]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Счастье
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Счастье

Год:
1934
Продолжительность:
66 мин.

СССР. 1934. 66 минут.

Автор сценария Александр Медведкин

Режиссер Александр Медведкин

Оператор Глеб Троянский

Художник Алексей Уткин

В ролях: Петр Зиновьев, Елена Егорова, Лидия Ненашева, В.Успенский, Г.Миргорьян.

Оценка - 9,5 (из 10).

Сатира.

В тот год, когда были сняты «Чапаев», «Юность Максима» и «Крестьяне», вместе получившие главную премию по решению жюри во главе с Сергеем Эйзенштейном на первом Московском международном кинофестивале в 1935 году, появилась еще немая лента «Счастье», первоначальное название которой было не вынужденно лакировочным, а напротив, хлестко-обличительным - «Стяжатели». И хотя в числе горячих поклонников этого фильма, очень необычного для советского кино, причем именно той созидательной поры энтузиастичного строительства социализма, были вкупе с Эйзенштейном два других живых классика - Всеволод Пудовкин и Александр Довженко (кстати, не под косвенным ли влиянием «Счастья» они потом поставили собственные картины «Победа» и «Аэроград» с элементами социального утопизма), произведение Медведкина оказалось явно не ко времени. Оно, как и все его творчество 30-х годов, сатирически заостренное и дерзко вторгающееся в реальную действительность, было заново воспринято три десятилетия спустя прежде всего на Западе, благодаря Крису Маркеру и Жан-Люку Годару, породившими культ вокруг «медведкино».

Казалось бы, какое им было дело до эстетики русского лубка, лукавой сказки о крестьянине-бедняке с говорящей фамилией Хмырь, который ищет по свету счастье, вроде находит его в нежданном богатстве и тут же теряет, обобранный сильными мира сего, выпоротый и отправленный на войну, а после революции совсем не жаждущий хорошо работать в колхозе, пока столь же случайно Хмырь не спасает хлеб от расхитителей - и удостаивается почестей и похвальбы, что заставляет его чуть ли не в миг превратиться в лучшего колхозника. Разумеется, западных интеллектуалов в большей степени привлекла нетрадиционная форма, как бы анимационный стиль режиссера в игровом кино, авангардное обращение с материалом с целью разрушения кинематографической иллюзии и чуть ли не прямой апелляции к зрителям, что Александр Медведкин виртуозно использовал еще в своих ранних короткометражках, показывая их по городам и селам в своем «кинопоезде». Но несомненный социально-гражданственный пафос постановщика, в более идеологизированном виде проявившийся в его поздних документальных лентах, отступает на задний план в нашем сегодняшнем восприятии. И внезапно обнаруживается некая странная перекличка между почти брехтовским методом «очуждения» в «Счастье» Медведкина и особым платоновским письмом с литературно неповоротливыми, косноязычными фразами и типично советскими канцеляризмами.

А главное - даже под видом развенчания стяжательских, собственнических, заскорузло отсталых представлений о том, что богатство и достаток, уважение и слава, мировая утопия и вожделенный рай на земле сами упадут в руки бедных, сирых и страждущих, ничего не делающих ради этого, скрывается такая щемящая, тонкой иглой царапающая сердце, неизбывная, чисто российская тоска о недостижимости счастья и материального благосостояния по причине непреодолимой человеческой слабости, жалкости, ленивости и нерадивости. То же и в русских сказках о Емеле или Иванушке-дурачке - как повезет ненароком, так и убудет, по усам стечет, в рот не попав, и останется старик у разбитого корыта... Только прежний безыдеологичный и вневременной фольклорный мотив приобретает и у Александра Медведкина, и у Андрея Платонова в соответствии с требованиями социалистической эпохи уже трудно утаиваемую общественную утопичность. Но и она, в первую очередь за счет исторической прозорливости авторов (любопытно, что оба практически параллельно вдохновились тогда и темой «новой Москвы»), оказывается с четко выраженным пессимистическим подтекстом. Видимо, именно «утопическим пессимизмом» следует назвать этот радостно и с открытым сердцем воспринятый оптимистический порыв революционного переустройства мира, который неизбежно приведет лишь к «счастью для избранных» и «котловану для всех». А искомый и обретаемый несмотря ни на что «сокровенный человек» поневоле теряется среди нерасчлененной толпы, среди бессловесного быдла, покорно ведомого к всеобщему раю-аду.

Газета «Экран и сцена», 1999.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Кто убил киевского диверсанта?
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
Зангезурский коридор: США прощупывают почву, чтобы оттяпать у Армении лакомый кусок ее земли
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Перегородки в квартире - какие варианты есть?
Kulak «Светлый альбом»
«Зачем переписывается история и унижается советский народ? Для этого были веские причины»
«Конец Фильма», 15 июля, « Мумий Тролль Music bar»
«Спустя 30 лет после исчезновения Союза появилась другая порода людей – постперестроечных манкуртов»
«В Африке куча болезней»: Роспотребнадзор поспешил с объявлением «безопасных» авианаправлений
Лидер «Тайм-Аута» обрел «духовую секту» по случаю юбилея
Мастодонт (Вадим Степанцов) «Несуществующий рыцарь»
«Космонавт за три копейки»
Эта старая, старая, новая ставка: повышение ставки Центробанка сразу на 0,5 процента – вопрос фактически решённый
Как максимально быстро увлажнить сухую кожу в зависимости от ее потребностей?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.