]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Музыка
Главная → Музыка → Интервью
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
    • Авансцена
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Анонсы
    • Концерты
    • МузОбзор
    • Интервью
    • Клипы
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Dj Фонарь: «Мне бы хотелось, чтобы в электронной музыке было больше харизмы»

10:52 5.05.2016
, Денис Ступников

Владимир Фонарев, выступающий под псевдонимом Dj Фонарь, отмечает в этом году 30-летие творческой деятельности и 25-летие с момента выхода на сцену в качестве концертирующего диджея.

Фонарев – признанный гуру российской элекронной музыки, один из ее первопроходцев, глубоко разбирающийся в ее корнях и специфике. А в последние годы он много внимания уделяет подготовке молодых диджеев в школе Umaker. Так что корреспонденту нашего портала, безусловно, было о чем поговорить с Владимиром.

KM.RU: Начать хочу с поздравлений с двойным юбилеем. Я понимаю, что вы такой человек, которому не свойственно почивать на лаврах. Но все же, если подводить какие-то промежуточные итоги…
- Наверное, для меня наиболее важно то, что электронная музыка стала ярким явлением и в обществе, и в жизни тех людей, которые постоянно привносят в нее что-то новое и в технологиях, и в восприятии этой музыки. Раньше она существовала только за железным занавесом, а сейчас является абсолютно интерактивным явлением. Музыка – это универсальный язык общения, а электронная музыка – тем более. Она объединяет совершенно разных людей, вне зависимости от национальности и каких-то личных пристрастий. Наверное, один из камушков был заложен и мной. Рад, что многие девчонки и мальчишки могут сегодня совершенно беспрепятственно реализовать себя на этом поприще, а в то время нам приходилось постоянно доказывать целесообразность занятия электроникой и пробивать ментальность, потому что мне кажется, что музыка делает людей свободными.

KM.RU: Были ли такие моменты, когда казалось, что пробить эту стену совершенно невозможно и заниматься дальше этим бессмысленно?
- Нет. В отличие от большого процента коллег, которые в итоге сошли с дистанции, я остался в строю. Кто-то из них разочаровался в себе, кто-то перестал быть актуальным, а я, наверное, как раз из тех мастодонтов, которые абсолютно не жалеют потраченного на эту музыку времени. Потому что музыка позволила мне путешествовать по миру, встречаться с людьми, знакомиться, общаться, узнавать нашу планету. Музыка была неким проводником. Но я попал в такое время – еще до перестройки – когда клубную жизнь олицетворяли сугубо рок-н-ролльные явления, а электроника была в тени. Хотя я считаю, что электроника и рок-н-ролл – это как правая и левая рука. Они всегда были взаимопроникающими, и я убежден, что хорошая электронная музыка – это отчасти рок-н-ролл. А рок-н-ролл – это отчасти электронная музыка. Так вот, бэнды, которые выступали тогда по клубам (это была эпоха «Машины времени» и т. д.) попали в переходное время, когда стали появляться первые синтезаторы, первые мультиинструменталисты Жан-Мишель Жарр, Дидье Маруани. А до этого – Джорджио Мородер, который как раз осуществил переход от классического диска к электронике, когда появилось космическое диско и синтезаторы стали генерировать в себе новое, абсолютно доселе неизвестное звучание. Потому что мы знаем, как звучит скрипка или гитара, но синтезированный звук выглядит принципиально по-иному. И, конечно, группа Kraftwerk, давшая мощный старт этому направлению. Я попал в этот процесс, видел, как он начинался и развивался, принимал в нем участие. Поэтому пробивать стену нам было сложно на первом этапе – где-то в начале 80-х годов, когда эта культура стала развиваться. И потом, конечно, поскольку мы жили в советском государстве, были свои плюсы и минусы. С падением железного занавеса эта культура окончательно прижилась и стала активно развиваться. В этой культуре есть не только музыка, а еще и некий акт, мода, стиль и многие другие элементы, которые всегда шли проверенным курсом и выполняли важную роль.

