Россия. 2002. 110 минут.
Авторы сценария Данил Корецкий, Фуад Ибрагимбеков по роману Данилы Корецкого
Оператор Антон Антонов
Художник Фёдор Савельев
Оценка - 6 (из 10)
Криминальный фильм
Вторая режиссёрская работа Егора Кончаловского, снятая по бестселлеру «Антикиллер» Данила Корецкого, будет многими восприниматься как крутой боевик. Тем более что лента имеет ряд лихо поставленных сцен перестрелок и эффектных столкновений дорогих автомобилей - так что бюджет в 5 млн. долларов, немалый для отечественного кино, потрачен вроде не впустую. Другое дело, что для фильма действия «Антикиллер» весьма затянут (и довольно запутан) в экспозиции, а главное - «небоевые эпизоды», преимущественно в первой части повествования, лишены внутренней энергетики, некоего «драйва» (что, например, наличествует в азиатских боевиках, на которые пытался равняться 36-летний российский постановщик).
Создаётся впечатление, что Кончаловский-младший, увязший на целых два года в операции по приспособлению для кино разветвлённого сюжетного материала литературного первоисточника, который был предложен ему для экранизации, не всегда мог преодолеть сопротивление автора и вообще иного вида искусства. Но немаловажно и то, что вольно или невольно режиссёр был обязан выполнить своеобразный «социальный заказ», обратившись в картине, датированной в итоге 2002 годом, к недавней истории России конца ХХ века. Кстати, соответствующий титр имеется в самом начале, что в какой-то степени оправдывает «запоздалость» криминальной хроники «общероссийских разборок», которые в виде «абсолютного кровавого беспредела» были больше характерны для периода десятилетней давности.
![]() ![]() ![]() | |
• | Кадры из фильма |
Получается, что преступники 90-х годов словно законсервировались во времени и на самом-то деле представляют собой узнаваемые типы полувековой давности. И вообще это соответствует традиции отечественного кинематографа, который, начиная с «Путёвки в жизнь» и кончая современными образчиками «телемыла» (что-нибудь вроде «Бандитского Петербурга»), предпочитает по-своему романтизировать воровской мир, в какой-то степени эстетизировать обитателей «малин» (это есть даже в «Калине красной» Василия Шукшина). В стране, где миллионы людей прошли через тюрьмы и лагеря, как будто уже стёрлась граница между поселенцами и «зэками», обычными гражданами, живущими по закону, и теми, кто объявил себя «в законе», наконец, между формальными защитниками правовых норм и преступниками, поправшими любые общественные и человеческие заповеди. Старая русская пословица «Не зарекайся от сумы да от тюрьмы» ещё сильнее была присуща советскому строю, и она продолжает оставаться сверхактуальной на постсоветском пространстве.
Но многое в этой ситуации является мифологизированным, а кино особенно способствует своего рода аберрации общества, по-прежнему склонного видеть бандитский мир в привычном «блатном» раскладе. Он-то давно является другим - и два варианта «развития» преступных кланов лишь только намечены в фильме «Антикиллере», в этом смысле отличающемся от книжного оригинала. «Отморозок и мутант» Амбал в бравурно-ужасающей интерпретации Виктора Сухорукова, который точно чувствует искомый стиль «криминального трагифарса», оказывается способным «замочить» всех подряд не только потому, что «с детства слаб на голову». Он - порождение формации духовных и нравственных уродов, для кого в принципе уже не существует никаких граней, через которые якобы можно (или нельзя) переступать. Шаман, сыгранный Александром Балуевым, принадлежит к «новым русским бандитам», который комфортнее чувствует себя в дорогом костюме в роскошном офисе, нежели на очередной «махаловке», куда лучше послать послушных марионеток. Однако ни он, ни Банкир, «мелодраматический циник» в трактовке Михаила Ефремова, явно отличаясь от остальной «братвы», всё равно не могут быть достойными представителями главного российского криминалитета, кому даже не придёт в голову совершенно наивная, подростковая по своей сути мысль, что «вор в законе» не должен жить в роскоши.
И хотя «Антикиллер» Кончаловского-младшего выполняет почти ту же «очистительную» миссию, что и его главный герой, бывший милиционер, уничтожающий чужими руками чуть ли не всех авторитетов в городе, цель оказывается мелковатой, а главное - словно находящейся в отдалённом прошлом, а не в окружающем настоящем. Стоит ли радоваться гибели «королей преступного мира», если их империи давно обветшали и покрылись паутиной ушедших времён. А сам фильм с модными «прибамбасами» в виде весьма оригинальных титров, изобретательных монтажных переходов, продвинутого музыкального и звукового оформления, неизбежно остаётся своеобразным «квазиретро». Может, в запускающемся сейчас в производство «Антикиллере 2» Егор Кончаловский, наконец, прорвётся в некий «квазимодерн», минуя всем уже поднадоевшую постмодернистскую стадию?!
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий