Венеция: на пороге вечности

«Не дай вам бог не договориться с венецианцем или обидеть его», - заранее предупреждает гид. - Он будет бежать за вами километр и оскорблять так, что вся улица будет смотреть вам вслед»

Венеция – уникальное явление. И с этим не поспорить при всем желании. Второго такого места не Земле нет, не было и никогда не будет. Главным образом потому, что создать такой природно-архитектурный шедевр, как Венеция, могли только те самые венецианцы. Которых лучше не задевать.

А началось все в V веке, когда жители материковой Италии бежали на острова венецианской лагуны от нашествия Атиллы. Затем лагуна не раз спасала их от турок, «заклятых друзей» – Генуи и Пизы, от гнева Габсбургов и Папы Римского, пока не появился новый Атилла – Наполеон, который и поставил точку в тысячелетней истории Венецианской республики.

Но точку в истории самой Венеции могут поставить, причем очень скоро, три другие напасти – туристы, дырявый бюджет и, как это ни странно, бывшая спасительница лагуна. Причем все три напасти одолевают Венецию не по отдельности, а единым фронтом. Плюс, сюда надо добавить ещё и почтенный возраст города.

Венеция строилась на отвоеванной у лагуны территории и фактически покоится на миллионах забитых в дно сваях. Раньше венецианская лагуна была неглубокой, местами её можно было перейти вброд, но с V века уровень воды заметно поднялся, сваи постепенно разрушаются, и в Венеции нередко можно увидеть покосившиеся из-за просевшего фундамента дома, по стенам которых угрожающе змеятся трещины и обильно вываливаются кирпичи.

Падающие башни встречаются не только в Пизе, но и в Венеции, причем в последней они не считаются чем-то из ряда вон выходящим. На знаменитой площади Сан-Марко вода иногда проступает из-под плит и видно, что остаются считанные сантиметры до того, как воды лагуны поднимутся выше уровня тротуаров. По которым, к тому же, каждый год маршируют полчища туристов, нанося вроде и незаметный на первый взгляд, но весьма существенный вред.

Чтобы понять это, достаточно посмотреть на знаменитый мост Риальто, который облеплен туристами так, как, наверное, не был облеплен пассажирами тонущий «Титаник».
Город Святого Марка надо срочно спасать. Хотя бы от одной из напастей, но… одна тянет за собой другую, та – третью, и все это сплетается в поистине неразрешимый клубок проблем. Венеция давно просит оградить её от нашествия туристов, но они приносят огромные деньги, которые тратятся в том числе и на возведение защитных дамб, призванных хоть как-то снизить уровень воды в венецианской лагуне. Строятся эти дамбы преступно долго, так как выделяемые из бюджета деньги регулярно… исчезают.

Если кто-то думает, что воруют только в России, то он сильно ошибается – итальянские чиновники не менее виртуозно научились «осваивать» бюджетные средства. Денег на строительство защитных сооружений хронически не хватает, хотя Италия и так старается ободрать туристов как липку. И виза самая дорогая – 85 евро, и за недельное проживание надо дополнительно заплатить 7 евро вне зависимости от счета отеля, и в ресторанный чек уже заботливо вписаны чаевые. Но денег все равно нет.

В общем, Венеция оказалась в таком тупике, в каком не оказывалась ещё ни разу за всю свою богатую на события историю. Содержать этот огромный, окруженный со всех сторон водой музей под открытым небом настолько дорого, а денег до Венеции доходит так мало, что начинаешь понимать желание жителей провинции Венето выйти из состава Италии. Как и многим другим, им очень не нравится кормить прожорливый центр, взамен получая жалкие крохи.

Как уверяют жители Венето, себя они однозначно прокормят. И это не популистские заявления, ведь Венеция это не только город-музей, но и развитый промышленный центр. Если проехать на автомобиле по окрестностям Венеции, то можно увидеть верфи, заводы и фабрики. В десяти минутах езды от города расположились производственные корпуса вертолетостроительной компании Agusta-Westland, а неподалеку от них – совместное предприятие фирмы Alenia и нашего «Сухого». Именно рядом с Венецией дорабатываются и красятся перед отправкой зарубежным заказчикам российские лайнеры Superjet-100.