KM.RU: Продолжая тему связи рока и электроники… Алла Пугачева однажды сказала о вас такую примечательную фразу: «Он не попсовый – он роковый». Как вы думаете, что она имела в виду?
- Думаю, что Алла Борисовна тоже отчасти рокерша, потому что она шла в противоход с общими тенденциями, которые на тот момент существовали. Не зря в свое время в 90-е годы у нас было концертное агентство «Райс Лис-С», куда входили и «Агата Кристи», и я и Женя Грув. Мы часто выступали и с «СерьГой», и с многими другими музыкальными коллективами. Более того, если говорить о европейском развитии танцевальной музыки, то изначально ей занимались именно рок-н-ролльные промоутеры. Поэтому электроника и все проекты, которые интересны – Chemical Brothers, Duft Punk – построены как раз на смеси электронного и рокового звучания. Да, я вырос из «Пинк Флойда» и других подобных коллективов, а не хип-хопа, который другие мои коллеги знают достаточно хорошо. Я просто слеплен из другого теста и вышел именно из того времени, когда рок-н-ролл и электроника были музыкой, передающей яркие и мощные эмоции. И это мне нравилось, потому что это были абсолютно непривычные ощущения, которые не давала слащавая эстрада. Я всегда искал чего-то большего, нежели мог дать телевизор. Я слушал радио, коллекционировал пластинки, пытался найти ту музыку, которая бы затрагивала струны моей души. Поэтому и электроника, и рок-н-ролл – это как раз тот формат, в котором я себя очень комфортно чувствую. И, видимо, зная в те времена то, чем я занимаюсь, Пугачева и высказалась в подобном ключе.

KM.RU: А какими своими ремиксами именно на рок-произведения вы особенно гордитесь?
- Да я особо не пытался делать ремиксы, для меня это вообще никогда не было самоцелью. Многие мои интересные работы уже все в прошлом. Я считаю, что если делать ремикс, то надо делать его не ради того, чтобы поставить на радио, а для того, чтобы предложить абсолютно новое прочтение композиции. А сейчас, когда мы слушаем ремейк – либо это простая перепевка уже известного хита и в той же самой интонации, но оригинал всегда хуже копии, либо бывает действительно интересное прочтение, которое помогает новому поколению воспринять песню на своем уровне. К последнему разряду могу отнести цоевскую «Кукушку» Гагарина.

KM.RU: Как поживает ваш лейбл Digital Emotions?
- Он сейчас обретает уже не знаю, какое дыхание (смеется). Мы делаем очень интересную историю, тоже связанную с тем форматом, в котором мы находимся – это транс-музыка и т. д. Мы сейчас делаем, если можно так выразиться, «коммерческий андеграунд». Пытаемся поднять волну, перезапуск начинается уже с мая этого года. Подписано четыре релиза четырех артистов. Мы хотим создать ивент-агентство, которое будет представлять артистов. Потому что в том спектре музыки, в котором мы находимся, есть уже компании, которые предлагают свое видение. Сейчас после небольшого перерыва, связанного с трагической гибелью нашего партнера, мы вновь возвращаемся в большую игру, и есть желание представить тех артистов, которые действительно могут быть интересными, которые не только делают хорошую музыку, и замечательно играют на танцевальных площадках, но и могут быть поддержаны с помощью радио или рекорд-лейблов. Также для нас важно делать ивент-мероприятия и в Москве – например, 27 мая в рамках 400-го выпуска моей передачи в клубе «Известия Hall». Соответственно, есть желание вывести этот проект на российские просторы, чтобы артисты могли путешествовать и свою музыкальную философию представлять на российских танцполах.

