Трое в «Ниве», считая собаку - 2

13:16 17.09.2014 , Андрей Паршев

Первые впечатления автотуриста от Европы

Фото с сайта ultimatedriveapp.com

Надо сразу уяснить, что без навигатора в Европе делать нечего. Не надейтесь на атласы и свою способность ориентироваться. Даже классные автострады обычно не освещаются (в России дорожное освещение гораздо лучше), а скорости высоки; когда из темноты проявляются указатели с десятком названий – можно просто не успеть их прочитать и принять правильное решение, особенно если сзади идет фура и не собирается притормаживать. Навигатор подскажет. За ним, конечно, тоже нужно присматривать, бывают и ошибки – приоритетно то, что он показывает, а не то, что говорит. Графика приоритетней русской озвучки. Если показано налево, а говорит «направо» - верьте тому, что нарисовано.

Вы попадаете на территорию, где водители гораздо лучше вас. Не спорьте с этим, а приспосабливайтесь. Они лучше водят на любой скорости, ездят быстро, но безопасно. При торможении успевают для лучшей заметности помигать «аварийкой», даже есть модели авто, где такая опция встроена. Обязательно обозначают маневр поворотниками, даже «слаломисты» (там они есть, но не дикие). Гоняют они безопасно – задерживаясь в каждой полосе.

Европейцы гораздо лучше нас паркуются, даже можно сказать, по сравнению с ними мы этого вообще не умеем. Между бамперами машин на улицах Рима или Парижа не всегда можно пройти пешеходу, и влезают они в такие «дырки» за одно движение. И кстати, у них не считается за грех подвинуть бампером соседа при выезде, так что полированные бампера не в ходу. Если вас так подвинули, то не спешите бегать за «обидчиком» с бейсбольной битой – вас просто не поймут.

И есть города, где припарковаться «чужому» просто невозможно – надо оставлять машину на парковке отеля.

Ширина полос на европейских дорогах меньше наших, где-то на полметра. Когда оказываешься между фурой и автобусом – страшновато. Но европейцы ведут машину точно по середине полосы; если кто-то впереди едет колесом по разделительной – то и на номера не смотри, точно – наш.

Мы на европейских дорогах «чайники», так и надо к себе относиться. Но правильная для России тактика чайника там не годится. Если на многополосной трассе вы будете «тошнить» по второй полосе, то местные будут раздражаться и предлагать вам уйти вправо. И это правильно. Почему у нас некомфортно идти по правой при многополосном движении? Потому что у нас это может быть некомфортно и небезопасно. Там может быть забыт прицеп с грязными катафотами; клиент договаривается с проституткой, «шайтан-арба» высаживает пассажиров, да просто автобусная остановка. В Европе этого в принципе нет. Останавливаться можно только в «карманах» или надо съезжать вправо на оборудованные стоянки, причем все тормозные и разгонные полосы есть. Людям нельзя находиться по эту сторону отбойника. Я видел человека на автостраде только пару раз – это полицейские оформляли мелкое ДТП.

То есть если вы задерживаете поток, то идите в крайней правой полосе. Там, правда, идут фуры со скоростью 100-110, но что же делать? Потому что нормальная скорость на немецком автобане – 140-150 км, и это при довольно плотном потоке, узких полосах, отсутствии обочины и внешнего освещения! Три полосы, и резервной полосы и обочины может и не быть, барьер идет прямо по краю правой полосы! И, кстати, прямо по краю левой тоже, там нет места, как у нас, для мотоциклистов. А если на дороге ремонт и дорога сужена до двух полос, одна из которых даже уже обычной европейской – то скорость никто не снижает. Справа фура на 110, слева совсем рядом, чуть не касаясь зеркала, временный барьер. И так несколько километров. Если попадешь в такую ситуацию, то спина мокрая, как будто снова учишься в автошколе.

Впрочем, обычно автострады не так загружены, и в правой полосе можно увидеть не особо торопящихся граждан на хороших машинах и со скоростью 90-100 км. У нас-то «положение обязывает»; если у тебя БМВ, то надо же гнать, выпучив глаза, а там это особенно на общественный статус не влияет, немного другое отношение к авто. К слову, в Швеции человека с дорогой машиной, но бездетного воспринимают как идиота.

Европейские водители не гуманны и не склонны «входить в положение». Если вы мешаете – то выразят свое неудовольствие. Обгонят, встанут впереди (но не создавая аварийной ситуации) и поморгают правым поворотником. Крайне неприятно, когда притормаживаешь, чтобы прочитать дорожный указатель, а сзади мигает фарами и гудит фура на хорошей скорости – не собираясь уходить левее. При этом сами же европейцы спокойно относятся к таким вещам, там принцип – если я еду по правилам, то всё остальное – не мои проблемы. Я наблюдал эту картину, сидя на переднем сиденье автобуса в аэропорт: водитель «прессовал» впереди идущие малолитражки, даже сигналя – но те и ухом не вели. «Я еду по правилам». Вообще не стоит ожидать, что все там между собой только расшаркиваются: Особенно неприятны как водители, говорят, почему-то бельгийцы.

