В космические «догонялки» с Америкой играть бессмысленно

12:15 12.04.2014 , Виктор Мартынюк
Фото Thegreenj с сайта wikimedia.org
Фото Thegreenj с сайта wikimedia.org

Но и забрасывать освоение космического пространства «за ненадобностью» как минимум недальновидно

Что ни говори, но времена у нас нынче не те, когда мальчишки мечтают быть космонавтами: в лучшем случае строят планы на очередную «космическую миссию» в компьютерной игре. А вот при «застое», когда с виртуальными стрелялками и стратегиями было туговато, а «звездных войн» еще никто не пытался вести (в том числе на политическом поле нынешней Украины), отроки все еще вдохновлялись подвигом Гагарина. Вдохновлялись и отроки времен перестройки.

А потом космос стал совсем немоден. Это где-то высоко, далеко и непонятно, а фарца из Турции – ближе и денежнее. Тем временем наши заклятые друзья из-за океана поправок в идеологии по части покорения космоса не вносили, и пусть в тамошних отроках романтики со времен Тома Сойера в разы поубавилось, но первенство в космосе взяли. Не столько, конечно, умением, сколько той же «фарцой». Только наши дельцы везли из-за кордона джинсы и магнитолы, а те – наши перспективные молодые научные кадры, которые на Родине вдруг стали «лузерами»...

Нужно ли влюблять современных российских детей в космос и пытаться в каждом вихрастом хулигане любовно рассмотреть черты Юрия Гагарина – скорее вопрос вкуса, но вроде бы возродившийся интерес к космосу однозначно поддерживать нужно, так как иного варианта в условиях торжествующего глобализма, увы, не остается. Романтическое стало насущным, стратегическим. Великовата цена за турецкие дубленки, но опомнились вовремя. А то могли бы и ввек не расплатиться.

Общую оценку состояния российской космической отрасли в беседе с обозревателем KM.RU дал руководитель Института космической политики, эксперт кластера «Космос» фонда «Сколково» Иван Моисеев:

– Статус России как космической державы никем не оспорим, и кому-либо что-то доказывать тут нечего: достаточно ознакомиться с фактурой, а именно с участием России в международных космических проектах. Да, в результате известных политических событий NASA отказалось сотрудничать с Россией, но тут важно отметить то, что это сотрудничество все же не было настолько уж масштабным и по сути данная «санкция» является декоративной, так как разрыв партнерских отношений с американским космическим агентством как минимум не повлечет за собой лишение нас статуса космической державы.

Вообще главное препятствие, которое может быть у нашей космической отрасли, – это, как ни банально прозвучит, недостаточное финансирование, нерациональное расходование средств. Качество и количество космических программ все же напрямую зависят от того, насколько сильный интерес к этому проявляет государство, интерес в том числе финансовый, так как именно государственное финансирование пока что остается их главной опорой.

При этом нужно готовиться к тому, что международное сотрудничество будет постепенно сворачиваться. Да, если смотреть в ближайшей перспективе, то санкции со стороны США никак качественно не отразятся на нашей космической деятельности. Резкого ухудшения не будет, но как минимум уж проще точно не станет. Кроме того, космонавтика глобальна: эта сфера не может быть замкнута на одной стране, она живет международным сотрудничеством.

Более того, США на сегодняшний день являются ведущей космической державой, тамошние технологии исследования космоса ушли далеко вперед, и прекращение непосредственного сотрудничества с их космическим агентством означает, что мы перестанем перенимать их опыт, технологии. Если пауза в сотрудничестве затянется, это, конечно, может иметь негативные последствия, хотя и не сказать, что совсем непреодолимые. В любом случае, это уже политика.

Определенно прочные у нас партнерские связи с Азией: в частности, плотная работа идет на российско-китайском направлении. Но я бы не стал тут возлагать большие надежды на Китай: в свое время китайская космическая программа поднялась как раз непосредственно с нашей помощью. Россия и сейчас активно поставляет комплектующие, мы делимся технологиями, обучаем. Зависимость космической программы Китая от России очевидна и, опять же, в дополнительных аргументах это не нуждается. Достаточно посмотреть их инфраструктуру.

Ну и расти нам, безусловно, есть куда. Тут и навигация, и научные исследования в условиях космоса, и исследования самого космоса. Отдельным пунктом здесь можно обозначить дальние экспедиции, работа над которыми проводится пока больше на проектном, подготовительном уровне. Смысла «догонять и перегонять» ту же Америку объективно нет, слишком далеко вперед они ушли, но из этого никак не следует, что мы в принципе не должны пытаться их догнать как минимум из «спортивного интереса». Просто говорить о том, что мы сегодня соревнуемся за первенство в космосе, я бы не стал.

Оставлять тему космоса, конечно же, ни в коем случае нельзя, какой бы второстепенной эта отрасль ни казалась. В век новых технологий ее значение переоценить сложно, в частности, для обороны. Власть сегодня показывает как минимум заинтересованность в развитии уже работающих проектов и запуске новых. Будем надеяться, что этот интерес не окажется бесплодным.

Комментарии читателей
23.04.2014, 00:58
Гость: в новолуние ,

извините

23.04.2014, 00:47
Гость: Хорошо бы

на Луне разместить светящийся флаг и герб России.Да побольше.Что бы видно было без телескопа.Тото у "друзей" истерика начнётся.В полнолуние красота будет.И не говорите мне что дорого.Я знаю.

14.04.2014, 16:30
Гость: Фишака то в чем ?

Вы хотите сказать, что частная компания Олега Дерипаски выпускает не ведра с гайками, а АвтоВАЗ как только стал частным 23 года назад сделал колосальный рывок в части повышения качества и стал выпускать автомобили евпропейского уровня ? Может быть частный предприниматель Прохоров в острой конкурентной борьбе с государственными автозаводами ( которых кстати давно не существует) и частными восемью десятью четырьмя сборочными автозаводами европейских, азиатских, японских, американских и китайских автомобилей создал не ведро с гайками ? Наверно автожурналисты напрасно ежегодно составляют рейтинг самых ненадежных автомобилей , их по Вашему определению в принципе у частых производителей не может быть.

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.