Что ждет украинский ВПК?

Презентация нового «Ан-178». Фото с сайта russian.people.com.cn

Разрыв связей с Россией и потеря российских партнеров катастрофически скажется на ВПК Украины

Вице-премьер РФ по оборонной промышленности Дмитрий Рогозин в своем микроблоге в Твиттере написал, что МВФ в 12 раз занизил потери украинского ВПК от разрыва связей с российскими партнерами. На самом деле они составят не 180 млн долларов, как подсчитал МВФ, а 2,2 млрд. Скорее всего, точную оценку потерь не даст даже украинская сторона, но кое-какие выводы можно сделать уже сейчас.

Как известно, 16 сентября 2015 года Петр Порошенко подписал указ №549, вводящий санкции против российских предприятий, так или иначе входящих в структуру ВПК. В частности, этот указ запрещал поставлять украинские авиадвигатели для вертолетостроительных компаний, таких, как ОАО «Вертолеты России», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Улан-Удэнский авиастроительный завод» и др. Как и предупреждали эксперты, этот указ больнее всего ударил по украинскому предприятию «Мотор-Сич», которое 60% продукции отправляло в Россию, а также имело несколько совместных предприятий с российскими партнерами по ремонту и обслуживанию двигателей. Грубо говоря, «Мотор-Сич» фактически отвечал за большую часть вертолетного парка России, так как подавляющее большинство российских вертолетов оснащено украинскими двигателями.

Указ Порошенко от 16 сентября 2015 года отныне запрещал всякие контакты с российскими партнерами, что автоматически поставило 40-тысячный коллектив «Мотор-Сич» в весьма непростое положение. Теперь предприятие не только не может продавать России двигатели (600 штук было продано в 2014 г), но и заниматься их ремонтом. А это без малого 1000 двигателей в год.

Но вертолетные двигатели лишь часть проблемы. Как известно, украинские предприятия «Мотор-Сич» и «Ивченко-Прогресс» выпускают двигатели и для самолетов. Которые большей частью также поставлялись в Россию. Например, украинскими двигателями АИ-222 оснащается российский учебно-тренировочный самолет Як-130, который в настоящее время активно производится для ВВС РФ и в скором времени будет единственной «летающей партой», на которой будут проходить обучение будущие летчики-истребители.

Указ Порошенко поставил крест на поставках двигателя АИ-222 в Россию, а это означает, что украинские предприятия недополучат значительную часть прибыли, так как по самым скромным подсчетам, емкость рынка учебно-тренировочных самолетов во всем мире составляет 3500 машин. Из них примерно четверть мог бы «застолбить» Як-130, который имеет хорошие экспортные перспективы. Кроме того, на базе Як-130 планируется создать целое семейство боевых самолетов, начиная от легкого штурмовика, до ударного беспилотника. Понятно, что всем им потребуются двигатели. Сотни двигателей. Те самые сотни двигателей, производством которых должны были заняться украинские предприятия, но теперь не займутся, что приведет к серьезным убыткам.

Кстати, на катастрофические последствия от разрыва связей с Россией указывали и многие украинские эксперты. Которые, в отличие от многочисленного «революционного» трепла в Раде, владели информацией и прекрасно понимали, к каким последствиям это приведет. Но что-то объяснять «революционерам» бесполезно. Они громогласно заявили, что украинские двигатели, как и все украинское, - лучшие в мире и раз с Россией сотрудничество свернуто, то это не проблема. Двигатели с удовольствием купят другие страны. Например, Китай для своего самолета L-15. И даже потрясали контрактом, по которому Украина действительно должна поставить 250 двигателей в Поднебесную.

Но дело в том, что Китай очень активно развивает свою программу импортозамещения, да к тому же плевать хотел на чужую интеллектуальную собственность. Например, раньше китайцы покупали на Украине газовые турбины для своих военных кораблей, но с 2014 года отказались от закупок, так как оперативно научились делать турбины сами. Где-то скопировали, где-то доработали и - пожалуйста, обзавелись собственными турбинами. Точно также они поступили и с двигателем для L-15, который уже проходит доводочные испытания и скоро будет устанавливаться на самолет вместо украинского.

Одно время обсуждался проект совместной польско-украинской разработки учебно-тренировочного самолета «Грот-2». «Мотор-Сич» должен был поставлять двигатели АИ-222-28Ф, а поляки брали на себя всё остальное. Но дальше деклараций дело не пошло, и поляки за 280 млн евро купили 8 учебно-тренировочных самолетов М-346 Master у итальянской фирмы Alenia Aermacchi, оставив «Мотор-Сич» не у дел.

Вождей «революции гидности» это, разумеется, не смутило, и они очень долго и нудно хвалились якобы заключенными договоренностями с чехами, на предмет оснащения украинскими двигателями чешских «летающих парт» Aero L-159. Но дело в том, что чешские самолеты уже используют американские двигатели Honeywell F124 и вряд ли чехи решат вдруг от них отказаться. Да и количество запланированных к выпуску L-159 относительно небольшое, так как спрос на чешский самолет исчезающе мал. Чехи не могут найти покупателей на уже выпущенные машины, из-за чего часть из них вообще пришлось отправить на консервацию.

