Дима Сокол («ЙОРШ»): «Пока что рано вешать гитары на крючок»

Лидер группы Дима Сокол (Дмитрий Соколов) подробно рассказал о работе над альбомом и подготовке его концертной презентации в клубе Base 28 октября.
KM.RU: Судя по первым отзывам, ваши поклонники не очень въехали пока в этот альбом. Что можешь сказать по этому поводу и не расстраивает ли тебя подобная реакция?
- В ночь релиза я сидел и послушал альбом уже несколько десятков раз. И у меня не было ощущения, что мы сделали что-то из ряда вон выходящее, могущее в перспективе занять свою определенную нишу. Но когда альбом уже вышел и начал в момент публикации читать первые комментарии, и 99% из них было о том, что альбом — пушка, бомба. Сложно описать этот момент, но у меня как будто зрение стало шире, и мир — светлее. Я как будто прозрел и поняли, что мы выпустили бомбу. Почему меня должны расстраивать негативные комментарии, если мы реально сделали классный крутой альбом? Делюкс-версия на Яндекс-музыке с моими комментариями — это вообще отдельная история. Скорее всего, этот диск войдет в историю так же, как и наша «платиновая» работа «#нетпутиназад». Время, конечно, покажет, но я очень горжусь этим альбомом и работой с моими ребятами, творческими шагами, находками и, наверное, собой, как поэтом и автором. Но пока что рано вешать гитары на крючок. Я считаю, что свой главный хит еще не написал.
KM.RU: Как шла работа над записью альбома? Известно, что «Счастье. Ч 2» делался в домашних условиях — с этим альбомом ситуация иная?
- Альбом делался уже в постпандемийном режиме. Если «Счастье. Часть 2» мы действительно писали по домам и разрозненно, то здесь прямо собирались и репетировали. У нас изменился формат репетиции — мы тихонечко играем в цифру и в уши, все прекрасно слыша. Можем параллельно включить себе демку и под нее наигрывать. Можем что-то сразу нарезать на компьютере, поменять местами. Опыт, конечно, новый, но он больше приближен к традиционному формату написания альбома, нежели в случае с пластинкой «Счастье. Часть 2». Здесь мы с ребятами собирались, думали. Иногда даже не было особо никаких музыкальных идей, тем не менее, мы просто собирались и играли, вдруг, опа — и одна-две песни уже готовы.
KM.RU: Что можешь сказать о маршруте из песни «Трубадуры» - от «Улицы Победы до Арбата» - с учетом того, что Москве нет улицы Победы, а Площадь Победы была бы куда логичнее, как ритмически, так и в плане реальной топографической ситуации?
- «Трубадуры» - из тех песен, в которых используется прием цитации — и прямо в припеве. Только в оригинале было «дуремары дуют дурь». Вышла очень интересная история. Году в 2007-м я попал на концерт, где играли миллион групп, и в зале было три калеки. Я не помню, каким Богом меня занесло и ничего не помню из этого концерта, но там в группе «сХа» на барабанах играл мой друг Саша Бобцов, который сейчас — участник группы «Читмил». Единственное, что я запомнил с того концерта — вот этот ритмический рисунок и, соответственно, панч про дуремаров (смеется). Соответственно, я потом этому человеку написал вопрос с просьбой разрешить использовать цитату. Он с радостью согласился, тем более — и группы такой уже давно нет, так хотя бы в творчестве группы «ЙОРШ» его находка сохранится. А сама песня про то, что мы — музыканты и артисты разгильдяи. Мы стараемся быть фирмачами и соответствовать каким-то высоким стандартам. Но, на самом деле, внутри нас периодически одолевают демоны. Есть они и во мне. Достаточно долгое время я борюсь с алкогольной зависимостью, и она периодически побеждает, а периодически побеждаю я. Песня как раз про первый случай. Я иду с улицы Победы до Арбата, а улица Победы — это место в Подольске, где живут мои дети сейчас. Я же под фенибутом или алкоголем просто топаю, так что трек про это «синее» броуновское движение.
KM.RU: Ощутимо влияние компьютерных игр в концепции альбома? Играть в них была тоже для вас счастьем? И откуда взялись эти параллели?
- Я бы не стал утверждать, что компьютерные игры прямо повлияли на концепцию альбома. А вообще идея сравнения наркотических препаратов с чит-кодами в игре была у меня в голове уже года три, просто я никак не мог ее выразить в словах. Да и сам припев в песне «IDDQD» был написан очень-очень давно. Просто в этом альбоме каким-то чудесным образом все звезды сошлись и я считаю этот трек одним из венцов собственного гения (смеется). Что касается компьютерных игр, то это своя реальность, свои миры. Кто-то углубляется в Warcraft, находит там круг по интересам. То есть, в принципе, это может быть некоей заменой музыке. В общем, влияние игр на альбом, конечно, есть, но оно не монументальное. Влияние на меня скорее оказывает социум.
