: переход промышленности к седьмому технологическому укладу, организация тотального технологического перевооружения на основе создания нового отечественного станкостроения, развертывание сети кластеров промышленного развития и проектирование разнообразных индивидуальных хайтековых индустрий, т. н. «простых технологий» для семейного и малого бизнеса.

Для этого необходимо принять единый евразийский стратегический план технологического перевооружения до 2025 года, на основе которого сохранившиеся и частично возрожденные потенциалы станкостроительных отраслей России, Белоруссии и Украины позволят сформировать в новой большой стране самостоятельный мировой технологический центр.

Опорной и диагностической на первом этапе должна выступить сфера авиастроения и космоса, поскольку отсутствие продвижения здесь однозначно свидетельствует об отсутствии реальной индустриализации и промышленного развития.

Третья революция – градостроительная – должна в итоге обеспечить каждой желающей новой молодой семье собственный дом-усадьбу или квартиру в обеспеченных работой и инфраструктурой малоэтажных экологических поселениях усадебно-ландшафтной, а не раковой мегаполисной урбанизации, с возможностью выкупа жилья в течение 30 лет с ежемесячным взносом в размере не более 5000 российских рублей.

Пути реализации: запуск строительства 1000 новых хайтековых городов-микрорайонов на базе существующих малых и средних городов или рядом с ними. Главным модельным городом должна при этом стать новая столица новой большой страны. Перенос столицы позволит избавить союз от московской гиперцентрализации и доминирования мегаполисов-миллионников и перейти к опережающему развитию Дальнего Востока.

Четвертая, энергетическая революция должна позволить нам стать страной с самой дешевой и даже избыточной энергией, превращающей новую большую страну в энергетическую сверхдержаву, в силу действий которой миром будет «править» производимый в нашей стране джоуль. Энергетическая революция должна эффективно и на сотни лет вперед решить проблему энергообеспечения страдающих сегодня от дефицита энергии регионов постсоветского пространства и прилегающих государств.

Пути реализации: форсированное развитие малой, распределенной энергетики и ставка на опережающее развитие самой экологичной ядерной энергетики на основе «быстрых» реакторов (реакторов на «быстрых» нейтронах) и замкнутого ядерного топливного цикла и организация сотовой инфраструктуры малых атомных станций.

Антропологическая революция призвана создать инфраструктурные условия для проявления и творческого действия личности каждого жителя Евразийского союза, прежде всего детей и подростков, а также обеспечить освобождение населения от рабской зависимости от морально и физически устарелого труда, социального унижения, наркотиков, алкоголя и табака.

Пути реализации: организация лидирующей в мире новой общенародной школы, воспроизводящей все лучшее из советской школы на собственной национально-культурной базе и дополнительно ставящей каждому учащемуся высшие способности мышления, понимания, идеализации, рефлексии, проектирования и действия. Переход к новому деятельностному содержанию образования и организация общедоступного для детей и взрослых дополнительного образования, позволяющего осуществлять интенсивную переквалификацию и личностный рост. А также переход к всеобщему высшему образованию с резким ростом качества через интеграцию вузов с передовыми промышленностью, образованием и наукой.

Шестая, демографическая революция заключается в том, чтобы остановить хаос и неравномерность в демографических процессах, переломить процессы вымирания и обезлюживания в регионах и малых городах и районах, организовать переход к устойчивому демографическому развитию во всех странах постсоветского пространства.

Пути реализации и механизмы: ставка государства и общества на крепкую семью, а в регионах с отрицательным демографическим ростом – на крупную многопоколенную семью с тремя-четырьмя детьми.

Через седьмую, собственно интеграционно-постсоветскую евразийскую революцию осуществляется строительство на постсоветском пространстве новой большой страны, обеспечивающий свой геоэкономический, геополитический, геокультурный и геостратегический суверенитет и не позволяет зарубежным тяжеловесам геоэкономики эксплуатировать новые независимые государства.

Пути реализации: реализация на принципах соразвития всех созидательных революций, проектов совместного развития и стратегических инвестиционных проектов, в совокупности организующих единое гуманитарное, академическое, правовое, экономическое и таможенное пространство при сохранении национальных суверенитетов новых независимых государств.

Союзные проекты совместного развития

Принцип соразвития реализуется через союзные проекты совместного развития, пронизывающие и как бы «сшивающие» государства будущей единой страны и в своей проектной совокупности создающие «материальную» базу, основу хозяйственной и социально-культурной жизни всей новой большой страны.