Но что касается региональных особенностей, то какого-то целенаправленного неприятия российских машин нет. Правда, вот о каком случае рассказал сосед по польской гостинице. Его машину с российскими номерами задержала голландская погранслужба (там есть погранслужбы, хотя границ в нашем понимании нет) – встали впереди с мигалкой, «следуйте за мной», завели в какие-то закоулки и приготовились шмонать. В полицейском экипаже оказался и переводчик с русского. Но у автотуриста оказался паспорт не России, а другой, очень уважаемой в Европе страны, так уж вышло. Разочарование голландцев трудно было описать.

Но это явно отзвуки политического конфликта, связанного с арестом гринписовского ледокола и другими делами, голландцы, вместе с американцами, в частности, создавали «майданное» телевидение «Хромадьске ТВ». Но, повторюсь, это исключение для Европы: туристы везде желанны хотя бы как носители валюты, а украинский кризис европейцам уже надоел. А вот к иммигрантам, отбирающим рабочие места, отношение может быть и другим.

Вообще же за все, хотя и нечастые, выезды у меня сложилось впечатление, что неприязнь к русским – это большое преувеличение. У нас как-то недолюбливают поляков и считают, что они плохо относятся к русским – а в Польше русская речь слышна везде, особенно у торговых центров на трассе (там обычны такие же комплексы, как у нас – из Ашана, Леруа Марлен и Декатлона). И это не только у границы с Россией и Беларусью, а и вплоть до Чехии. Наши едут туда за дешевыми продуктами и товарами, поляки к нам – за сигаретами и бензином. Вроде бы никаких страшных историй не происходит.

Проезжая по Польше, надо иметь ввиду, что в основном дороги там неширокие, причем – по одной полосе в каждую сторону. Как же обгонять? А там очень широкие обочины, обгоняемые и встречные туда уходят при обгоне, это нормальное поведение. В последние годы там строят современные автострады по европейским стандартам (Варшава-Берлин, Лодзь-Гданьск), позволяющие пересечь всю страну за 5-6 часов, обещают провести такую и от Варшавы до границы.

В Европе на заправках в основном принят простой и правильный порядок – заправляешь сам сколько надо, потом идешь к кассе и платишь. Только надо иметь в виду – пока не оплатил, с места трогаться нельзя, даже чтобы освободить колонку – а то оператор, увидев через камеру, что вы трогаетесь, может вызвать полицию.

Кое-где дороги платные: в Австрии и Чехии перед границей на заправке надо купить специальную марку на сколько-то дней и приклеить ее к лобовому стеклу. В других странах есть платные участки автострад: в Польше на выезде с такого участка в кабинках сидят паненки и собирают, по-моему, по 13 злотых; платить можно в евро, только сдача будет злотыми. Но обычное пользование платными автострадами, например, в Италии, такое: при въезде берешь у автомата билетик, при съезде по этому билетику рассчитывается плата, которую вставляешь в автомат мелочью, банкнотой (10-20-евровые лучше иметь с собой) или карточкой. Сдачу такие автоматы дают, так что не страшно переплатить.

Конечно, лучше хотя бы на базовом уровне знать английские слова, но ездят и без этого; обязательно только уметь читать латиницу.

По-моему, ехать лучше не в сезон, не в июле-августе. Зимой в Европе нет снега, а весной и осенью погода лучше, чем у нас; природа и культура там интересны в любое время года. Величественные Альпы, уникальная Венеция, рейнские водопады, цветущие холмы Франции…

В общем, съездить стоит. Как сказал один мой знакомый из Восточной Европы, «при коммунистах была только одна ошибка – не разрешали людям поездить по миру, посмотреть самим; если бы разрешали, СЭВ существовал бы до сих пор».

И всё же замечу: хотя поездка «наудачу» вполне возможна и не особо рискованна, всё-таки, начиная со второй ночевки, если воспользоваться каким-то сервисом по бронированию жилья (это могут быть не только отели, но и квартиры), то это лучше. В первую очередь потому, что вам будет куда позвонить или еще каким-то образом связаться, если с жильем возникнут проблемы или изменился маршрут.

