Российский мундиаль грозит омрачить «билетная мафия»

22:01 24.07.2017
Фото Roman Kovrigin с сайта wikimedia.org
Фото Roman Kovrigin с сайта wikimedia.org

Одной из проблем ЧМ-2018 по футболу грозит стать спекуляция билетами

Для недопущения этого борьбы с международной «билетной мафией» недостаточно - необходимо менять сам подход к организации футбола как массового зрелища, и время на это еще есть.

Репетиция чемпионата мира по футболу 2018 года – Кубок конфедераций – вновь продемонстрировала, что Россия способна проводить международные спортивные соревнования на высочайшем уровне. Но не обошлось и без «ложки дегтя»: по данным ряда исследований, до 40% билетов на Кубок конфедераций было продано спекулянтам, которые могли заработать на этом до 700 млн рублей.

По информации портала eTicket4.ru, в среднем перекупщики продавали билеты с наценкой 50%, а максимальная накрутка приходилась на матчи с участием сборной России – цены на них могли завышаться в десять раз. То есть доходы спекулянтов были бы гораздо значительнее, если бы наша сборная по традиции не вылетела из Кубка еще на групповой стадии.

Российские футбольные функционеры пока никак не прокомментировали сложившуюся ситуацию, хотя в преддверии домашнего чемпионата мира это информация для серьезных размышлений. Тем более, что официальные минимальные цены на билеты уже объявлены и выглядят доступными для широкой аудитории. Как сообщил в недавнем интервью «Известиям» генеральный директор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин, стоимость участия в ЧМ для зрителей будет начинаться от 1280 рублей.

Вопрос о недорогих билетах так называемой четвертой категории был решен российскими властями в ходе специальных переговоров с ФИФА еще в прошлом году. Тогда же Виталий Мутко (еще не вице-премьер, а «рядовой» министр спорта) в присутствии нового генсека Джанни Инфантино заявил, что система распространения билетов на матчи ЧМ-2018 позволит полностью исключить спекуляции.

«Билетная программа принадлежит ФИФА, которая будет продавать билеты в соответствии с практикой, сложившейся десятилетиями. На сайт ФИФА может зайти любой желающий, чтобы купить четыре билета «в одни руки». Так называемые пакеты гостеприимства будет продавать специальная компания, уполномоченная ФИФА. Никаких посредников не будет», – заверил министр.

Опрошенные газетой «Взгляд» эксперты оптимизма Мутко не разделяют. Но подчеркивают – речь не идет о локальной проблеме одной лишь России.

«Любое крупное спортивное соревнование с ажиотажным спросом всегда входит в группу риска спекуляции билетами, – заявил газете «Взгляд» футбольный эксперт Андрей Малосолов, в прошлом – глава пресс-службы Российского футбольного союза и один из основателей Всероссийского объединения болельщиков. – Международная билетная мафия действительно существует – в основном это англичане, поляки, но в целом речь идет об интернациональных «бригадах», которые работают глобально.

Кроме того, существует много различных электронных площадок, которые по сути своей являются главными бенефициарами от спекуляции билетами. И ФИФА, и национальные федерации ведут со спекулянтами борьбу, вынося скандалы на поверхность и время от времени подвергая виновных «показательной порке». У нас ее тоже не помешало бы провести, причем до чемпионата мира. Но решить эту проблему принципиально не получится, пока существуют сами электронные площадки, а главное, спрос на билеты».

Кстати, о спросе как решающем факторе. Еще пять-шесть лет назад билеты на матчи сборной России, в том числе товарищеские, пользовались настоящим ажиотажем. Но в результате имиджевых потерь, которые понес российский футбол, в том числе из-за слабости национальной команды, бесконечных скандалов и провалов, прежнего спроса уже нет, и спекуляция, соответственно, снизилась.

Но в случае с ЧМ-2018 спрос ожидается колоссальный. Собственно, ни один из последних чемпионатов мира не обошелся без крупных разоблачений спекулянтов. Накануне ЧМ-2010, проходившего в ЮАР, по этому поводу было инициировано полноценное парламентское расследование, которое обнаружило, что правительство потратило порядка миллиона долларов на покупку билетов для госслужащих, несмотря на категорический запрет со стороны Минфина. Основным мотивом массового выкупа билетов тогда называлась необходимость заполнить трибуны на групповом этапе чемпионата, где было много откровенно проходных матчей типа Япония – Камерун или Кот д'Ивуар – КНДР.

Во многом, кстати, это стало результатом политики ФИФА, направленной на увеличение числа команд, участвующих в мундиале. Но у благой цели популяризации футбола в данном случае есть и обратная сторона: главный мировой вид спорта все более коммерциализируется, причем растут как легальный, так и в теневой сегменты.