Так что, как ни крути, а единственным из всех вариантов остается Як-130, который активно заказывают российские ВВС и другие страны. Но после указа Порошенко про Як-130 украинским моторостроителям можно забыть.

Кстати, в этой связи стоит упомянуть и ответные российские санкции, которые привели к тому, что комплектующие из России также перестали поставляться на украинские предприятия. И если Россия, пусть и со временем, но все же сможет заменить украинские двигатели по той простой причине, что на самолеты и вертолеты есть многочисленные заказы и хочешь не хочешь, а придется начинать производство собственных двигателей, то куда будет девать свою продукцию «Мотор-Сич» остается только догадываться.

Такой же вопрос наверняка мучает и КБ Антонова, которое теперь передано в ведение госконцерна «Укроборонпром». Украинские авиастроители хвалятся, что Антонов может организовать полный цикл производства самолетов – от чертежей до готового изделия. Без поставок российских комплектующих это заявление теперь выглядит несколько спорным, но допустим, что это так. Однако, остается другой вопрос – а куда эти самолеты девать?

Украинские ВВС в силу их плачевного состояния вряд ли закажут много машин. Перспективы экспортных поставок весьма туманны, так как на мировом рынке хозяйничают такие монстры, как Boeing и Airbus, которым появление украинского конкурента сильно не понравится и они сделают всё, чтобы придушить его как можно скорее. Тем более, что в находящейся под внешним управлением стране сделать это будет несложно. Китаю антоновцам предложить нечего, так как китайцы сами уже вовсю строят пассажирские самолеты и разрабатывают транспортные. Остается Африка и Южная Америка, но много ли закажут самолетов, как правило, небогатые африканские и южноамериканские страны?

Наиболее интересным выглядело бы сотрудничество с Россией, но о нем можно забыть.

Так куда девать, например, новейший транспортник Ан-178, общенародное голосование по которому присвоило ему имя «Степан Бандера»? Может, предложить полякам?
А ведь помимо авиационной отрасли не меньшие проблемы есть в судостроении. Вернее, в том, что от него осталось. Недавно вся украинская блогосфера задыхалась от восторга, комментируя начало испытаний артиллерийского бронекатера проекта «Гюрза». Радость свидомых патриотов была такой огромной, словно на испытания вышел не 50-тонный катер с двумя 30-мм пушками, а атомный авианосец. Хотя в данном случае надо не радоваться, а рыдать, потому что украинское судостроение сейчас находится в настолько плачевном виде, что способно лишь клепать нехитрые кораблики для плавания в прибрежной зоне. А на что-то более серьезное банально нет ни средств, ни потенциала.

При этом майданные вожди всерьез рассматривают проекты создания подводных лодок, корветов и даже фрегатов, которыми они также всерьез намерены осуществлять блокаду Крыма.

Отдельная история – украинская бронетанковая отрасль. После того, как Ирак отказался принимать некондиционные украинские БТР-4, скандалом закончилась и попытка поставить Таиланду танки «Оплот-Т». Вместо оговоренных контрактом 49 танков за два года поставлено всего 10, причем в прошлом году вообще не было изготовлено ни одного танка «Оплот-Т». А ведь майданные вожди клялись и божились, что танки «Оплот» будут изготавливаться сотнями и не только станут основным боевым танком ВСУ, но и покорят мировые рынки, потому что…. правильно, «Оплот» – лучший танк в мире. Вот только кто захочет его покупать после фактически проваленного тайского контракта?

В общем, даже сделав ставку на милитаризацию страны, нынешние украинские власти и военный сектор экономики доведут до ручки. Украина не может понять самого главного – два года назад на Майдане к власти пришли не созидатели, а разрушители. Даже не пресловутые кухарки, которые, по утверждению вождя мирового пролетариата, могут управлять государством, а бездарные и бестолковые кухаркины дети. Способные только воровать и разрушать все то, что было создано до них.

Не исключено, что Дмитрий Рогозин ошибся в своих оценках и потери ВПК Украины будут несоизмеримо выше. А вот в чем точно можно не сомневаться, так это в том, что всё это будет выдано за очередную великую перемогу и ещё один шаг в светлое европейское завтра.

Комментарии читателей
10.03.2016, 07:29
Гость: Летописец

Какими делами? Сколько дивизий готовы выставить немцы, французы, итальянцы, чтобы помочь вам отбиться от воображаемой вами агрессии?

24.02.2016, 14:36
Гость: Из Киеву

Ну голодранец тоже может по рынку гулять, только купить ничего не може, только тибрить. Вот тебе и Украина со свободным выходом на рынок.

24.02.2016, 13:02
Гость: степан дунов

Спасибо за откровенность, будем помнить и соответственно принимать меры. А вы в Киеве теперь ломитесь в ЕС он подаст милостиню на погосте вашей экономики.

]]>]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.