KM.RU: Насколько я понял, ты наиболее гордишься третьей частью альбома. Почему?
- Да не, на самом деле, третьей части альбома пока еще нет, поэтому там и гордиться-то нечем (вопрос был про третью главу первой части, Дмитрий не понял, но оставляем как есть — прим. ред.). Это шутка такая была, что третья часть — самая крутая (смеется). Мы — те еще тролли, и периодически любим вбросить. Собственно, так сначала и получилось со второй частью, которая вышла раньше — чтобы люди первую искали.
KM.RU: Готовите ли уже что-то особенное для презентации 28 октября? Альбом будет сыгран весь? И подтянете ли ради такого дела что-то дополнительно из второй части «Счастья»?
- В любом случае, на презентациях в Москве и Питере у нас будет большое шоу. И играть будем больше, чем в регионах. Я пока не знаю, будут ли сыграны прямо все песни с нового альбома, но большинство точно будет. Всех секретов раскрывать не хочется. Мы готовим несколько прямо больших сюрпризов — таких, каких мы раньше не делали. Мы хотим сделать прямо настоящее Шоу, чтобы люди открыли в зале глаза и выдохнули: блин, как же круто — вот это новый уровень! Естественно, мы планируем играть и старые боевики и песни с альбома «Счастье. Часть 2», так как они пересекаются с первой. Если ты заметил, у нас «#нетпутиназад» и оба «Счастья» это, как я сказал в одной из интерлюдий, мир антиутопий группы «ЙОРШ». На презентациях мы хотим немножко погрузить людей в этот мир — не только музыкально, но и визуально. А что из этого, ребятки, получится, вы сможете увидеть сами 28 октября в московском клубе Base и 17 ноября в питерском клубе Sound.
KM.RU: Логичным видится ваше участие в Кинчев-фесте 8 сентября 2023 года в питерском «СевКабеле», ждал вас там еще в прошлом году. Как вы туда попали, какую программу готовите и сыграете ли, наконец, «Армию жизни», которую у вас многие просили еще на стадии концерта по заявкам?
- Сложный пока вопрос. Пока мы вообще не думали, будем ли мы там играть «Армию жизни». Конечно, это было бы суперлогично, но было бы прикольно ее и не играть (смеется). Возможно, стоит сыграть побольше своих песен. Если я правильно понимаю суть этого фестиваля, то Константин Евгеньевич Кинчев хочет показать, что есть такие группы с таким-то материалом. Мол, послушайте, может быть, вам понравится, и вы начнете тоже их слушать. А в переигрывании песен «Алисы», которую люди и так любят, может быть, нет никакого смысла. Это же не кавер-шоу! Думаю, что, скорее всего, мы будем играть свою авторскую программу. Как попали на Кинчев-фест? Даже на афишах написано: «Выбор Кинчева». То есть Константину Евгеньевичу понравилось наше творчество, он об этом неоднократно говорил. В какой-то момент нам просто пришло письмо: ребята, мы вас приглашаем выступить на таком вот замечательном фестивале. Лично я, как давний фанат «Алисы», очень сильно взбодрился. Вообще для меня это некий кармический долг. Человек привел меня в рок-н-ролл и, соответственно, на его фестивале этот долг я хочу ему отдать и показать, что такого артиста вы взрастили, хотя до этого мы ни разу не виделись и лично не знакомы.
KM.RU: Как, кстати, прошел, на твой взгляд, концерт по заявкам? Насколько неожиданными для вас оказались пожелания и трудно ли было это все готовить?
- Концерт по заявкам был классный! Думаю, весной следующего года мы что-то подобное повторим. Единственное, может, клуб побольше возьмем. Такой опыт всегда интересен. Нам заказывают такие редкости, как «Мое мнение», «Буду веселиться». Во-первых, очень приятно, что есть люди, которые нас очень-очень давно слушают. Я уже сам не помню не только аккордов этих песен, но и слов. Классно, что для многих группа «ЙОРШ» - это целая культура, и они вспоминают такие редкие композиции.
KM.RU: В интервью для книги ты говорил, что не очень любишь в последнее время коллаборации. Как родился твой дуэт с «Аберрацией» и что привнес от себя в их песню «В сотый раз»?