В самом разгаре ЧМ-2014 бразильская полиция предъявила ФИФА примерно полторы сотни конфискованных у спекулянтов билетов, которые, как выяснилось в дальнейшем, попали к ним в руки через швейцарскую компанию Match Services – официального партнера ФИФА по распространению билетов, бронированию и информационному сопровождению чемпионатов мира. В скандал оказались замешаны исполнительный директор этой компании Рэймонд Уэлан и известный футбольный агент Ламине Фофана, а общую прибыль созданной ими группировки спекулянтов бразильская полиция оценила более чем в 90 млн долларов.

Тема билетных спекуляций фигурировала и в ходе коррупционных скандалов в ФИФА, по итогам которых свой пост покинул президент ассоциации Зепп Блаттер. Так, в октябре 2015 года бывший член комитета независимого управления ФИФА Александра Враж заявила французской газете L'Equipe, что Блаттер без проведения конкурса отдал права на продажу билетов на матчи ЧМ-2018 в России и ЧМ-2022 в Катаре компании Match Hospitality, одним из акционеров которой являлся его племянник Филипп Блаттер. К тому моменту было уже известно, что один из агентов компании причастен к сети спекулянтов, ликвидированной за год до этого в Бразилии.

Российская ситуация пока что больше напоминает схему, вскрытую в ЮАР. «В ходе Кубка конфедераций было принято совершенно «внерыночное» и популистское решение – отдавать билеты «бюджетникам» бесплатно, причем в немыслимых количествах, – говорит Андрей Малосолов. – По некоторым данным, это дало возможность получить серьезный доход не только тем, кто занят реализацией билетов, но и совершенно случайным людям. Всегда ведь можно несколько билетов реализовать «страждущим» по номиналу, а остальное скинуть на электронную площадку по цене 3–5 тысяч рублей. Это уже серьезный бизнес, и искушение очень велико».

Билеты раздавали бюджетникам только на некоторые матчи Кубка конфедераций – разумеется, не на матчи сборной России, а команд типа сборной Камеруна, уточняет футбольный обозреватель Игорь Волков. И на предстоящем чемпионате эта история может повториться.

«Подобного уровня команд на чемпионате ожидается достаточно, – говорит он. – Кроме того, есть еще фактор места – в Сочи, где проходили матчи Кубка Конфедераций, как известно, на футбол ходят только отдыхающие, а матчи чемпионата мира будут проходить и в таких «великих футбольных городах», как Саранск, Волгоград или Калининград».

Формально задача обеспечить высокую посещаемость матчей Кубка конфедераций была выполнена: на 16 играх побывали более 628 тысяч человек, средняя заполняемость стадионов составила 77%. Это заметно меньше, чем четыре года назад в Бразилии (почти 800 тысяч человек), но больше, чем в ЮАР в 2009 году (585 тысяч болельщиков). Главное, что остался доволен «зритель номер один» – президент ФИФА Джанни Инфантино, который еще до Кубка конфедераций не скрывал своего удовлетворения ходом развития футбольной инфраструктуры в РФ.

«Турнир, состоявшийся в четырех городах России, прошел очень успешно со многих точек зрения. Со спортивной точки зрения успех заключается в том, что состоялись отличные матчи, с высокой посещаемостью – в среднем 38 тысяч человек за игру», – заявил он по итогам Кубка.

«Однако, сама практика заполнения трибун стадионов за счет «бюджетников» порочна, она направлена не на превращение спортивных мероприятий в прибыльные, а на формирование «картинки» для телезрителей, – настаивает Малосолов. – При всей потрясающе слаженной организации Кубка конфедераций это и стало главной проблемой турнира. Нужно просто понять, что футбол – это не благотворительность. Да, можно говорить о бесплатных детско-юношеских спортшколах, о социальных программах, но никак не о раздаче бесплатных билетов на матчи».

«Другое дело, что необходимо делать доступными билеты для людей с невысокой покупательной способностью, как это было в ЮАР и Бразилии, особенно с учетом падения доходов населения. Одновременно надо более активно проводить популяризацию самого чемпионата мира, потому что это событие важно не только для спорта, но и для развития туризма, инфраструктуры и других сфер российской экономики», – резюмировал он.

Автор: Михаил Кувырко

Источник: «Взгляд»
Комментарии читателей
25.07.2017, 16:55
Гость: +++

=Российский мундиаль грозит омрачить «билетная мафия»=

Нет никакой билетной мафии. Есть нормальный рыночный билетный бизнес.

25.07.2017, 13:40
Гость: Макар

///..нет экономической выгоды в подобных мероприятиях....///
Это смотря для кого. Нужные люди свою выгоду получат. На остальное плевать. Ну, и т.н.рейтинг и политический момент здесь тоже есть.

25.07.2017, 13:17
Гость: критик советской литер туры

эвфемизм
/////////
мундиаль тож круто.

]]> ]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.