СССР. 1980. ТВ. 136 минут.
Авторы сценария Борис Васильев (в титрах не указан по просьбе писателя) и Кирилл Рапопорт
Режиссер Родион Нахапетов
Оператор Николай Немоляев
Художник Владимир Аронин
Композитор Исаак Шварц
В ролях: Станислав Любшин, Нина Русланова, Витя Анисимов, Вера Глаголева, Ивар Калниньш, Иван Агафонов, Женя Никитченко, Настя Гладкова, Григорий Шпигель, Анатолий Веденкин, Любовь Соколова.
Оценка - 8,5 (из 10).
Драма.
Этот телефильм по роману Бориса Васильева повествует о человеке изначально добром, который тем не менее находится в состоянии поиска того, чему можно посвятить себя без остатка и даже пожертвовать жизнью. В Егоре Полушкине теплота души и отзывчивость сердца заложены от природы. Его неравнодушие и забота обо всем сущем, желание приносить своим трудом радость людям не вписываются в навязываемые другими жизненные правила: работать от сих до сих, исполнять то, что велено, стараться побольше урвать для себя. «Работа держится сердцем», - учит Егор сына Кольку. Но вкладывая всю душу в каждое дело, стремясь выполнить его как можно лучше для людей, он невольно попадает впросак, поднимает себя на смех. В округе Полушкина считают простодушным чудаком, бедоносцем, не столько из-за бед, которые он приносит практически и узко мыслящим людям, исповедующим собственное благополучие как жизненную философию, а словно вопреки Георгию Победоносцу - символу борьбы добра со злом. Не всем угоден Егор своей неутомимой, обостренно совестливой, жаждущей справедливости душой и воспринимается ими как то, что мешает спокойной и сытой жизни. Опасность бездуховности как социального зла раскрыта в картине в образах тех, кто, не веря и надсмехаясь над делами Полушкина, уничтожает его изо дня в день, хочет превратить в подобного себе равнодушного потребителя жизненных благ.
Потерпев неудачу в столкновении с людской косностью, отчаявшись найти достойное применение своей душе, Егор чуть было не потерял себя, когда вместе с шабашниками слонялся по поселку в поисках легкого заработка, потребного для выпивки. И все же совесть не давала ему покоя до тех пор, пока не обрел Полушкин место по сердцу, не принял работу лесника с любовью, с благодарной душой, как то, чего ждал всю жизнь и в чем мечтал определиться, открыть единство личного, выстраданного - и общего. Душа, которая мучилась в нем от невысказанности и непонимания, пробудила нерастраченный дар видеть красоту в мире и вырвалась в неожиданной страсти к творчеству, хотя для Егора и прежде не было работы нетворческой. В Полушкине родился художник, когда он увидел то лишнее, что необходимо было отсечь от дерева, чтобы вытесать фигуру девы. И родилась духовная, «интеллигентная», по словам учительницы Нонны Юрьевны, личность, когда Егор понял, что жизнь для себя немыслима без жизни для людей, что его призвание - защищать добро и красоту. Происходит превращение Егора-бедоносца в Георгия Победоносца. Чувствуя ответственность за все вокруг, каждый раз поступая в согласии с совестью, оставаясь требовательным к себе и людям, Егор Полушкин является человеком государственным, вне зависимости от занимаемой должности. Не имея права предать дело, собственную душу, он погибает от рук не просто браконьеров, а тех, для кого личное - превыше всего, кто положение в обществе использует ради себя, чья обособленность есть признак бездуховности и антиобщественности.
В фильме произошло счастливое совпадение образа Егора Полушкина и личности актера Станислава Любшина. В Егоре из романа Бориса Васильева порой проскальзывало простодушие и даже миротворчество. Любшин, для которого доброта, возвышенность натуры Полушкина близки его личной актерской теме, наделил героя ранимой и незащищенной душой, остро реагирующей не столько на оскорбления в свой адрес, сколько на несправедливость в мире, на то, как глумятся над природой бездушные люди. Васильевский Егор был более сосредоточен, уравновешен, сдержан, переживая внутри боль сердца. Актер подчеркивает перепады в психической жизни героя - от радости, когда улыбка освещает Полушкина будто насквозь, до неожиданного плача навзрыд, позволяющего почувствовать, как страдает в Егоре душа, не находящая покоя. Станислав Любшин словно воспроизводит то состояние, о котором рассказал сам герой: «И не по лицу текут-то слезы эти, а внутри. И жгут. Потому жгут, что душа плачет». Режиссер и актер не боятся обнаружить в Полушкине черты скоморошества - скоморошества в лучшем смысле этого слова, издавна на Руси понимаемого как избавление от боли в смехе, как голос совести, взывающий о справедливости при помощи народной присказки да прибаутки. Егор в романе мог простить свояка Федора Ипатовича и преодолеть перед смертью боль, обрести внутреннее успокоение. Полушкин Любшина и Нахапетова далек от примирения и погибает в непокое, оставаясь верен самому себе до конца.
После смерти Егора Полушкина остаются его одухотворенные скульптуры из дерева. Проезжающие туристы не замечают их. Лишь мальчик из автобуса останавливает удивленный взор - и, может, в эту минуту в нем пробуждается душа художника. Разве не об этом мечтал Полушкин, вкладывая в каждую безделушку искреннюю любовь к людям и веря, что добро рождает добро. Родиону Нахапетову важно было закончить свой фильм именно так - чтобы не прерывалась духовная эстафета от человека к человеку. По высокому счету этот финал не противоречит замыслу Бориса Васильева, как и некоторые другие неизбежные расхождения при переводе романа на язык кино...
Нераздельность человека и природы в ленте «Не стреляйте в белых лебедей» решена на основе панорам, общих планов, вписывающих героев в среду. Камера почти не обнаруживает себя, запечатлевая поэтический облик мира, как бы проецируя на экран светлую и открытую душу Егора Полушкина. Родион Нахапетов живописует деревенский быт, обнаруживая в простой и естественной жизни людей скрытую поэзию и красоту. Если в фильме «С тобой и без тебя...» образ природы был лишь аккомпанементом главной темы, то в картине «Не стреляйте в белых лебедей» и Егор, и мир вокруг него существуют на равных, влияя друг на друга и взаимообогащаясь. Порой не понять: то ли герой - душа природы, то ли природа - его душа. У реальности также есть своя мимика и жесты, взгляд и голос. Поэтому камера внимательна к незначительным подробностям жизни, к мимолетным изменениям внешнего мира в течение дня, в течение лета, когда происходит действие фильма. Принцип наблюдения, постижения внутренней сути явления по-своему продолжен в попытке режиссера познать вслед за тайной природы тайну человеческого характера. Он и раньше доверялся крупному плану, приближаясь к лицу. В картине «Не стреляйте в белых лебедей» (дело не только в том, что это - телефильм) Нахапетов стремится уловить непредсказуемые моменты в реакции Егора Полушкина на мир, невольные обмолвки его бесхитростного сердца...
Фрагмент из буклета «Родион Нахапетов».
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий