]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Строгий юноша
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Строгий юноша

Год:
1936
Продолжительность:
100 мин.

СССР. 1936. 100 минут.

Автор сценария Юрий Олеша

Режиссер Абрам Роом

Оператор Юрий Екельчик

Художники Владимир Каплуновский и Мориц Уманский

Композитор Гавриил Попов

В ролях: Дмитрий Дорлиак, Юрий Юрьев, Ольга Жизнева, Максим Штраух, Георгий Сочевко, Валентина Половикова (Серова), Ирина Володко, Александр Чистяков.

Оценка - 9,5 (из 10).

Лирико-социальная декадентская драма.

В отличие от скандинавской традиции, согласно которой короткое лето - это счастливая и умиротворяющая пора в жизни отдельного человека и в миропонимании многих обитателей северных ландшафтов, для нас, тоже живущих не в таких уж южных широтах, знойная пора иногда может восприниматься отнюдь не в радужных тонах. Вот и в советском кино можно найти поразительные прозрения, как за летней пасторалью и внешней благостностью размеренного, даже размягченного под солнцем ничегонеделанья скрываются опустошительная драма, общественный слом, катаклизм эпохи.

Упоминание о скандинавской традиции вовсе нелишне, поскольку режиссер Абрам Роом был большим поклонником творчества Кнута Гамсуна. И даже без знания этого факта можно интуитивно почувствовать, что в его уникальном по стилю фильме словно разлита в воздухе причудливая смесь изощренного, манерного декадентства, плотски-праздничного восприятия действительности (стоит лишь взглянуть на пышущие здоровьем и молодостью тела юных спортсменов и спортсменок, на импрессионистски, но сочно представленную наготу женщины-купальщицы, выходящей из пруда). И все сочетается со вполне советской по духу эстетикой комсомольско-спортивных парадов и оптимистически-радужного отношения к социалистическому миру в тот момент, когда он уже начал проваливаться в прорву. Отнюдь не пышное и величавое "сталинское барокко", формировавшееся в те же годы (в кино, допустим, в лентах Григория Александрова - начиная еще с "Веселых ребят" и заканчивая "Светлым путем"), а еще более странный симбиоз "сталинского декаданса", проникнутого неприкрытой чувственностью и одновременно изысканностью платонических страстей.

Но это не только не было поддержано и усвоено благодаря "Строгому юноше", а наоборот, вызвало глухое раздражение властей, по всей видимости, и самого Сталина, уже тогда превратившегося в главного киноцензора страны. Фильм был обвинен в формализме и запрещен к выпуску на экран, однако не случайно именно он был полузакрыто (для студентов и специалистов) возвращен в обиход где-то в середине 60-х годов (мне уже приходилось писать об этой еще одной "летней поре" в истории СССР), на волне переоценки творчества Роома. Режиссер явно заслуживал высочайшего признания и, кстати, тогда же смог вернуться в своей непростой карьере к утонченному поиску своеобразных стилевых решений уже на материале литературной классики ("Гранатовый браслет", "Цветы запоздалые", "Преждевременный человек"). Между прочим, и самого Абрама Роома можно было назвать "преждевременным человеком", как и Юрия Олешу, автора сценария "Строгого юноши", развившего мотивы своего гениального романа "Зависть". И сама их картина намного опередила 30-е годы, не вписавшись в представления о "лучшей на свете и счастливой эпохе".

Разумеется, этот фильм можно воспринимать и как особую love story по-советски, еще более вызывающую и радикальную, нежели тоже роомовская "Третья Мещанская", потому что нетрадиционный "любовный треугольник", этот menage a trois времен угасающего нэпа, превращен в вовсе недопустимый адюльтер периода энергичного социалистического строительства. Интересны такие предварительные варианты названия, как "Комиссар быта" и "Волшебный комсомолец". История внезапной страсти, охватившей молодого дискобола-комсомольца с мускулистым торсом и неожиданно нежной душой по отношению к гораздо более старшей по возрасту женщине - жене какого-то советского начальника, купающегося в роскоши и праздности существования в некоем особняке-дворце где-то на юге страны, подспудно выражает тайную мечту, навязчивое желание, неутолимую зависть нового поколения, воспитанного уже при социализме. Оно наперекор провозглашаемым в картинной позе идеалам все равно стремится приобщиться если не к материальным ценностям, вещному миру, беспечности обеспеченного быта, так хотя бы к ускользающей мимо (словно прошумевшая ветвь, полная цветов и листьев - вспомним изумительный олешевский образ), улетучивающейся в никуда духовности и возвышенности прежнего уклада жизни тех, кто еще застал дореволюционные времена.

Между женщиной "бальзаковского возраста" (актрисе Ольге Жизневой, жене Абрама Роома, было во время съемок 37 лет) и юношей, вероятно, ровесником Октября, пролегает не только возрастная и социальная пропасть, но - что куда неотвратимее - исторический разлом, насильственная смена эпох. Своего рода несостоявшееся "бабье лето" героини средних лет, так и не позволившей себе даже подумать о возможности ответить взаимностью на открытые и пугающие проявления чувств юного дискобола, вступает в неразрешимое противоречие с предлетним ощущением немедленной и непременной реализации своего права на радость и счастье, что переполняет тело и душу комсомольца не старше двадцати лет. Есть некое непостижимое предостережение в том, как натура южного лета, которое, кажется, продлится вечность, подобно и этой неиссякаемой молодости, в свою очередь вызывающей подсознательную зависть у прошедших "земную жизнь до половины" (любопытно, что Роом снял столь этапную картину в возрасте 42-х лет - сравните по этому принципу с "Восемь с половиной" Феллини, "Июльским дождем" Хуциева, "Все на продажу" Вайды, "Зеркалом" Тарковского...), таит в себе скрытую угрозу стремительного краха.

Зыбкая частная пастораль обернется общественной и более того - всемирной катастрофой. За летом 1936 года последует страшный 1937-й. Стремящийся выжить и приспособиться к режиму полуопальный Абрам Роом будет вынужден к июню 1939 года, почти накануне своего 45-летия, подготовить к выпуску на экран новую "оборонную" работу "Эскадрилья №5", которая на стадии съемок вообще называлась пророчески: "Война начинается". А еще через два года, именно летом, разразится настоящая война, абсолютно не такая легкая и скоротечная, как виделось.

Газета "Экран и сцена", 1998.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
Стоп-кадр из видеотрансляции
Лавров: Россия хочет понять, что стоит за ультиматумом Трампа
© KM.RU, Алексей Белкин
Госдума рассмотрит штрафы за поиск экстремистского контента в интернете
Зангезурский коридор: США прощупывают почву, чтобы оттяпать у Армении лакомый кусок ее земли
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
«Не надо воспринимать Финляндию как тотально миролюбивую, тихую и травоядную страну. С момента своего образования она всегда была врагом России»
Силовиков защитят от журналистских расследований
Берн Александр Сергеевич о применении искусственного интеллекта
Сравнительный обзор новинок Samsung Galaxy A8 и A8+
Каждому по труду! Что может заставить работодателя повысить сотрудникам зарплаты
«То, что ХАМАС осуществил 7 октября 2023 года, мало напоминает благородный революционный террор борцов за независимость«
Abyss «Deliverance from a Planet of Animals» (3 CD)
«Нужно убрать коронавирусный психоз»: 1 сентября сулит сплошные проблемы
Стерва «Кома» (интернет-сингл)
«Мы не доверяем власти и учениям»: борьбу с эпидемиями имитируют в Казани ради закручивания гаек?
Блеск и нищета Москвабада. Часть третья. Город одиноких сердец
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.