Просвещение отдельно, наука отдельно. Зачем разделили Минобрнауки?

16:11 17.05.2018 , Анна Смирнова

Министерства образования и науки РФ больше нет

Владимир Путин по рекомендации Дмитрия Медведева разделил главное образовательное ведомство страны на две части: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Первое будет отвечать за школы и среднее образование, второе – за развитие науки, инноваций и деятельность вузов.

Фото с сайта nakanune.ru

Этим же указом президента упраздняется Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), его функции перейдут Министерству науки, а Агентство по надзору за образованием станет подведомственным Правительству.

Кому понадобилось деление Минобрнауки и принесет ли оно пользу?

Разделить Министерство образования и науки РФ президенту предложил вновь назначенный премьер-министр Дмитрий Медведев. Реорганизация, по его мнению, "позволит лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования".

Объединение в одном ведомстве управления всеми уровнями образования, да еще и наукой было ошибкой, которая привела к снижению уровня подготовки в колледжах и повальной ориентации всех учащихся на получение высшего образования, поэтому преобразования в структуре Минобра назрели давно, отметил президент Всероссийского фонда образования, профессор Сергей Комков.

"Почти 20 лет все ведущие эксперты в данной области говорят о том, что объединение общего среднего образования, высшего профессионального образования и науки в ведение одной государственной структуры было большой стратегической ошибкой. Потому что система общего среднего образования тем самым была фактически отдана на откуп муниципальным властям, у которых для ее качественного развития порой не хватало ни материальных ресурсов, ни методического обеспечения, ни административной поддержки, – рассказал Сергей Комков. – Резко снизился уровень внеклассной и внеурочной воспитательной работы, уровень развивающей деятельности школьников. Всех стали ориентировать исключительно на подготовку к поступлению в вуз. Без разницы в какой! Именно поэтому практически на-ура прошла, так называемая, "реформа" по внедрению в российских школах ЕГЭ".

Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем Александр Жилин отмечает, что в постсоветское время по сфере образования действительно был нанесен "сокрушительный удар либералами".

"Взрастили несколько поколений, у которых в голове полный фаршмак, которые не знают историю своей страны, и, самое главное, у которых отсутствуют национальные ориентиры. Они воспитаны так, что там, где есть пармезан, должна быть и Родина. Это нужно исправлять. Но если ведомство возглавят те, кто до этого внедрял "Болонскую систему", проводил эксперименты над нашим образованием, уничтожая его, тогда образованию конец", – поделился своим мнением с Накануне.RU эксперт.

С виду реорганизация самого Минобра напоминает возврат к советскому опыту СССР, при котором существовало несколько образовательных ведомств. За школьное образование отвечало Министерство просвещения, за высшее – Госкомитет высшей школы, отдельно существовало Академия наук, напомнил историк, соавтор проекта "Последний звонок" Евгений Спицын. Впрочем, реорганизация могла понадобиться вовсе не для достижения благой цели спасения образования и науки, а для того, чтобы поделить власть между лоббистами.

"Мне кажется, это делается не ради решения серьезных и важных задач, а просто ради того, чтобы развести две группировки и сделать так, чтобы и овцы были целы, и волки были сыты", – пояснил  Евгений Спицын.

Опыт показывает, что в РФ постоянные правительственные реорганизации принципиально не меняют ситуацию с проводимой политикой. "В данном случае, я думаю, просто идет борьба разных группировок, которые хотят взять под контроль те или иные сферы государственного управления и соответствующие денежные потоки. Идет борьба за кресла между отдельными группировками. За кресла борются хорошо известные разные группировки в Администрации президента, Правительстве, Академии наук. Есть группировка Фурсенко-Ковальчука, они хотели поставить своего человека президентом РАН, но им это не удалось. Есть группировка Грефа-Кудрина-Кузьминова – группировка Высшей школы экономики. Есть группировки, которые существуют в РАН. Здесь завязано довольно много интересов и политических моментов", – считает он.

Евгений Спицын отмечает, что назначение Ольги Васильевой министром образования стало "ударом под дых той либеральной своре, которая все эти годы командовала образованием". Теперь реформаторы хотят вновь оказаться у руля.

"На мой взгляд, министр Васильева, которая пришла полтора года назад в министерство, только вошла в курс дела, начала что-то потихоньку исправлять. И бах! Все начинать сначала, что ли? Я этого не понимаю. По моему ощущению, она какой-то министерский пост должна занять, скорее всего, в Министерстве просвещения", – добавил историк.

Политолог Павел Салин напоминает, что против министра Ольги Васильевой последние два месяца шла достаточно интенсивная кампания, либеральная группа влияния была недовольна перспективами сохранения ею поста в Правительстве, в то же время у госпожи Васильевой есть влиятельные аппаратные покровители.

"Принято соломоново решение – уж если ей действительно больше нравится то, что называется "просвещением", то ей решено отдать этот школьный блок среднего образования, а представителям либерального блока отдать высшее образование и науку", – говорит эксперт.

Продолжит ли Ольга Васильева управлять образованием, как ожидается, станет известно в пятницу, 18 мая, когда Дмитрий Медведев представит президенту предложения по персональному составу Правительства. Источник, близкий к Минобру, ранее сообщал Накануне.RU, что, скорее всего, нынешняя глава ведомства сохранит пост в образовательном ведомстве, однако у Васильевой есть и конкурентка.