Развитая промышленность дополнена не менее развитым сельским хозяйством. Образцовые, словно расчерченные по линейке поля тянутся от Венеции на запад, север и восток на многие километры. Не стоит забывать и про курорты Венецианской Ривьеры – Каваллино, Лидо ди Езоло и др., которые тоже исправно наполняют бюджет области.

В общем, случись так, что Венето станет отдельным государством, то ещё неизвестно, кто от этого больше выиграет, а кто проиграет.

Но пока Венеция продолжает жить своей непростой жизнью. Проплывая на водных «маршрутках» - вапоретто - по венецианской лагуне, можно увидеть небольшие островки с полуразвалившимися строениями. Типичное зрелище для Венеции: бывшие хозяева бросили свои дома, не в силах их больше содержать. Не спешат обзавестись такой недвижимостью и потенциальные покупатели – дома мало того, что надо фактически отстроить заново, так ещё надо подводить коммуникации, которые стоят баснословных денег. Вот и стоят такие островки-призраки с полуразрушенными домами, грустно наблюдающими пустыми глазницами окон за проплывающими мимо кораблями.

В самой Венеции, несмотря на бесконечные людские потоки, работают учреждения, детские сады, школы и колледжи. Венецианцев сразу можно узнать по умению смотреть сквозь мельтешащую толпу каким-то особым, невидящим взглядом. Школьники и студенты вообще передвигаются по улицам города, уткнувшись в гаджеты или разговаривая по телефону, и всё, что происходит вокруг, они не замечают.

Зато всё замечают остроглазые выходцы из Африки, норовящие всучить туристам поддельные сумки известных брендов, часы и солнцезащитные очки. Стоит только обратить на них внимание и пиши пропало – без покупки свою жертву они не отпустят.

Как и много веков назад, самые богатые жители Венеции - это гондольеры и стеклодувы с острова Мурано. Первые в сезон зарабатывают целое состояние, а стеклодувы не менее успешно продают свои изделия туристам. Цены колеблются от 15 евро за какого-нибудь простенького лебедя или дельфина, которого сделают за пару-тройку минут прямо при вас, до нескольких тысяч евро за внушительных размеров стеклянную скульптуру, глядя на которую поражаешься профессионализму стекольных дел мастеров.

Если дневная Венеция напоминает московское метро в час пик, то вечером улицы пустеют, включается подсветка и город сразу преображается. Там, где ещё несколько часов назад нельзя было протолкнуться, теперь раздаются шаги редких прохожих, черная вода каналов кажется бездонной, а сам город словно переносится на несколько веков назад. Именно вечерняя и ночная Венеция способна оставить самые незабываемые впечатления и весьма спорным выглядит известное утверждение, что умирать надо исключительно после того, как увидишь Париж. Нет, умереть от восторга, если и получится, то только после лицезрения ночной Венеции.

Будет очень жаль, если власти города Святого Марка так и не смогут решить многочисленные проблемы и через некоторое время процесс разрушения этого уникального памятника примет необратимый характер.

Впрочем, он идет уже не первое десятилетие, но пока Венеция держится. Пусть и из последних сил, но держится. А вот каков запас прочности этого уникального города, не скажут даже специалисты.

И запросто может так получиться, что Венеция через каких-нибудь двадцать-тридцать лет станет воспоминанием. А мир лишится не знаю какого там по счету, но однозначно – чуда света.

Фото © Александр Плеханов

Комментарии читателей
14.04.2016, 19:56
Гость: Мигель

Кто о чем, а Гостю лишь бы про канализацию посвистеть. В Венеции наверняка не был

14.04.2016, 17:57
Гость: Европеец 2

Правда имеет 2 стороны- часть домов все еще выпускает воду в каналы, но ситуация намного лучше чем раньше.

14.04.2016, 17:56
Гость: Европеец 2

А откуда думаете взялось это слово - КАНАЛизация ?

]]>]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.