]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Восхождение
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Восхождение

Год:
1976
Продолжительность:
111 мин.

СССР. 1976. 111 минут.

Автор сценария Юрий Клепиков и Лариса Шепитько по повести «Сотников» Василя Быкова

Режиссер Лариса Шепитько

Оператор Владимир Чухнов

Художник Юрий Ракша

Композитор Альфред Шнитке

В ролях: Борис Плотников, Владимир Гостюхин, Сергей Яковлев, Людмила Полякова, Вика Гольдентул, Анатолий Солоницын, Мария Виноградова, Николай Сектименко.

Зрительский успех - 10,7 млн. при тираже 1015 копий.

Оценка - 8 (из 10).

Премии: главный приз, премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри на МКФ в Западном Берлине-77; главный приз (поровну) на ВКФ в Риге-77; Государственная премия СССР в 1979 году.

Военная притча.

Интерес Василя Быкова обращен к сложным, запутанным человеческим судьбам. Ему ближе, как художнику, история человека, заплутавшего на войне, через малые компромиссы с собой ставшего предателем, нежели героический поступок другого ("Сотников"). Кстати, Рыбака писатель осуждает, прежде всего, за измену себе, а не другим. Но хотя и самому Быкову, и нам, читателям, по-настоящему жаль Рыбака, мы вынуждены не ему, а Сотникову отдать свое человеческое одобрение. В повести "Сотников" Василь Быков решает конфликт на военном материале, и это вносит свои особенности. В современных условиях он неразрешим. Возможно, что сейчас не Сотников, а Рыбак стал бы героем - как человек, умеющий обходить опасности, не лезущий напролом. На войне конфликт может быть решен только в пользу Сотникова.

Любопытен пример превращения в притчу повести "Сотников" Василя Быкова в фильме "Восхождение" Ларисы Шепитько. Повесть была параболой, где военная ситуация - как метафорический повод для исследования драмы человека, переступившего незримую черту между нравственным и безнравственным, духовным и бездуховным. Компромисс, возможный в других условиях, оказывается непоправимой ошибкой, за которую уже нельзя ничем расплатиться, даже собственной жизнью. Потеря "нравственного слуха" приводит человека к предательству. Но эту историю о т с в е т л я е т судьба Сотникова, способного поверять каждую жизненную ситуацию мерой духовности и потому остающегося человеком.

В фильме Шепитько по сравнению с повестью Быкова смещены акценты. Прозрачные библейские аллюзии способствуют более определенной характеристике героев, разведению их на разные полюса человеческой нравственности. Частная история намекает на что-то большее, выходящее за ее пределы в пространство культурных и общечеловеческих архетипов. В результате получилась притча о восхождении человека на высоты собственного Духа, о способности человека быть человеком в нечеловеческих условиях (без тавтологии здесь не обойтись).

Мне долго не давал покоя случай с выдающейся повестью "Сотников" Василя Быкова и очень талантливым фильмом "Восхождение" Ларисы Шепитько, тем не менее вызвавшим во мне почти приступ ярости по отношению к фанатичному герою, который не только погиб сам, но и невинных потянул с собой на виселицу. Навязчивое сравнение с Христом было явно неоправданным - Иисус был распят в одиночку, а Иуда пострадал за настоящее предательство: выдачу своего учителя властям. Василь Быков, называя повесть "Сотников" в соответствии с советской казуистикой, главным героем считал Рыбака и описывал, по собственным словам, "трагедию человека, заплутавшего на войне", пытавшегося выжить во что бы то ни стало, но перешедшего опасную грань. Лариса Шепитько сняла картину об акте самопожертвования и передаче эстафеты будущему поколению, тому "мальчику в буденовке" (кто бы ему позволил надеть ее в условиях фашистской оккупации?!), который "со слезами на глазах" воспринимает героическую смерть Сотникова и тех, кто, к несчастью, оказался с ним в одном хуторском сарае. Трагическая музыка Альфреда Шнитке не может не вызвать зрительских слез - но умом-то понимаешь, что эта сцена в фильме "Восхождение" в целом как раз и является примером эстетизации смерти, оскорбительного возвеличивания бессмысленных жертв ради одной слезинки мальчика в буденовке, которому будет хорошо жить в его "завтра".

Позже я узнал о том, что Райнер Вернер Фассбиндер, который сейчас стал запоздало модным в среде наших интеллектуалов, резко возражал против присуждения "Восхождению" главного приза на фестивале в Берлине и грозился в знак протеста выйти из состава жюри...

Большинство героев советского кино стремятся умереть назло врагам, разорвав на теле последнюю рубашку (тельняшку). И общество, построенное на культе вхождения в рай по трупам (потрясающе точно все это предсказал Андрей Платонов еще в 1929 году в своем гениальном "Котловане"), изначально нежизнеспособно. Оно мертво еще до того, как издаст последний вздох после мучительного умирания... "Мальчики в буденовках" привыкли лицезреть на экране истории неоправданного героизма, халатного и преступного отношения к жизни каждого индивида. Советский классовый гуманизм на деле был одним из самых антигуманных, в том числе по отношению к собственному народу. И именно он оказался абстрактным в отличие от западного, обращенного к конкретному человеку...

Последний фрагмент - из статьи в газете "Экран и сцена".

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
Благовещенск первым полностью запретил электросамокаты
© KM.RU, Алексей Белкин
Госдума рассмотрит штрафы за поиск экстремистского контента в интернете
Зангезурский коридор: США прощупывают почву, чтобы оттяпать у Армении лакомый кусок ее земли
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Оргазм Нострадамуса «Смерть аморала. Live»
Избавляемся от флюса народными методами
A Life Divided «Down The Spiral Of A Soul»
Мельница «Символ Солнца»
Илья Полежаев («Свободный полет») «30 лет в музыке»
«В США должны были судить вновь избранного президента США Байдена за участие в организации массовых фальсификаций выборов»
Любимый клоун СССР Юрий Никулин
«Очевидно, что Крым никогда не проявлял желания перейти из состава России в состав Украины. Его не спрашивали ни в 1954, ни в 1991 году»
«Северный Флот» (памяти Михаила Горшенева), 25 декабря, КДЦ «Молодежный» (Орск)
Кинопремьера «Баба Яга спасает Новый год»: моя жена – Снегурочка
Скворцы Степанова «Звездная жизнь» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.