«Диванные войска» - новое подразделение информационной армии»

Коллаж © KM.RU

Известный политолог Александр Шатилов анализирует пропаганду в Интернете

Начало XXI века ознаменовалось резким всплеском конфликтности в мире как на внутригосударственном, так и международном уровнях. Это стало следствием целого ряда причин, основными из которых являются стремление США сохранить статус единственного доминирующего игрока в условиях «де-факто» появившейся многополярности, а также серьезных цивилизационных противоречий, возникших в ходе глобализации.

При этом, в отличие от ХХ столетия, современные конфликты перестали быть чисто «административными» или «силовыми», а приобрели «комплексный» характер. Более того, зачастую в них ныне доминирует «виртуальный фактор», предполагающий не только их активное информационно-пропагандистское сопровождение, но также их инициирование и управление посредством целенаправленного воздействия на общественное мнение.

Одновременно в прошлое уходят «мягкие» PR и «дипломатические» методы влияния на конфликтную ситуацию, уступая место жестким, «агитационным» технологиям.
Соответственно, в последние годы получили распространение такие понятия, как «твиттерная революция», «протест в соцсетях», «виртуальные войны» и др.

Недавно этот терминологический ряд был дополнен еще одним понятием - «диванные войска». Максимальное распространение он получил в 2013-2014 гг., когда в Интернет-пространстве развернулась сверхжесткая полемика вокруг «Майдана» и вооруженного противостояния на Юго-Востоке Украины.

Что же такое «диванные войска»? Предложу следующее определение.

«Диванные войска» - активная часть пользователей социальных интернет-сетей, принимающая регулярное неформальное участие в виртуальных информационных войнах. При этом активисты «диванных войск» фактически считают себя «мобилизованными» на период политического или вооруженного конфликта и обеспечивают информационно-пропагандистскую поддержку «своей» стороне на идейной и безвозмездной основе. В этом плане «диванные войска» следует отличать как от проплаченных участников Интернет-войн, так и от «нейтральной» аудитории соцсетей, не имеющей четко акцентированной позиции. Кроме того, своим «боевым настроем» и «перманентностью» деятельности они явно выделяются даже на фоне «дружественной» аудитории.

Особо стоит отметить практически ориентированный характер активности «бойцов» виртуального «фронта». Это не просто рефлексия по поводу происходящих событий, но целенаправленная деятельность, ставящая во главу угла результат. При этом под результатом понимается следующее:

- переход «нейтральной» части социальной сети на «правильные» позиции;
- максимально широкое распространение позитивной информации относительно действий «своей» стороны;
- опровержение (в полемической, юмористической или бранной форме) «вражеских» сообщений, ее эмоциональная или рационально-интеллектуальная дезавуация;
- выявление Интернет-активистов противника с последующим их разоблачением или даже организацией атак на их аккаунты;
- борьба с Интернет-троллями противника;
- формирование положительного (и даже апологетического) морально-нравственного облика «соратников» по борьбе и, соответственно, исключительно негативного в отношении «чужих» персонажей и др.

Еще одним «практическим» результатом деятельности «диванных войск» является перевод части аудитории в разряд «войск гуманитарных». В частности, в ходе обсуждения гражданского вооруженного противостояния на Украине весной-летом 2014 года через российские и украинские группы осуществлялся сбор средств, гуманитарной помощи, военной амуниции и даже оружия для «прямых» участников войны (как украинских «силовиков», так и ополчения ДНР и ЛНР).

Каковы состав и численность «диванных войск»?

С учетом того, что в социальных сетях имеется возможность неоднократно регистрироваться в разных группах, большинство «бойцов» имеют представительство в целом ряде «профильных» сообществ, хотя регулярно участвуют в виртуальных «боевых» действиях обычно в двух-трех. 

Численность таких групп бывает различной - от нескольких сотен человек до сотен тысяч «штыков». Однако чаще всего «война» ведется в относительно массовых группах (от 15 до 300 тысяч пользователей), где есть возможность «развернуться», «поймать» аудиторию и получить максимум «лайков».

В отличие от развлекательных групп, где преобладает чисто молодежная аудитория, «политизированный» сегмент более «разнообразный», здесь встречаются даже подростки и люди «за 60». Форма подачи материалов в исполнении «диванных войск» разнится.

С одной стороны, ряд пользователей размещают свои «аналитические» материалы или ссылки на «серьезные» статьи реальных и виртуальных СМИ. С другой - значительная часть бойцов «диванных войск» ориентирована на размещение коротких и емких «комментов», проставление «лайков» дружественным пользователям или ретрансляцию понравившихся информационных сообщений своим «френдам» в соцсети.