Организация производства качественного и достаточного для всего населения новой большой страны экологического продовольствия и подъем сельского хозяйства; совместный авиапром, конкурентоспособный с «Боингом», «Эйрбасом» и поднимающимся авиапромом Китая; космонавтика с задачей лидирующих программ по типу колонизации Марса; создание водно-энергетического баланса центральной Евразии, включая создание водопроводов для части стока сибирских рек; развитие горных экономик; строительство образцового нового молодежного международного города на Дальнем Востоке, в т. ч. как возможной новой столицы новой большой страны; введение лидирующего евразийского образовательного стандарта – вот базовые проекты совместного развития.

Реализация таких консолидирующих проектов как основы экономики развития потребует перехода к согласованному стратегическому планированию – своего рода евразийскому «госплану», который бы целенаправленно проектировал и продвигал сеть из 100 кластеров промышленного развития и инфраструктур нового поколения, охватывающих все пространство новой страны и обеспечивающих переход союзной евразийской экономики к седьмому технологическому укладу. Это и должно быть содержанием деятельности Евразийской экономической комиссии, в составе которой должно быть создано специальное проектно- плановое бюро.

Интегральным результатом реализации проектов совместного развития в ближайшие 30 лет должно стать создание на евразийском пространстве инфраструктур третьего поколения – инфраструктур 3.0, которые, в отличие от разрушающихся советских индустриальных инфраструктур 1.0 и компьютерно-информационных инфраструктур 2.0, строятся на основе технологий следующего уклада, которые на порядок обеспечивают рост мощности и позволяют практически осуществлять преображение стран и пространств на принципе развития.

Построенные на знаниях о новых физических принципах и эффектах, евразийские инфраструктуры 3.0 будут представлять собой коридоры развития, включающие города будущего скоростные и сверхскоростные поезда, другие виды перспективного транспорта (например, 3D-транспорта), интегральную транспортировку информации, воды, электричества, нефти и др.

В целом же можно выделить четыре типа проектов совместного развития: инфраструктурные, обеспечивающие новые возможности для хозяйственной деятельности всех типов; индустриальные, в рамках которых восстанавливаются имеющиеся или организуются новые индустрии; этнохозяйственные, отражающие специфику проживающих на территориях народов и задающие требования на экологическую безопасность экономики; и социально-антропологические, задающие усиление человеческого и профессионально-кадрового потенциала наших территорий.

Новый Средний Восток

Абсолютным «географическим» приоритетом в строительстве новой большой страны является уникальный регион Центральной Азии, поскольку от успешности реинтеграции здесь зависит успешность всей евразийской интеграционной революции.

При этом очевидно, что содействовать развитию постсоветской Средней Азии в отрыве от ее южных (Афганистан, Пакистан, Иран) и северных (Западная Сибирь и Урал) соседей невозможно. Поэтому необходимо создание нового макрорегиона – «Нового Среднего Востока», проект которого был выдвинут Движением развития в 2008 году.

Цель проекта – превращение территории Урала и Сибири, Центральной Азии и Среднего Востока – от Красноярска и Екатеринбурга до Северной Индии и Персидского залива – в принципиально новый макрорегион, который становится локомотивом всей евразийской интеграции и из плацдарма геополитических столкновений и инструментального использования в интересах отдельных стран превращается в ядро центральноевразийского общего рынка и площадку для диалога укорененных здесь цивилизаций и народов.

В основе проекта «Нового Среднего Востока» лежит матрица проектов совместного развития Центральной Азии, в состав которых входят следующие: вторичная индустриализация Центральной Азии и первичная индустриализация Афганистана; обеспечение водно-энергетического баланса и мира на основе рационального водопользования и строительства водопровода Сибирь – Центральная Азия; обеспечение белковой безопасности в Центральной Азии и на Среднем Востоке (в частности, через строительство сети птицефабрик); создание системы многоуровневой подготовки кадров; ликвидация афганского наркопроизводства; формирование союзной системы социальной реабилитации наркозависимых и лиц с другими видами зависимости.

Платформой для создания Нового Среднего Востока станет Трансазийский коридор развития от Ледовитого до Индийского океана по меридиану от Арктики до Индийского океана, от Салехарда до Персидского и Бенгальского заливов. Он требует кардинально пересмотреть смысл, идеологию и географию широко пропагандируемого последние 15 лет международного транспортного коридора «Север – Юг». Куда более привлекательные возможности появляются у этого проекта с переносом в нем «Севера» с крайнего Северо-Запада России на сибирское побережье Северного Ледовитого океана.

