Как русские и итальянцы машину сделали
Идею построить огромный автозавод озвучил в середине 1960-х тогдашний председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. Зная, что в стране неуклонно растет количество денег, не обеспеченных товарами, мудрый руководитель предложил начать производство сравнительно недорогого, а главное - массового автомобиля, появление которого заставило бы советских граждан вытащить дензнаки из кубышек. Леониду Брежневу предложение понравилось, и советская сторона начала подыскивать подходящего партнера, готового поделиться не только современными автомобильными технологиями, но и самой машиной. Самые интересные условия предложил итальянский концерн FIAT.
Генеральное соглашение подписали 15 августа 1966 года: со стороны итальянцев подпись поставил глава FIAT Витторио Валетта, со стороны СССР — министр автомобильной промышленности Тарасов. В качестве модели, достойной выпускаться на территории СССР, выбрали FIAT-124, обладатель титула «Автомобиль года в Европе '66», а в качестве места для строительства будущего автогиганта — городок Тольятти, который до 1964-го именовался Ставрополем-на-Волге. В пользу последнего выступила и крупная водная артерия - река Волга, - и расположенная неподалеку Куйбышевская ГЭС, способная обеспечить электричеством мощное производство.

Надо заметить, что желание выпускать современный легковой автомобиль потребовало от советской промышленности серьезных усилий. Были переписаны многие ГОСТы, поскольку тогдашние не обеспечивали должной точности при производстве новой машины, заводы-смежники спешно осваивали выпуск необходимых комплектующих — многих наших технарей от автопрома тогда удивило, насколько итальянцы далеко шагнули вперед по части конструкций и технологий... Также, забегая вперед, скажем, что именно массовый выпуск «Жигулей» послужил толчком для масштабного строительства станций техобслуживания и автозаправок по всей стране.
Впрочем, нельзя сказать, что исходный FIAT-124 являлся идеальным автомобилем. Чтобы машина не развалилась после первых тысяч пробега по неидеальным советским дорогам, итальянские специалисты при поддержке советских инженеров здорово доработали исходный седан. Нет, внешние отличия были минимальны (ВАЗ-2101 получил только другие эмблемы, утопленные ручки дверей и массивные «клыки» бамперов), а вот механическая начинка изменилась сильно: увеличили диаметр накладок диска сцепления, переработали коробку передач, перекроили заднюю подвеску, иначе разместив амортизаторы, отказались от задних дисковых тормозов...

А еще усилили пружины, шаровые опоры и кузов, но главное, чего добилась советская сторона, — это установка верхневального мотора взамен привычного тогда нижневального: двигатель, созданный для ВАЗ-2101, здорово отличался от оригинального силового агрегата FIAT-124, начиная от разного межцентрового расстояния и заканчивая вышеупомятнутым верхним расположением распредвала. И хотя первые серийные движки доставили советским автомобилистам немало специфических проблем, затем «жигулевские» моторы заслужили славу надежных и неприхотливых. Только вовремя проверяй уровень жидкостей да не забывай менять масло!

Сказать, что ВАЗ-2101, ласково прозванный «единичкой» (это позднее появилось насмешливое «копейка»), поразил современников — не сказать ничего. Машина, которую не нужно смазывать, шприцевать и регулировать, оказалась мечтой советских граждан. А дизайн, а интерьер? Сказка! И дисковые тормоза, как на правительственных «членовозах»... Хотя для европейцев FIAT-124 ничем примечательным не запомнился: обычная машина примитивной конструкции — классическая компоновка, задний привод, минимум внешнего декора и никаких излишеств вроде кондиционера или коробки-автомата. В 1974-м выпуск «сто двадцать четвертых» свернули.

В СССР перелицованный FIAT намного пережил своего прародителя. Если «копейку» выпускали до 1988 года, то ее производная, ВАЗ-2107, покинула конвейер тольяттинского автогиганта только минувшим летом. Впрочем, «семерка» конца двухтысячных не вызывала среди автомобилистов такого трепета, как «единичка» начала семидесятых: в девяностых, когда на дорогах страны начали массово появляться иномарки, слава «Жигулей» начала стремительно меркнуть — тесный и довольно примитивный автомобиль не вызывал былого трепета и восторга, да и качество сборки и комплектующих здорово упало. Но для своего времени машина была отличная.

Комментарии читателей Оставить комментарий
Помню тот самый 1974 год в Алма-Ате, где и сделаны снимки для этого материала. Наш Жигуль имел номер 99-15 АТЛ. Славный был трудяга.