KM.RU: Ваш лейбл сейчас занимается исключительно цифровыми релизами?
- Да. CD и винила у нас нет, потому что выросло поколение, которому это не нужно. Конечно, старшему поколению всегда приятно подержать диск в руках. Я думаю, что мы будем делать в таком виде определенные релизы – скорее всего, это будут сборники лучших композиций. А молодое поколение – наша аудитория от 14-ти до 30-ти – как раз те люди, которые качают музыку в мобильных телефонах и компьютерах. Физические носители им не нужны – достаточно того, что они могут хранить это на флешке или сразу слушают это с телефона, в машине.

KM.RU: А свою коллекцию пластинок пополняете?
- Нет, и уже давно. Если только цифровую. Физически все это содержать очень сложно. Тем более, если мы говорим о пластинках, то они начинают со временем сыпаться. Я знаю людей, которые соревнуются друг с другом по количеству собранных пластинок, но тут возникает вопрос, ради чего все это надо. Для музыкантов, для артиста предпочтителен цифровой формат – чему, мы, кстати, и учим в рамках школы Umaker. Под это заточены и программы Ableton и Traktor, потому что они дают гораздо больше функционала, чем при сведении на виниле. Я всегда буду относиться к винилу очень трепетно, потому что то звучание, которое он дает, непередаваемо. Я это знаю и чувствую, понимаю и ощущаю. Но, с другой стороны, винил – это все-таки аналоговое звучание. Если раньше профессия диджея заключалась в том, чтобы свести 2-3 пластинки и попасть в бит, то сейчас мы далеко от этого ушли, потому что диск-жокей в современном представлении – это человек, который оперирует несколькими звуковыми дорожками или синтезаторами. Он, в какой-то степени и музыкант, и диджей в одном лице. Для того, чтобы это все можно было использовать, конечно, нужно знать программы, осваивать контроллеры, которые помогают работать с этими программами, и это, собственно говоря, то, чему мы учим в Umaker – профессионально относится к этой деятельности. Наверное, это одна из самых инновационных профессий в музыке, потому что каждые несколько лет появляются совершенно новые технологии и новые возможности для артистов. Поэтому и многие музыканты приходят в диджеи, так как им интересно все это делать вживую.

KM.RU: А в своей повседневной работе диджея вы винил используете?
- Нет, только тогда, когда есть сеты с ретро-музыкой. Практически 99,9% музыки, которая мне необходима, издается в цифровом формате. При работе с этими треками что-то переделывается, что-то вырезается, что-то, наоборот, добавляется. Пластинка же не позволяет производить с треками такие манипуляции от начала и до конца. Я должен бережно ее держать в руках, бережно поставить на проигрыватель. Это уже цельное музыкальное произведение. Все-таки процесс создания пластинки на сегодняшний момент очень долго. От записи до выпуска релиза может пройти 3-4 месяца. Хотя современные технологии пытаются упростить этот процесс, все равно записанный тобой цифровой релиз, ты можешь уже через пять минут начать раздавать друзьям и отслеживать мнения о треке. То же самое касается и продаж: проще сразу поставить трек в магазин, чем ждать долгого цикла, связанного с пластинкой. Это уже реальность нынешнего времени.