Указанные и другие экономические проекты должны быть дополнены инвестированием в социальную и гуманитарную сферы региона, прежде всего в образование, которое является основой общественного воспроизводства. В итоге индустриализация региона, в котором проживают 400 млн человек, приведет к формированию нового общего рынка, который станет новым местом приложения капиталов и технологий – как для стран Таможенного союза, так и для внешних инвесторов.

Инструментом создания НСВ должна стать Корпорация развития Центральной Азии, или Российская корпорация сотрудничества со странами Центральной Азии, которая в настоящее время рассматривается в правительстве РФ. Главной целью Корпорации является обеспечение развития промышленного, кадрового, экономического и технологического потенциала государств Центральной Азии, повышение качества жизни населения региона посредством реализации проектов совместного социально-экономического развития России и центральноазиатских республик.

Корпорация могла бы стать формой межгосударственной и региональной кооперации в самых капитало-, фондо- и наукоемких сферах экономики, инструментом согласования антагонистических экономических интересов государств региона, который позволит избежать переведения проблем в политическую плоскость и, как следствие, значительно облегчит процесс кооперации и снизит напряженность в отношениях между партнерами, обеспечит переход от обсуждения частных взаимных претензий партнеров к совместному решению конкретных экономических, социальных, культурных и цивилизационных проблем.

План движения развития

Международное Движение развития видит свою миссию в организации на постсоветском пространстве класса развития, который берет на себя ответственность за проведение евразийской интеграционной революции и строительство новой большой страны. Инструмент – объединение евразийской общественности на основе неправительственной дипломатии высокого уровня.

Для интенсификации строительства новой большой страны Движение развития предлагает следующий план:

1. Следующий 2013 год сделать специальным Годом интеграции и строительства новой большой страны.

2. Разработать и предложить главам новых независимых государств трехлетний план евразийской интеграции.

3. Провести творческий евразийский форум и кинофестиваль «Новая большая страна – Евразийский Союз: революции и проекты совместного развития».

4. Выделить до 10 приоритетных проектов совместного развития и приступить к их реализации.

5. Создать молодежный клуб евразийского развития с примерным названием «Школа евразийского развития».

6. Использовать создание представительств Движения развития как механизм общественной консолидации и проектной интеграции.

Судьба евразийской интеграции и планетарного развития – в наших руках и силах.

]]> Социальная сеть ВсеРусские.ру ]]>
Комментарии читателей
23.11.2013, 18:08
ToJack

Желание Москвы создать политическое объединение, наряду с экономической, было отвергнуто нынешних партнеров, которые понимают что не надо ставить на карту государственный суверенитет. Постепенно, Все больше и больше, проект Владимира Путина создает большие напряжения, в то время как россиянам приходится найти решение для новой проблемой, а именно недоверие партнеров по Таможенному союзу по отношению к Москве, после того, как она не было в состоянии держать под контролем финансовую блокировку и недовольство вызвано тем, что преимущества ведут в одном направлении – в сторону России, которая нашла так называемый способ спасти экономику от катастрофы.

И дело не только в этом. Существуют серьезные разногласия из-за различных целей государств по поводу как создать Межпарламентской ассамблеи Евразийского Союза и единой валютой или как создать общие стандарты для таможенной системы и налогообложения в Таможенном Союзе. Наконец, перспектива расширения с Таджикистана, Армении и Киргизии, создает новые дискуссии.

Тупик в котором находится российские интеграционные проекты, это возможность для государств-членов Таможенного союза, чтобы оценить реальные возможности для развития в долгосрочной перспективе.

Европейский союз является ведущим по объему инвестиций в экономику Казахстана, с $70 млрд. в период с 1993 по 2012 год, в то время как российские инвестиции составили лишь $6 млрд.

13.11.2012, 23:03
Катя

Эти ваши солнечные батареи не менее опасны после использования при утилизации. Сложно их утилизировать. А энергия солнца и ветра и биогаза - хорошо, но сколько нужно будет биогаза, чтобы обеспечить энергией страну? Сколько нужно потратить денег?

06.10.2012, 10:13
Jack

Пути реализации: реализация на принципах соразвития всех созидательных революций, проектов совместного развития и стратегических инвестиционных проектов, в совокупности организующих единое гуманитарное, академическое, правовое, экономическое и таможенное пространство при сохранении национальных суверенитетов новых независимых государств. – Нью Астаны вместе.

]]>]]>
]]>
]]>
]]> ]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.