- Все верно — я немножко устал от коллабов. Тем более — в панк-ключе. Если честно, мне своего опыта в группе хватает. Я пытаюсь экспериментировать: мы с ребятами уже речитативы, альтернативы и прочие фьюжены вовсю используем. А когда мне говорят что-то вроде «о, Димон, есть классная панк-песня — давай споем», я уже, честно говоря, этого накушался. Мне теперь интересно то, где меня люди совсем не ждут и не видят — попробовать, как я там буду выглядеть. С «Аберрацией» получилось достаточно просто: я ребятам давно обещал совместную песню, но подходящей что-то все не находилось. Поэтому, когда парни писали альбом, я попросил их скинуть материал и все-таки выбрал композицию. Тут уж из серии «пацан сказал — пацан сделал». Трек «В сотый раз» и вправду классный, но не самый, наверное, лучший в творчестве группы «Аберрация». У них много классных песен, например - «Последний бой». Я даже часто слышу на фестивалях, как их просто включают между песнями. Считаю, что «Аберрация» - это как KDRR пару лет назад: их знают, но сами ни не знают, что их знают. Им просто надо приехать в Москву, собрать 300-400 человек на концерте и потом уже заявляться с этим багажом на фестивали. Как в свое время и сделали KDRR.
KM.RU: А как родилась твоя коллаборация с Helvegen? Имеют ли какое-то отношение к «Атомному сердцу» заказчики одноименной игры?
- Буквально только что записывал тебе в коридоре спичи для интервью на фестивале «Чернозем» в Воронеже, и мимо проходил Дима из Helvegen (смеется)… А коллаборация родилась достаточно банально и странно. Их подписали на «Союз Мьюзик» и сообщили об этом в общий чат. Я же ответил: о, какие классные пацаны, я бы даже с ними фитанул. Без моего ведома это где-то кому-то передали, и вскоре в ответ прилетает: а, они бы тоже! Мы списались. Перед Димоном и его командой стояла интересная творческая задача сделать а ля саундтрек к игре, при этом сохранив аутентичность. Думаю: о, нифига себе — советский союз, киборги и викинги — это же как-то нужно все зарифмовать! Я настолько заразился этой идеей, что не спал всю ночь, набрасывая какие-то слова и фрагменты текста, мелодии и прочее. Ребята что-то редактировали, и в итоге я сочинил тексты куплетов, а ребята — припевы и музыку. Получился офигенный трек, который можно слушать и без привязки к игре Atomic Heart.
KM.RU: Играл ли в Atomic Heart сам? Как тебе эта концепция?
- Да у меня все что-то руки никак не доходят. Я поставил себе Cyberpunk, не очень сильно в него поиграл… Просто я не сильно люблю все эти экшены, бегалки и стрелялки. Мне нравятся два жанра — РПГ и стратегия, где не особо важна реакция. Поэтому я и полюбил Warcraft – если не шибко углубляться в подземелья, то можно все время тыкать кнопку за своего паладина — и хрен его кто завалит. Мне интересны компьютерные игры как способ расслабиться с друзьями вечером, бегая и общаясь. Для меня это скорее социальный клей, нежели реальное увлечение.
KM.RU: Как ты вообще обратил внимание на Helvegen – учитывая, что это не вполне твоя музыка и концепция?
- У нас прямо интервью про группу Helvegen получается (смеется). Изначально я узнал о них в TikTok, где были приколы, как звучала бы песня Меладзе, если бы ее пели викинги или песня Бузовой, если бы ее пел славянский хор. Helvegen это очень прикольно и классно делали. Так что это реально группа, о которой я узнал из TikTok – кстати, как и о Neverlove. Так что и там есть много хорошего.
KM.RU: Какие еще яркие открытия ты сделал в последнее время, работая в «Союз Мьюзик»?
- Сложно сказать. Я бы не хотел кого-то из ребят прямо выделять по двум причинам. Во-первых, никого не хочу обидеть. Во-вторых, я бы не хотел, чтобы кто-то раньше времени корону на голову надел. У себя в телеграме я недавно написал: классно, что Чача мне в свое время сказал — есть кому, Дима, передать флажок, а я бы хотел лично передать флажок группам Sellout и KDRR. Но это команды, которые уже чего-то добились и реально делают свое дело, так что пусть это будет для них еще одним стимулом. Они уже встали на рельсы, едут, набирают ход, и я им просто закидываю лишнее поленко. Сейчас много интересных групп. Но, понимаешь, в нынешнем музыкальном мире, далеко не всегда если ты интересный автор и хорошо умеешь играть, то это решает. Нужен труд, нужен локомотив в группе, который бы тебя тащил. А бывает наоборот: смотришь — ребятки вроде серенькие, и хита нету, но ломятся и ломятся, потом — бах, у них выходит какая-нибудь песня, и уже через год на каждой лавочке поют: «Но, когда я умру, проиграю свой раунд — меня закопайте в сырой андеграунд» (смеется). Вот примерно так у нас и получилось.
Фото предоставлены пресс-службой проекта
Комментарии читателей Оставить комментарий