KM.RU: При всей своей активности на музыкальном фронте, вы большое внимание сейчас уделяете работе в школе Umaker. Как вы пришли к этому и как открыли в себе преподавательские таланты?
- Я с детства мечтал быть детским тренером (смеется). В какой-то степени это теперь реализовалось. Мне необходим был подобный опыт, потому что я всегда был против школ – в том виде, в каком они существовали. В какой-то момент появился новый тренд – мол, нужно людей чему-то научить, но все это преподавалось людьми, которые были чрезвычайно далеки от профессии. Они просто зарабатывали деньги, но не давали знаний. Когда я это начал осознавать, я понял, что, наверное, можно долго рычать, плеваться и говорить, как это все плохо, но лучше просто попробовать самому. Потому что на моем курсе поставлена задача заниматься с теми людьми, которые уже прошли начальное обучение и которые хотят уже профессионально заниматься диджеингом. Они попадают ко мне на курс, и я рассказываю им обо всех нюансах, аспектах, делюсь тем опытом, который наработал за долгие годы выступлений. Мое желание заключается в том, чтобы не было стагнации в нашей профессии и чтобы люди брали все самое лучшее от профессионалов и не повторяли наших ошибок. Естественно, ошибки все равно будут, но люди получат возможность приходить и привносить что-то новое в эту профессию. Так как сейчас все делается быстрее, я стараюсь за короткий курс отформатировать их к профессиональной деятельности. Конечно, многое зависит от них. Никто ничего не гарантирует: кто-то приходит для того, чтобы просто получить удовольствие от общения, кто-то желает научиться играть в кругу друзей, а кто-то планирует на большую сцену. Всегда приятно, когда проходит какое-то время, и ты видишь своих учеников в лайн-апе того же мероприятия, в котором играешь ты. Так ты понимаешь, что это сделано не зря. Поэтому я стараюсь делиться опытом, дать людям вектор, чтобы они могли развиваться. Это важно, потому что в свое время точно также помогали и мне. Это совершенно нормальная ситуация. Кто-то считает, что не нужно пускать на рынок молодых, но мое мнение, наоборот нужно, потому что они будут и нас подталкивать быть всегда актуальными.

KM.RU: Не секрет, что в музыке все меньше и меньше каких-то открытий. Но вы так сейчас радужно отзывались об учениках. Есть «та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли»?
- С одной стороны, мы сейчас затрагиваем серьезный вопрос, можно ли кого-то удивить в музыке? Конечно, так, как это было раньше с альбомами, сейчас это делать сложней. Сейчас все построено на синглах. Соответственно, ментальность людей, которые выпускают музыку, сингловая. Но, опять же, мы не знаем, что будет через пять лет. Может быть, люди опять вернутся к альбомам, потому что все идет по спирали. Я уверен, что и рок-н-ролл будет таким же любимым и популярным, как раньше. Потому что по телевизионным программам я вижу, насколько артисты с рок-н-ролльным прошлым становятся востребованными, попадая в какие-то шоу. Может быть, проблема в том, что произошел разрыв поколений, и теперь нет таких новых артистов, которые могли бы брать харизмой, как это делают нынешние звезды. Мне бы хотелось, чтобы в электронной музыке было больше харизмы. Здесь по –прежнему много проектов, которые успешно реализуются. Они из другого поколения, но имена их известны.

KM.RU: Назовите хотя бы пару-тройку.
- Кравиц, Bobina, Swanky Tunes, Arty. Все они абсолютно разные по музыкальному формату и по ментальности, но они на слуху. В сообществе их воспринимают именно как российских звезд танцевальной музыки. В любом случае, сама профессия развивается очень интересно. Я жду, что новое поколение, которое как раз будет использовать современные технологии и харизму, все-таки появится. Просто, может быть, оно сейчас только формируется, а через год-два это все произойдет, и накопительная система талантов будет работать (улыбается).

KM.RU: Уже несколько раз в нашей беседе прозвучало замечательное слово «харизма». В программе вашего курса как раз обозначен пункт «формирование сценического образа и подбор псевдонима». Жутко интересно услышать сейчас от вас какие-то общие тезисы на эту тему и насколько люди это готовы усвоить?
- Дело в том, что многие артисты и музыканты, которые начинают свой творческий путь, совершенно не подозревают, что есть определенные фундаментальные вещи. Начиная от самого простого: каждый из нас может придумать себе псевдоним, выйти с ним и работать с ним в течение полутора-двух лет, а потом приходит дяденька, и выясняется, что работать больше под этим псевдонимом нельзя, потому что уже есть зарегистрированная торговая марка. Я как раз ребятам рассказываю об этих вещах. Точно так же и с авторским правом, и с трудовой деятельностью, что такое ИП, что мы работаем в правовом поле, что сейчас в шоу-бизнесе все становится более систематизированным, и это, в принципе, нормально. Опять же, уход от серого бизнеса. Это именно то, что нужно дать и вложить в них. Чтобы они понимали, что это не просто какое-то хобби, а можно делать это серьезно. Важно продумать все – от имени до того, чтобы привести к единому знаменателю все социальные сети. Если, например, у меня ВКонтакте и Фейсбуке написано «Фонарев», то это очень удобно в поиске. Я рассказываю, как правильно себя позиционировать в социальных сетях. Таким образом, я стараюсь отформатировать и настроить их на профессиональную работу. Чтобы они понимали, что есть определенный процесс, в котором они сами будут принимать участие. Когда встречаешься с человеком, который профессионально подготовлен, в котором присутствует харизма, да к тому же он еще и артист, это всегда проще, потому что такому артисту легче развиваться. Мы живем в современных реалиях, где каждый из нас может быть и менеджером, и продюсером, и один ролик, который мы выложим на YouTube, может нам обеспечить безбедное существование на пару лет минимум. Все эти аспекты я пытаюсь донести до своих учеников и добиться, чтобы они уже выходили с правильным восприятием этой сцены и правильным позиционированием себя в будущем.