По информации СМИ, возможным претендентом на пост министра просвещения называют руководителя центра для одаренных детей "Сириус" Елену Шмелеву.

Елена Шмелева. Фото с сайта ruspekh.ru

Властям придется выбрать между эволюцией в лице Васильвой и революцией в лице Шмелевой, добавил Сергей Комков.

"Могу сказать лишь одно: назначение на пост министра просвещения уже проверенной временем Ольги Юрьевны Васильевой будет означать продолжение "эволюционного пути развития" российской системы образования и планомерного ухода от навязанных нам западными "советниками" и "консультантами" стандартов. А назначение министром просвещения мало кому известной Елены Владимировны Шмелевой может означать переход к "революционному пути развития" нашей отечественной системы образования. Так как ей либо придется полностью сменить свою парадигму, созданную во время работы с одаренными детьми, либо активно и достаточно быстро ломать сложившуюся порочную систему управления образованием. В первую очередь, ей придется принципиально решить вопрос по поводу ЕГЭ, так как ЕГЭ и работа с одаренными детьми – понятия несовместимые. А, во-вторых, ей придется достаточно активно заняться искоренением всей системы бюрократизации, сложившейся в российском образовании за последние 15-20 лет. И особое внимание обратить на возрождение работы во внеурочное время", – отметил профессор.

Кандидатом на пост министра науки называют заместителя Васильевой по научной и инновационой деятельности Григория Трубникова.

Григорий Трубников. Фото с сайта ruspekh.ru

"У Ольги Васильевой есть зам, который курирует науку, молодой академик, физик. Я ничего не хочу сказать про этого человека, потому что я ничего о нем не знаю, насколько он крупный ученый, насколько хороший он организатор. У нас наука сейчас опущена до такого плинточного состояния, что мы даже не знаем, насколько у нас серьезные научные школы, какие из них сохранились, насколько они авторитетны в мировом научном сообществе", – сказал Евгений Спицын.

Профессор Сергей Комков считает, что возглавить Миннауки должен один из действующих успешных ректоров вузов, либо один из руководителей РАН, активно сотрудничающий с высшей профессиональной школой и вузовским сообществом.

"Наука – это серьезная сфера, которой должны заниматься серьезные люди. Но я очень боюсь, что снова всплывет фигура или Фурсенко, или что-то типа него", – предположил Александр Жилин.

Наука нуждается в развитии, и упразднение ФАНО, существовавшей отдельно от Министерства образования и науки, выглядит вполне логичным шагом, считает Сергей Комков.

"Идея создания так называемого ФАНО изначально была воспринята всеми экспертами весьма скептически. Никакого дублирования функций в системе управления высшим образованием и наукой быть не должно!" – сказал профессор.

Еще одной новацией станет вынесение Рособрнадзора из ведения образовательного ведомства. Надзорный орган будет находиться "под Правительством" и контролировать деятельность средней, высшей школ и науки.

Стоит ли ждать от преобразований пользы или это очередная формальная перестановка, станет известно в конце недели, когда будут известны имена членов нового Правительства.

"По-хорошему, во главе министерства должен стать человек наподобие Берии, Мехлиса, Молотова, который своей железной рукой мог бы навести там порядок, привести систему в чувства – встряхнуть, провести чистку, не формальную, а настоящую, и нацелить людей на выполнение важнейших государственных задач. Совершенно очевидно: если мы окончательно угробим науку и образование, у страны не будет будущего", – резюмировал Евгений Спицын.

Источник: Накануне.RU
Комментарии читателей
20.05.2018, 10:19
Гость: фывасыв

Советское -лучшее

19.05.2018, 21:15
Гость: сыпмквриап

Хоть сейчас скажу зачем: коммунистам требовался человек - творец т.к. они истинные демократы, а сегодняшней власти нужны бараны и болваны чтобы через зомби ящик втюхивать им всякую бредятину, например, что СССР тоталитарный а РФ демократическая при этом каждый гражданин СССР по Конституции 1977 имел право законодательной инициативы, защищался КПСС за преследование за критику власти, утверждался принцип демократического централизма, ответственность сверху до низувласти перед избранными народом органами -Советами, обязанность власти ответить на обращение человека. Сейчас: законодательная инициатива у заксобраний, Думы, сенаторов презика и Верховного суда, граждане имеют право обращения без обязанности власти ответить остального просто нет. И нужны болваны- потребители, чтобы создавать прибыли корпорациям причем зачастую иностранным - обеспечивая тем самым вывоз капитала и для чего еще летать на чужих самолетах и ездить на чужих машинах, что то делать на чужих станках.

18.05.2018, 14:07
Гость: сторож Аполинарий

ликвидировали начальную ступень отбора способных детей к науке и технике - эти самые технические кружки.
//////////////////////////
Вы как дети малые,во всем мире ориентировочная планка 6-8 класс,где дети незаметно для них делятся на дальнейшее высшее или среднее , средне-специализированое.Если родитель возмущен тупостью ребенка,есть разные платные учреждения для дураков и средние и высшие. O чем проблема?Ах да..ё-мобил Жирика не едет....катастрофа.

]]>
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.