С учетом почти безграничной свободы, царящей в данных группах, эмоциональность материалов зачастую зашкаливает, переходя обычные «нормативные» рамки.

Что же касается модераторов групп, то они редко обращают внимание на жесткие и даже «неприличные» высказывания своих представителей в адрес политических оппонентов, сосредотачиваясь в основном на борьбе с «троллями» противника и размещением материалов, составляющих прямую военную тайну (например, на ранних этапах противостояния на Юго-Востоке Украины «пророссийские» пользователи нередко размещали фото и видео, отражающие перемещения и боевое расположение ВС РФ и ополчения, позже число таких «сливов» было сокращено модераторами до минимума под угрозой «бана»).

Одновременно в ходе противоборства «диванных войск» друг с другом возникают новые термины, чаще всего, негативно окрашенные, а то и бранные, направленные на то, чтобы максимально «уязвить» оппонентов. Вот наиболее «приличные» из них: «ватники», «рогули», «укропы», «рашисты», «свидомиты» и др. В то же время, отдельные представители «диванных войск» специализируются на тонком «троллинге» врага, стремясь иронией и «шуткой юмора» вывести оппонента из себя и спровоцировать его на использование ненормативной лексики.

При этом «диванные войска» выдвигают и максимально раскручивают в «дружественной» аудитории собственных героев, которые потом нередко приобретают «всенародное» признание. Именно так в «большом информационном пространстве» зазвучали имена «героя Славянска» Игоря Стрелкова или казака Бабая.

Резюмируя, следует сказать, что, несмотря на виртуальный характер своей деятельности, «диванные войска» играют важную роль в информационно-пропагандистском сопровождении современных военных и политических конфликтов.

Во-первых, они создают необходимый общественный фон поддержки для каждой из противоборствующих сторон.

Во-вторых, на контрасте с официальными СМИ, они позволяют придать войне или конфликту «народное» звучание и «человеческое лицо».

В-третьих, «диванные войска» мобилизуют сторонников «своей» стороны, некоторые из которых переходят затем в состав «гуманитарных войск» или даже вступают в реальные боевые подразделения.

В-четвертых, «диванные войска» косвенно оказывают воздействие на руководство противоборствующих сторон, являясь своего рода «индикатором» общественного мнения. В соответствии с реалиями XXI века власти и силовики фактически вынуждены прислушиваться к «профильной» части виртуальной аудитории.
 

Комментарии читателей
04.07.2017, 18:57
Гость: инфа с АПН-СЗ

Бывший замначальника Управления внутреннией политики администрации президента и старинный приятель Владислава Суркова Алексей Чеснаков вступился за председателя Высшего Совета "Единой России" бывшего спикера Госдумы Бориса Грызлова, которого критикуют сторонники нынешнего председателя нижней палаты Вячеслава Володина. "Смотрю как володинские прихвостни атакуют Грызлова. - Возмущается Чеснаков. - Забыли как еще вчера в рот смотрели? Вячеслав Викторович так крупно наложил в штаны когда Грызлов ему предложил в Саратов губернатором поехать, что ничего ему сказать в ответ не смог. Помчался к Суркову за спасением. Что б успеть до того момента когда Борис Вячеславович с Владимиром Владимировичем переговорит..."
Наезд Чеснакова связан с информацией о его привлечении к президентским выборам и росте влияния , вроде бы забытого Грызлова в "Единой России. Насколько эта информация достоверно покажет будущее, но грызня в кремлятнике с перебранкой в бложиках в любом случае доставляет.

04.07.2017, 08:01
Гость: дурь в квадрате

Блог Калашникова - "Дочь Пескова, которой смешно жить в России, займётся патриотическим воспитанием"

02.07.2017, 09:29
Гость: "молчание ягнят"

В центре Москвы в субботу задержаны две несовершеннолетние девушки с листами бумаги, на которых ничего не было написано. Рты у них были заклеены скотчем с надписью "цензура", сообщает "ОВД-Инфо".
По данным сайта мониторинга политических задержаний, девушек задержали на Крымском мосту, после чего доставили в ОВД "Хамовники".
По их словам, во время задержания полицейские потребовали открыть их сумки, а затем, когда девушки сделали это, полицейские достаточно бесцеремонно начали рыться внутри, осматривая содержимое.
В ОВД у девушек отобрали паспорта.
====
forum.msk-"Двух девушек забрали хамовнические полицаи - буквально за молчание в центре Москвы"

]]>]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.