KM.RU: Вам, можно сказать, повезло с псевдонимом, который происходит от вашей фамилии…
- Спасибо родителям (смеется). Владимир – владеющий миром, Фонарь – дающий свет. Хотя у меня были в свое время проекты, вроде «Капитан Фанни». Но все равно, когда есть имя, оно работает на тебя, то это – слава Богу, замечательно, и не надо ничего придумывать.

KM.RU: Также в рамках курса в Umaker вы рассказываете про особые примочки, которые используют артисты. Что это такое и есть ли нечто подобное у вас?
- В основном, все такие примочки связаны с диджейскими программами, которые используются исполнителями. Дело в том, что я постоянно играю с огромным количеством диджеев с мировым именем, у которых есть свои определенные секреты, которые я не то, чтобы подсматривал – они сами делились со мной. Постоянно происходит какое-то общение, поэтому я знаю, как например, выстроен сет ап Пола Ван Дайка, как выстраивает свое выступление Пол Оакенфольд и т. п. Все эти вещи изучены мной не по книгам, хотя есть и замечательная книга Лорана Гарнье «Электрошок», которую я всегда всем советую прочитать. Там много вещей, которые мне очень понятны, потому что я был свидетелем тех ситуаций. Собственно, это и есть тот опыт, который и позволяет мне объяснять ребятам на занятиях, как выстраивать свой сет, у кого какие индивидуальные фишки, как взаимодействовать с аудиторией, как чувствовать ее, как ее ввести в музыкальную концепцию. Это и есть свой почерк, и у каждого большого имени он выделяется. Когда мы видим, например, красивую вещь или хорошую книгу, мы всегда это запоминаем и к этому возвращаемся. Точно так же и с прослушиванием интересного артиста. Я абсолютно не закрываюсь, а даю ребятам возможность посмотреть, как у нас устроены контракты, как работают наши взаимоотношения с букингом, как выступаю я. Я делюсь своим темплейтом в программах Ableton и Traktor – пожалуйста, мне не жалко. Вопрос о том, как вы будете это применять. Я что-нибудь другое создам, мне не жалко совершенно (улыбается).