Читайте также: Трое в «Ниве», считая собаку

Комментарии читателей
16.05.2015, 22:07
Гость: Европеец. Езжу по Европе 4 - маленькие хитрости

Просто опыт :
Самые большие пробки на автострадах Европы возникают :

- перед Ниццой и Каннами перед пасхой или каникулами
- к югу от Мюнхена всегда зимой в субботу до обеда - лыжники едут в Альпы
- в Люксембурге летом в направлении на юг - там собираются как в воронке туристы из северной Европы, Англии, Голландии и Бельгии - однажды не выдержал, сьхал на ночлег - благо перед границей открыли новый Ибис
- самые страшные пробки вообще - Ганновер около 19 марта - выставка СеБит - через город проезжаете 2-3 часа
- единственная страна где видел мерить скорость массово на автостраде - Швейцария - всю автостраду свели до одной полосы и нарушителей вылупливали как изюминки
- очень интересно ехать зимой и ночью по автостраде во Швеции - тьма и не видно ламп деревень и городов (но этим наверное не удивлю никого)
- очень длинные пробки бывают в Хорватии летом - полно туристов и особенно долго на границе или когда платите за проезд по автостраде
- в Европе всегда есть альтернатива если не хотите платить за дорогу - параллельно идет государственное шоссе
- самые опасные государственные автострады в Италии - очень узкие и поверхность волнистая
- меньше всего вам поможет английский во Франции, Италии, больше всего в северной Европе (всей) - там трудно найти человека не говорящего по английски
- в Сербиимолодой полицейский меня спросил каким языком говорю а его старый колега пояснил что вопрос был "какая у вас валюта" - я сказал евро и он у меня 50 евро взял ...

16.05.2015, 21:37
Гость: Европеец. Езжу по Европе 3

И еще немного если нетнадоел :

- на всех автострадах в Европе указатели всегда размещены 3 раза, так что задолго до момента когда будете подьезжать к перекрестку автострад вас ведут очень хорошо - лучше знать не направление куда едете а НОМЕР автострады, например когда еду в Германии (из Австрии) по автостраде 3 на северозапад то перед Нюрнбергом могу перейти на автостраду 6 во Францию или перед Франкфуртом на автостраду 45 на Дортмунд
- самые лучшие места отдыха на автострадах во Франции, Германии или Швейцарии. В последние году все такие места переделываются в Австрии - и раньше были ОК но сейчас очень удобны, но туалеты не отапливаемы
- во Франции и Италии надо иметь ввиду что в выходные много заправочных - автоматы и без знания языка или помощи можете иметь проблемы - платите картой банка или банкнотами
- в Англии привыкнете к левостороннему движению довольно быстро, но мне было труднее привыкнуть к левостороннему движению на круговых обьездах и выездах из них
- труднее всего в сезоне - летом найти отель в Голландии особенно при море
- в Швеции или Норвегии отели летом дешевле чем зимой - жители на юге и бизнез туризм тоже приторможен
- самый красивый мост в Европе Оресундский из Дании в Швецию - проезд стоит 35 евро и платите на шведской стороне
- самые живописные автострады в Италии, Швейцарии, Франции или Норвегии, самые скучные - Англия
- в Германии лимита скорости нет, в Италии и Австрии толеруют 140 или 150
- в Норвегии 90 км в час, Швеция 120 по автостраде

16.05.2015, 21:14
Гость: Европеец. Езжу по Европе 2

Продолжу если не скучно :

- самая лучшая в Европе страна с точки зрения отелей переночевать по пути - Франция, в каждом городе или городке при вьезде есть на одном месте все 2-3 категории отелей от очень дешевых (Этап, Формула 1), средних (Ибис) и чуть дороже (Меркуре). Все они везде одинаковы
- самые плохие (я думаю) шофера - Голландцы или Бельгийцы
- не пробуйте дать деньги полицейским в Швейцарии, Австрии или Германии - скончится очень плохо
- в Словакии, Чехии, Сербии или Польше - взятку скорее всего возьмут
- в Швейцарии не перегоняйте над 120 км в час часто швейцарцов - любят звонить в полицию и вас очень быстро тормознут
- самый дорогой бензин в Европе - Италия, Франция и вся северная Европа, самый дешевый - Андорра
- в Бельгии ВСЕ автострады в стране осветлены електричеством - причину мне обьяснил бельгийский космонавт на обеде в Белгакоме - на осветление пускают ночью лишнюю энергию атомной станции
- в Польше дороги плохи - с юга подьезжаете к Варшаве по короткой автостраде через которую даже есть пешеходные переходы !!!
- из всех столиц Европы лучше всего сориентируетесь в Париже - есть кольцевая Periferique, с которой ведут вьезды во внутренний Париж - осторожно - между полосами прет много мотоциклистов, могут вас испугать
- в Италии вьезжаете на автостраду и платите когда выезжаете, во Франции система чуть менее удобна - платите по отрезках, причем иногда после проезда участка а иногда при вьезде
- самые крутые тоннели в Норвегии остро вниз и остро вверх

]]>
]]>

xProduct()

]]>

]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.