]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Две строчки мелким шрифтом
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Две строчки мелким шрифтом

Год:
1981
Продолжительность:
96 мин.

СССР-ГДР. 1981. 96 минут.

Авторы сценария Михаил Шатров, Владлен Логинов и Виталий Мельников

Режиссер Виталий Мельников

Оператор Константин Рыжов

Художник Владимир Светозаров

Композитор Надежда Симонян

В ролях: Сергей Шакуров, Ян Шпицер, Нина Русланова, Лидия Константинова, Павел Кадочников, Софья Гаррель, Анатолий Ромашин, Олег Борисов, Юрий Богатырев.

Оценка - 7,5 (из 10).

Премии: призы режиссеру и оператору на ВКФ в Таллине-82.

Драма.

Фильм начинается буднично, в суете повседневной жизни. Мужчина лет тридцати пяти отводит сына в детский сад, а затем спешит на работу, в институт, где у него свои заботы, большие и малые проблемы: написать передовую в стенгазету, определить срок защиты диссертации, сходить на похороны старого большевика. Побыть - и уйти. Так сказать, отметиться. И забыть. Но в памяти останется лицо, случайно увиденное на фотографии в этом доме. На ней сняты русские революционеры в эмиграции в Германии 1912 года, соратники по Вальбургской партийной школе. Что же заинтересовало героя фильма Федора, кстати, историка, на этой фотографии? Дело в том, что один из запечатленных на ней - дед жены Федора. И он видел прежде этот снимок, но с обрезанным левым краем, где, оказывается, стоял еще один человек по фамилии Тишков, который был заподозрен в провокаторстве и сотрудничестве с царской охранкой, не смог доказать свою невиновность и потом покончил жизнь самоубийством. Казалось бы, какое дело Федору до этой запутанной истории, которая давно отошла в прошлое и мало уже кого интересует?!.

Конечно, он не мог, будучи профессиональным историком, не обратить внимание на столь противоречивые суждения об одном человеке и не попытаться острым нюхом специалиста, который не потерял жажду к поиску и увлеченному путешествию в историю, обнаружить сокрытую истину. Вдруг повезет - и выйдешь на неожиданное открытие, которое опровергнет устоявшуюся точку зрения. Федор проявляет упрямство, когда ему деликатно намекают, что в случае признания невиновности Тишкова тень сомнения может лечь на Басаргина, деда жены. Да, его поиски не имеют связи с диссертацией, представляются нетактичными по отношению к сослуживице, как раз занимающейся изучением деятельности русских революционеров в Германии 1912 года. Да, все усилия, потраченные на доказательство незапятнанности имени Тишкова, будут вознаграждены сообщением в две строчки мелкого шрифта в чужой диссертации. Да - "но истина дороже". Эти слова Сократа были бы вполне уместны в устах Федора, склонного поступиться всем ради истины. Но любая истина не может быть абстрактной. Она должна нести в себе человеческий смысл. А какой станет истина - нравственной или безнравственной - зависит от человека, от того, что движет им во время ее поисков.

Прошлое, сама История входят в фильм неожиданно, внезапно, как будто неоправданно, вопреки понятию о композиции, сюжетосложении. Только потом осознаешь, что именно так и должно было ворваться сложное, не до конца понятое минувшее в беспечную, полную мелкой суеты сегодняшнюю жизнь. Ворваться - и мучить неразрешимостью давнего спора, невозможностью проникнуть в то время и все для себя прояснить. Впрочем, и немногие свидетели тех событий, оставшиеся в живых, не могут ничего определить - ссорятся между собой, переживая давно пережитое. Но благодаря этим людям Федор начинает чувствовать далекую историю как близкую себе жизнь. Время не стерло в человеческой памяти воспоминание об ушедшем. Через много десятилетий незначительное, казалось бы, событие отражается в судьбах других людей, совершенно непричастных к свершившемуся и беспомощных перед мнением, застывшим почти на 70 лет без изменения. Кому это нужно: доказывать то, от чего в мире ничего не произойдет. Но есть не только История, прошлое - есть настоящее, сегодняшняя жизнь. И человеческая судьба - как незажившая, кровоточащая рана. Оказывается, что у "предателя" Тишкова имеется внук, отец которого был вынужден чуть изменить фамилию и стать Ташковым. Внук тоже знает, что случилось с дедом, и носит в себе эту боль. Но у него - жена и дочь, и он не хочет, чтобы они тоже приняли на свою совесть "грех" Тишкова.

Так фильм обретает глубину подтекста - и за напряженной линией сюжета ощущается человеческое содержание. Перед нами - не просто еще одна лента о революционерах, разыгранная в увлекательной форме, заставляющая внимательно следить за происходящим. Картина Виталия Мельникова по-настоящему волнует, задевает за живое, и после просмотра долго не можешь успокоиться, остыть от переживаний. Да и нужно ли?! Пусть фильм тревожит и беспокоит. Видимо, на это рассчитывали авторы, обрывая сюжет как бы на полуслове. Собственно говоря, ничего еще не ясно. Федору и его немецкому коллеге Вальтеру не удалось найти в архиве сведения, кто же был предателем. И умирает еще один человек из той группы на фотографии, который мог бы чем-нибудь помочь. Но так ли нам важно знать окончательный результат поиска? Есть более значительный итог. Человеческий. Теперь Ташков-Тишков, его дочь и ее будущие дети могут не стыдиться фамилии деда. Истина, найденная Федором, жизненно необходима им и ему самому, чтобы можно было видеть в истории не только тему для диссертации, но и живую связь времен.

Начавшись как очередная бытовая лента на семейную тему (каких сегодня в изобилии), она вбирает в себя раздумья художников о невидимых нитях между прошлым и настоящим, о том, что люди и История не существуют раздельно, вне зависимости друг от друга. Дела людей составляют Историю, а История - это человеческие судьбы, тесно переплетенные между собой. Кажется, простая истина. Но, к сожалению, не так часто кинематографистам удается ее обрести, добиться сочетания простоты формы и глубины содержания. Если сравнивать "Две строчки мелким шрифтом" с другими похожими по тематике картинами, фильм Виталия Мельникова покажется очень скромным, негромким, неэффектным. Но таков характер творчества этого режиссера. И сквозь исторические перипетии, жизненные неурядицы и боль потерь словно слышится тихий голос человека, верящего в жизнь и человеческую красоту.

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
© KM.RU, Алексей Белкин
Госдума рассмотрит штрафы за поиск экстремистского контента в интернете
Зангезурский коридор: США прощупывают почву, чтобы оттяпать у Армении лакомый кусок ее земли
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
Ваниль «Полосы» (интернет-релиз)
Пригожин словами Черчилля поставил премьера Великобритании на место
Янка Дягилева «Крестовый ноль»
«Выжившие» смогут спать не более трех часов в сутки
Cart-blansh, 10 ноября, «Китайский летчик Джао Да»
Этническая чистка как плата за поражение в этнической войне
Ананасов и Ко «Знак солидарности»
Шел третий год военной спецоперации…
Соломенные еноты «Горбунок»
«Новая реальность»: состояние олигархов превысило размер бюджета России, а народ доедает последнее
«Дайте Два», 20 ноября, «Мумий Тролль Бар»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.