KM.RU: Как идет взаимодействие с другими преподавателями школы Umaker?
- Замечательно и комфортно. Здесь аура очень творческая. Мне нравится, что здесь всё не запротоколировано, как это бывает в других школах. Здесь нет жесточайшей прокачки – каждый из преподавателей очень профессионален. С какой-то периодичностью я стараюсь послушать, как они вещают. Даже мне интересно слушать, хотя, казалось бы, я все знаю, все равно какие-то новые для себя вещи открываю. Мы постоянно общаемся, хотя мы в существуем в разных музыкальных форматах. Здесь есть мой коллега Костя Михайлов, который мне известен еще с радио «Максимум», и мы с ним до сих пор в замечательных отношениях. Наверное, самый большой плюс этой школы в том, что здесь проходит большое количество мастер-классов, которые проводят абсолютно разные люди – и промоутеры, и артисты, и презентации каких-нибудь девайсов. Это создает такую творческую ситуацию, когда любой желающий может прийти, послушать лекцию, познакомиться с нашей школой. Кстати, здесь, наверное, единственный в Москве цифровой класс по Traktor и Ableton, где можно приходить, тренироваться и изучать возможности этих программ. Мне здесь очень комфортно, поэтому я с удовольствием сюда прихожу, даже приезжаю раньше, чтобы пообщаться с ребятами. Я всегда стараюсь поддерживать отношения с учениками, оставляю им свои координаты. Если нужна какая-то моя помощь, я всегда выхожу на связь, чтобы дать совет. Более того, во время занятий я всегда могу подойти к ученику, который , например, практикуется, и что-то подсказать. Опять же, можно пройти мимо, но если ты видишь, что необходимо что-то поправить, это всегда большой плюс.

KM.RU: Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития электронной музыки в России? И что для этого можно сделать в рамках школы Umaker?
- Я очень надеюсь, что школа будет той самой творческой лабораторией. Недаром здесь люди, которые начинают диджеить, нередко потом увлекаются написанием музыки. Кто-то, напротив, занимаясь музыкой, становится интересным диджеем. Это такие сообщающиеся сосуды. Что касается перспектив электронной музыки, то это один из самых постоянно развивающихся и постоянно эволюционирующих музыкальных стилей, где нет «болотного» состояния, а все время что-то происходит.

KM.RU: Даже при отсутствии ярких имен?
- Ну, имена постоянно появляются. Они могут быть калифами на 5 минут. Но главное то, что электронная музыка к настоящему моменту из монохрома превратилась в радугу – в хорошем смысле этого слова. Каждый оттенок музыки – от драм-н-бейса до дип хауса имеет свою нишу. Раньше все было какое-то более зажатое. Сейчас огромнейшее количество стилей, и в каждом из них есть своя сцена, свои артисты, свои звезды. Раньше можно было перечислить всех диджеев по пальцам двух рук, а сейчас даже не знаю, сколько рук для этого потребуется (смеется). Что-то со временем становится менее популярным, какой-то стиль выдвигается вперед или же иногда происходит слияние двух стилей, и появляется нечто третье. Так что это самая прогрессивно развивающаяся история, где возникают новые имена. Например, я смотрю лайн апы мировых фестивалей и понимаю, что 90% людей я не знаю. смотрю техно фестивали – есть те, кого я знаю. Все время происходит некое движение. Как синтезируется звук, и находятся новые оттенки звучания, так и в электронной музыке всегда обнаруживаются новые люди, которые ее подталкивают и развивают. Это мне и интересно, потому что здесь нет стагнации, о которой часто говорят применительно к другим сферам. 

Фото предоставлены пресс-службой артиста

Темы: Звезды российской музыкальной индустрии, Музыка в России, Персоны и события в мире электронной музыки
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Кто убил киевского диверсанта?
Путин оценил ситуацию с рождаемостью в России строчкой из песни
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
Зангезурский коридор: США прощупывают почву, чтобы оттяпать у Армении лакомый кусок ее земли
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
We Butter The Bread With Butter «Das Album»
Nagart «13 этаж»
Влад Ивойлов (Amalgama): «Если хочешь на что-то претендовать на мировой рок-сцене — необходимо петь на английском»
Владимир Кузьмин «Дурная репутация» (СD-версия)
Алексей Кольчугин («Разнузданные волей»): «Наш новый сингл зафиксировал промежуточный итог»
«Конец Фильма», 7 сентября, «16 Тонн»
«Группа АГ» назвала условия процветания Москвы и возрождения России
1974fest, 9 ноября, Артист Hall
Станет ли прививка от коронавируса поголовной «обязаловкой»?
Эрнесто заткнитесь «Дверь» (интернет-сингл)
Одиночество окон «Лезвие» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.