]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Бесконечность
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Бесконечность

Год:
1991
Продолжительность:
220 мин.

СССР. 1991. 220 минут.

Автор сценария Марлен Хуциев

Режиссер Марлен Хуциев

Операторы Андрей Епишин, Вадим Михайлов, Геннадий и Александр Карюк

Художник Леван Шенгелия

Композитор Николай Каретников

В ролях: Владислав Пильников, Алексей Зеленов, Марина Хазова, Анна Кудрявцева, Нина Притоловская, Юрий Хлопецкий.

Оценка - 5 (из 10).

Премии: приз имени Альфреда Бауэра и премия экуменического жюри на МКФ в Берлине-92; Государственная премия России в 1993 году.

Экзистенциальный роман.

Кажется, никто не обратил внимания на то, что два очень долго снимавшихся фильма советского кино (и, кстати, их делали по совпадению именно два грузина - один в Москве, другой в Тбилиси) - "Бесконечность" и "Солнце неспящих" - все-таки были закончены сразу после падения империи под названием СССР, причем оба получили премии на фестивале в Берлине, соответственно в 1992 и 1993 годах, что как бы узаконило их неофициальный статус "эпитафий по минувшей эпохе". Правда, у Хуциева замысел глобальнее и охватывает, по сути, весь ХХ век. Поскольку герой, которому лет пятьдесят, отправившись пешком вдоль реки, а по сути дела - в путешествие по своей памяти в предчувствии скорой смерти, потом переходит без особых усилий из родного современного городка, пребывающего в запустении, куда-то в самое начало века, когда в давно утраченной атмосфере рождественского праздника, в мире прежней России, увиденной словно сквозь призму чеховских пьес, видится последний приют надежды, но и исток всех будущих несчастий и общественно-исторических переломов.

"Бесконечность", рождавшаяся целых шесть лет, уже по своему названию давала повод для каламбуров и даже злых шуток в отношении "короля пролонгации", каковым все-таки несправедливо иногда считается Марлен Хуциев. Если не учитывать долго переделывавшуюся по требованию властей "Заставу Ильича", так и не поставленного по ряду причин "Пушкина" и вот этой самой "Бесконечности", режиссер был способен работать также быстро, экономно, что доказал и его предшествующий опыт "Послесловие". В одном из интервью для телепрограммы "Киносерпантин" Хуциев признавался во время работы над "Бесконечностью", что не может ставить эту ленту второпях, кое-как, уступая на каждом шагу, придумывая себе поблажки и оправдания в виде непредусмотренного стечения обстоятельств. И он упорно, истово, наперекор всему (особенно времени, чаще всего нерасположенному к творцу) стремился создавать несуетное искусство, не желая откликаться в спешке "на злобу дня" и оставаясь, согласно призыву своего любимого поэта, "взыскательным художником", не прощающим себе ни единой ошибки, оценивающим сделанное по самому высокому счету.

Но относясь к искренним поклонникам Марлена Хуциева, особенно эпохи 60-х годов, однако оценивая его произведение именно по "гамбургскому счету" (а не по берлинскому), нельзя прежде всего не изумиться следующему. Эта философская притча с оригинальным латинским названием Infinitas, пытаясь осмыслить не столько судьбу маловыразительного, какого-то аморфно-летаргического героя, сколько художественный и жизненный путь самого творца, историю и предысторию поколения российских интеллигентов, вынужденных жить на протяжении почти всего ХХ века, представляется неожиданно выморочной, искусственной, а порой даже фальшивой по исполнению. Все то, что составляло тайну и магию хуциевского стиля, его удивительная естественность, раскрепощенность, кажущаяся легкость и импровизационность превратились вдруг в надуманность, многозначительность, претенциозность, а главное - натужность и тяжеловесность. Длительность ленты - 3 часа 40 минут - становится подчас мучительным испытанием, хотя, например, трехчасовая "Застава Ильича" и сейчас смотрится почти на одном дыхании.

"Бесконечность" должна была стать самым авторским, исповедальным фильмом режиссера. И название в наиболее метафорической форме могло подчеркнуть восхождение Марлена Хуциева от конкретики первых картин - к обобщениям и поискам истины в период создания "Заставы Ильича", затем к нравственному очищению в результате приобщения к незыблемым человеческим заповедям и через попытку хотя бы краткого духовного единения с другими людьми ("Июльский дождь" - "Был месяц май" - "Послесловие"), а на новом витке философского постижения жизни - к обращению уже к вечным вопросам бытия. Пройденный путь и время, в котором жил, оцениваются теперь с точки зрения бесконечности. Будучи "у времени в плену", режиссер раньше воспарял над реальностью, воспевая течение жизни. А как истинный художник, задумывающийся над другой частью пастернаковской формулы, он обязан был ощутить себя "вечности заложником".

И "Бесконечность" претендовала на то, чтобы стать хуциевским "Восемь с половиной" - и иносказательно, и буквально. Потому что, принимая в расчет дипломную работу "Градостроители" (совместно с Феликсом Миронером), также в качестве "половинок" - снятую вместе с тем же Миронером "Весну на Заречной улице" и участие в завершении ленты "И все-таки я верю", получалось, что "Бесконечность" - это восьмая с половиной работа Марлена Хуциева. Маловато, конечно, за 40 лет, прошедших до появления "Бесконечности". Но цена его фильмов была от этого ничуть не меньше, а может, именно выше по той же самой причине. Тем не менее при всем горячем желании понять и принять это подлинное послесловие выдающегося мастера кино (вряд ли режиссер, которому ныне за семьдесят, что-нибудь еще сделает) вынужден лишь из уважения к его прошлым заслугам даже чуть завысить оценку "Бесконечности".

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
Благовещенск первым полностью запретил электросамокаты
Из-за убытков фермеры в России начали массово уничтожать кур-несушек
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Армия свиней «Свежая свинина для гнилой баранины»
Разнузданные волей «Иллюминатор XIII»
Кузьма и ВиртУОзы «Abanamath»
«Россия продемонстрировала: с США действительные договоренности невозможны»
Кто разрушает путинский режим: первая пятерка
Фестиваль «50 Years Of Rock», 18 ноября, «Base»
«Пикник», 8 апреля, 1930 Moscow
Сергей Калугин, 23 мая, Live Stars
Летная школа «Цели и средства»
ДМЦ «Глазами красными» (интернет-сингл)
Сандра Мантика «Вставай, страна»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.