![]() | |
• | Постер фильма |
Автор сценария Кен Нолан (Ken Nolan) по книге Марка Боудена (Mark Bowden)
Оператор Славомир Идзяк (Slawomir Idziak)
Главный художник Артур Макс (Arthur Max)
Художники Пьер Луиджи Базиле (Pier Luigi Basile), Джанни Джованьони (Gianni Giovagnoni), Ивица Хусняк (Ivica Husnjak), Кит Пэйн (Keith Pain), Клифф Робинсон (Cliff Robinson), Марко Трентини (Marco Trentini)
Композитор Ханс Циммер (Hans Zimmer) при участии Джеймса Майкла Дули (James Michael Dooley), Джефа Роны (Jeff Rona), Мела Уэссона (Mel Wesson)
Кассовые сборы - $107,8 млн. (по состоянию на 17.03.2002), прогноз - $116 млн.
Оценка - 8 (из 10)
Армейская драма
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | |
• | Кадры из фильма |
Можно ненавидеть Америку за роль всемирного жандарма, вмешивающегося практически во все уголки света и пытающегося там устанавливать свои порядки. Однако нельзя не отдать должное тому, как американцы способны сделать патриотическое и человечное кино даже о неудачной военной операции, а вроде бы однообразный бой длиной свыше двух часов экранного времени превратить в захватывающее действие, которое кое-кто готов воспринимать вообще в фантастическом плане, памятуя о прежних фильмах Ридли Скотта, прежде всего о “Чужом”. Но это было бы явной натяжкой или желанием непременно пристегнуть “Падение Чёрного Ястреба” к жанровому кинематографу. А лента Скотта, блестящая по режиссуре, виртуозная по операторской работе (как ни странно, снимал поляк Славомир Идзяк, ранее сотрудничавший, например, с Кшиштофом Занусси и Кшиштофом Кесьлёвским), звуку и монтажу (по всем упомянутым категориям картина номинирована на “Оскар”), как раз тем и ценна, что на самом деле программно реалистична не только по причине обращения к подлинным фактам.
Всё случилось в октябре 1993 года в сомалийской столице Могадишо, где американские десантники из группы “Дельта” и рейнджеры, действуя, между прочим, в рамках миротворческой миссии ООН, пытались захватить группу террористов в кварталах, контролируемых мятежным генералом Айдидом, который довёл страну до состояния настоящего геноцида. Но тайная операция американских спецназовцев вовсе не стала неожиданностью для хорошо вооружённых и умело маневрирующих африканцев, которым сразу удалось сбить вертолёт “Чёрный ястреб” - и с этого момента всё пошло у американцев наперекосяк, в результате чего они понесли потери в живой силе и технике.
Фильм Ридли Скотта представляет военные действия не как геройство отдельных смельчаков и не в качестве армейской операции, которую пытались провести штабные офицеры, находящиеся в стороне от боя. Хотя и то, и другое, разумеется, присутствует на экране. Но “Падение Чёрного Ястреба” развивает в первую очередь ту тенденцию показа войны в кино, которая сформировалась, в частности, в лентах “Цельнометаллическая оболочка” Стенли Кубрикаи “Спасти рядового Райана” Стивена Спилберга. Обычно в них обращают внимание на жестокость и натурализм боевых сцен, призванных убедить в аутентичности происходящего, как будто это творится непосредственно перед нашими глазами, и мы сами поневоле оказываемся вовлечёнными в сущий ад.
Однако гораздо важнее, что ратные дела “рождённых убивать” (как написано на касках героев картины Кубрика) мало похожи на подвиги, больше напоминая тяжёлую, изнурительную, поистине рабскую работу, в которой борьба за выживание становится чуть ли не ежесекундной. Так что следовало бы проводить параллели не между “Чужим” и “Падением Чёрного Ястреба”, а лучше сравнивать последнюю работу Скотта с его же “Гладиатором”. Тем более, если вспомнить начало фильма из античных времён, когда в грязи и среди бурелома войско римлян под предводительством Максимуса сражается с германскими племенами, или же первые поединки рабов, происходящие в пустыне на севере Африки. Впрочем, Сомали - это уже Восточная Африка, и бои ведутся прямо в городе, что существенно затрудняет ход военной операции, в которой сложно применить самую современную технику против прячущихся в домах городских партизан.
Между прочим, противники американцев хоть и показаны порой как нерасчленимая толпа, с диким воем несущаяся на солдат, всё-таки нельзя согласиться с тем, что эти люди представляют собой некую чуждую, почти инопланетную цивилизацию, понять которую, а тем более найти с ней какой-либо контакт совершенно невозможно. Предводители бунтарей как раз умны и хитры, и они вовсе не выглядят нерассуждающими монстрами, готовыми лишь крушить и уничтожать всё и всех на своём пути. Скорее, речь может идти о двух сталкивающихся концепциях единой человеческой цивилизации, что стало весьма актуальным после событий 11 сентября 2001 года. А ведь лента Ридли Скотта снималась чуть раньше, выйдя на экран в самом конце 2001 года. Противостояние народов и разных путей развития человечества понято режиссёром “Падения Чёрного Ястреба” даже не в рамках традиционного конфликта Запада и Востока или по линии противопоставления высокоразвитой и отсталой цивилизаций.
Тут немаловажно было бы привести рекламный слоган этой картины - Leave No Man Behind, что можно перевести примерно так: “Никого не оставляй в тылу”. И эта мысль действительно перекликается с главной идеей “Спасти рядового Райана”, кому-то кажущейся раздражающе глупой: ценой самопожертвования нескольких людей вызволить с передовой и доставить матери в целости и сохранности её сына, пока что остающегося в живых. В “Падении Чёрного Ястреба” американский генерал-майор Уильям Гэррисон в точно выверенном исполнении Сэма Шепарда по-прежнему вынужден отдавать приказы по спасению своих людей и техники, уже осознавая, что тем самым только множит и множит потери. Но иначе он поступить не может! Это у нас в песнях бодро распевали: “Каждый человек нам интересен, каждый человек нам дорог”, однако не ставя ни в грош индивидуальную человеческую жизнь, легко жертвуя тысячами и даже миллионами.
А в Могадишо в октябре 1993 года погибли всего лишь 19 американских солдат и ещё 76 были ранены, но это воспринимается чуть ли не как национальная трагедия Америки. Зато сомалийцы тогда умирали сотнями тысяч от устроенного в стране голода - и для партизан генерала Айдида это, как и многочисленные смерти мирных и вооружённых сограждан от пуль и снарядов, вообще не представляло никакой ценности. Потому и лезут толпы людей прямо под выстрелы, поскольку они сами готовы мириться с тем, что являются “пушечным мясом”, своеобразными зомби в руках зарвавшихся местных политиков.
И водораздел между двумя мирами как раз и пролегает в плоскости отношения к отдельной человеческой судьбе. Стоит ли спасать не только живого, но даже погибшего, чтобы тот не достался врагу?! Надо ли кого-то оставлять в тылу?!
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 | О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама | |||
|
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842. Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции. Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий. |
Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.
Комментарии читателей Оставить комментарий