Обсуждение закрыто: Вы не можете оставить комментарий.
]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Новости
Главная → Фильмы → Не стреляйте в белых лебедей
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Не стреляйте в белых лебедей

Продолжительность:
136 мин.

СССР. 1980. ТВ. 136 минут.

Авторы сценария Борис Васильев (в титрах не указан по просьбе писателя) и Кирилл Рапопорт

Режиссер Родион Нахапетов

Оператор Николай Немоляев

Художник Владимир Аронин

Композитор Исаак Шварц

В ролях: Станислав Любшин, Нина Русланова, Витя Анисимов, Вера Глаголева, Ивар Калниньш, Иван Агафонов, Женя Никитченко, Настя Гладкова, Григорий Шпигель, Анатолий Веденкин, Любовь Соколова.

Оценка - 8,5 (из 10).

Драма.

Этот телефильм по роману Бориса Васильева повествует о человеке изначально добром, который тем не менее находится в состоянии поиска того, чему можно посвятить себя без остатка и даже пожертвовать жизнью. В Егоре Полушкине теплота души и отзывчивость сердца заложены от природы. Его неравнодушие и забота обо всем сущем, желание приносить своим трудом радость людям не вписываются в навязываемые другими жизненные правила: работать от сих до сих, исполнять то, что велено, стараться побольше урвать для себя. «Работа держится сердцем», - учит Егор сына Кольку. Но вкладывая всю душу в каждое дело, стремясь выполнить его как можно лучше для людей, он невольно попадает впросак, поднимает себя на смех. В округе Полушкина считают простодушным чудаком, бедоносцем, не столько из-за бед, которые он приносит практически и узко мыслящим людям, исповедующим собственное благополучие как жизненную философию, а словно вопреки Георгию Победоносцу - символу борьбы добра со злом. Не всем угоден Егор своей неутомимой, обостренно совестливой, жаждущей справедливости душой и воспринимается ими как то, что мешает спокойной и сытой жизни. Опасность бездуховности как социального зла раскрыта в картине в образах тех, кто, не веря и надсмехаясь над делами Полушкина, уничтожает его изо дня в день, хочет превратить в подобного себе равнодушного потребителя жизненных благ.

Потерпев неудачу в столкновении с людской косностью, отчаявшись найти достойное применение своей душе, Егор чуть было не потерял себя, когда вместе с шабашниками слонялся по поселку в поисках легкого заработка, потребного для выпивки. И все же совесть не давала ему покоя до тех пор, пока не обрел Полушкин место по сердцу, не принял работу лесника с любовью, с благодарной душой, как то, чего ждал всю жизнь и в чем мечтал определиться, открыть единство личного, выстраданного - и общего. Душа, которая мучилась в нем от невысказанности и непонимания, пробудила нерастраченный дар видеть красоту в мире и вырвалась в неожиданной страсти к творчеству, хотя для Егора и прежде не было работы нетворческой. В Полушкине родился художник, когда он увидел то лишнее, что необходимо было отсечь от дерева, чтобы вытесать фигуру девы. И родилась духовная, «интеллигентная», по словам учительницы Нонны Юрьевны, личность, когда Егор понял, что жизнь для себя немыслима без жизни для людей, что его призвание - защищать добро и красоту. Происходит превращение Егора-бедоносца в Георгия Победоносца. Чувствуя ответственность за все вокруг, каждый раз поступая в согласии с совестью, оставаясь требовательным к себе и людям, Егор Полушкин является человеком государственным, вне зависимости от занимаемой должности. Не имея права предать дело, собственную душу, он погибает от рук не просто браконьеров, а тех, для кого личное - превыше всего, кто положение в обществе использует ради себя, чья обособленность есть признак бездуховности и антиобщественности.

В фильме произошло счастливое совпадение образа Егора Полушкина и личности актера Станислава Любшина. В Егоре из романа Бориса Васильева порой проскальзывало простодушие и даже миротворчество. Любшин, для которого доброта, возвышенность натуры Полушкина близки его личной актерской теме, наделил героя ранимой и незащищенной душой, остро реагирующей не столько на оскорбления в свой адрес, сколько на несправедливость в мире, на то, как глумятся над природой бездушные люди. Васильевский Егор был более сосредоточен, уравновешен, сдержан, переживая внутри боль сердца. Актер подчеркивает перепады в психической жизни героя - от радости, когда улыбка освещает Полушкина будто насквозь, до неожиданного плача навзрыд, позволяющего почувствовать, как страдает в Егоре душа, не находящая покоя. Станислав Любшин словно воспроизводит то состояние, о котором рассказал сам герой: «И не по лицу текут-то слезы эти, а внутри. И жгут. Потому жгут, что душа плачет». Режиссер и актер не боятся обнаружить в Полушкине черты скоморошества - скоморошества в лучшем смысле этого слова, издавна на Руси понимаемого как избавление от боли в смехе, как голос совести, взывающий о справедливости при помощи народной присказки да прибаутки. Егор в романе мог простить свояка Федора Ипатовича и преодолеть перед смертью боль, обрести внутреннее успокоение. Полушкин Любшина и Нахапетова далек от примирения и погибает в непокое, оставаясь верен самому себе до конца.

После смерти Егора Полушкина остаются его одухотворенные скульптуры из дерева. Проезжающие туристы не замечают их. Лишь мальчик из автобуса останавливает удивленный взор - и, может, в эту минуту в нем пробуждается душа художника. Разве не об этом мечтал Полушкин, вкладывая в каждую безделушку искреннюю любовь к людям и веря, что добро рождает добро. Родиону Нахапетову важно было закончить свой фильм именно так - чтобы не прерывалась духовная эстафета от человека к человеку. По высокому счету этот финал не противоречит замыслу Бориса Васильева, как и некоторые другие неизбежные расхождения при переводе романа на язык кино...

Нераздельность человека и природы в ленте «Не стреляйте в белых лебедей» решена на основе панорам, общих планов, вписывающих героев в среду. Камера почти не обнаруживает себя, запечатлевая поэтический облик мира, как бы проецируя на экран светлую и открытую душу Егора Полушкина. Родион Нахапетов живописует деревенский быт, обнаруживая в простой и естественной жизни людей скрытую поэзию и красоту. Если в фильме «С тобой и без тебя...» образ природы был лишь аккомпанементом главной темы, то в картине «Не стреляйте в белых лебедей» и Егор, и мир вокруг него существуют на равных, влияя друг на друга и взаимообогащаясь. Порой не понять: то ли герой - душа природы, то ли природа - его душа. У реальности также есть своя мимика и жесты, взгляд и голос. Поэтому камера внимательна к незначительным подробностям жизни, к мимолетным изменениям внешнего мира в течение дня, в течение лета, когда происходит действие фильма. Принцип наблюдения, постижения внутренней сути явления по-своему продолжен в попытке режиссера познать вслед за тайной природы тайну человеческого характера. Он и раньше доверялся крупному плану, приближаясь к лицу. В картине «Не стреляйте в белых лебедей» (дело не только в том, что это - телефильм) Нахапетов стремится уловить непредсказуемые моменты в реакции Егора Полушкина на мир, невольные обмолвки его бесхитростного сердца...

Фрагмент из буклета «Родион Нахапетов».

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>



]]>
Выбор читателей
Кто убил киевского диверсанта?
Трамп дал России 50 дней на урегулирование украинского конфликта
© KM.RU, Алексей Белкин
Госдума рассмотрит штрафы за поиск экстремистского контента в интернете
Из-за убытков фермеры в России начали массово уничтожать кур-несушек
]]>




Агрегатор 24СМИ


]]>
Избранное
В сорок лет все только начинается
Gorky Park «Moscow Calling» (переиздание)
«Старый Приятель» (концерт памяти Александра Зарецкого), 7 октября, «ГлавКлуб»
Историки и демография
Инфляция: как изменились цены на продукты за три месяца с февраля 2022 года
Приднестровье на весах войны: Украина готовит нападение на российских миротворцев
Украина научила: Эстония испугалась оспаривать территориальную целостность России
The Gellary «People Like You»
Янка Дягилева «Не положено»
Вадим Самойлов выразил суть русской души на Дне флага России
«Идет социальный эксперимент, люди ненавидят друг друга»: Мария Шукшина вскрыла подоплеку ковидных ограничений
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.