Мы сейчас столкнулись с проблемой отсутствия идеологии на будущее, хотя совершенно явно, что конструктивная база лежит в социалистической идеологии. Потому что ни нацисты, ни религиозные экстремисты ничего не построят. Они могут только рушить.

Михаил Хазин, экономист
  • Add new comment
15.11.2025, 21:54
Гость: Viktor

Все европейцы и наш тут, ну никак не верят в силу орешника и буревестника. Думают, что стырили у американцев, а Трамп им подыгрывает, говорит что русские все стырили у американцев. Ещё думают что Украина побеждает. Ну хоть застрелись,а так думают.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 19:56
Гость: wasq

!!! Мысль АБСОЛЮТНО верная.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 15:01
Гость: Федор

Дв про эту власть и так хорошо все знают.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 13:33
Гость: Экономист

т.Хазин просто обязан зайти с козырей,подчеркнув важность диалектики материализма,как составляющую природы вещей всех без исключения,в том числе последовательность развития социально-экономических формаций,за которых в общем то он и ратует.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 13:20
Гость: Viktor

Вот вышел господин из самолёта, помочился на колесо и опять в самолёт. Он тоже за справедливость хотел голову под паровоз положить, но струсил.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 13:09
Гость: Европеец

Тут (парадокс) ant1949 правильно написал, что русские не знают что такое социализм и по привычке называют социализмом, то что когда то не достроили. Но - это тоже парадокс - считают, что в Китае тоже социализм. Многие говорят, что самый лучший социализм в Швеции или Швейцарии. Особо отсталые товарищи уверены, что социализм на Кубе.
Но позитивно другие - совсем не нужно заморачиваться тем какой социализм россияне хотят строить, потому что никто его строить не собирается. Ведь это надо слезть с дивана, размяться, куда то идти, что-то где то кричать, по фейсу можно получить или попасть в каталажку. Кому это надо ?
Лучше подождать а что если откуда-то возникнет новый Сталин или хотя бы Ленин а там уж куда кривая вынесет.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 15:00
Гость: ant1949

Европеец, я не писал что русские не знают, что такое социализм.
Напротив, я убеждён, что русские лучше всех в бывшем СССР и тем более во всем оставшемся мире знают о социализме всё, так как испытали его на своём опыте сполна.
В Прибалтике, в Закавказье (особо Грузии), на Украине и Средней Азии социализм ощутили, как манну небесную.
В РСФСР, служившей всесоюзной кормушкой и маяком, социализм был натуральный, полноценный, со всеми присущими командно-административно-партийной диктатуре "пролетариата" особенностями.
Поэтому и последствия от него оказались более негативными.
То, что Россия смогла избавиться от такого социализма-чудо.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 17:37
Гость: Генк анту

1.Все страны Восточной Европы, осчастливленные принятием в социализм после войны ,имели уровень жизни выше чем у нас.
2. Все дружно безоговорочно убежали в капитализм при первой возможности
3. Все повысили далее уровень жизни.
Мы же счиатаем что это было наше лучшее время.
Кто мы?

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 23:01
Гость: ant1949 Генк

1. Все страны Восточной Европы были или бывшими союзниками Германии (Болгария, Венгрия, Румыния, Чехословакия), или русофобами (Польша).
Самое удивительное то, что самым надёжным союзником СССР была ГДР — кусок Германии.
В социализм их никто не принимал.
У них была народная демократия (масло масленое), а жизненный уровень обеспечивался с помощью СССР путём накачки нефтью, газом и другими ресурсами на приличном уровне из-за соревнования с Западной Европой, которую накачивали по плану Маршалла.
2. Все убежали не в капитализм, а перебежали под новую крышу, к новой кормушке, так как союзная кормушка закрылась, а Россия в 90-е сама была полуголодная.
Не за горами время, когда с еврокормушкой могут возникнуть проблемы.
3. Повышение уровня жизни у бывших «союзников» СССР весьма условное, если учесть, что промышленность угроблена и у донора имеются проблемы.
Что касается «нашего лучшего времени», то у всех оценки весьма разнятся. Мне, например, социализм нравился тем, что не было жуткой дифференциации уровня жизни и была иллюзия общедоступности того, что сегодня подвешено очень высоко, но имеется в реальности на прилавках.
Короче говоря, хаить прошлое не надо. Советский народ работал очень много, но не всегда эффективно и качественно. Поэтому часто возникало недовольство, которое в итоге привело к перестройке, развалу СССР и прекращению эксперимента по строительству коммунизма в отдельно взятой стране.
Россия перестала протаптываеть в одиночку дорогу в будущее.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 17:15
Гость: Европеец

С последним предложением согласен. Частично согласен и с тем, что в республиках власти не слишком душили частную инициативу, что делало тот социализм более сносным.
Но продолжаю быть уверенным в том, что никто тут не побежит строить социализм опять. Поезд ушёл.
Если исказил Ваши слова - извиняюсь. :-))

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 12:57
Гость: предсказатель Грыша

Идеологический бал бес.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 12:50
Гость: Русский

"Потому что ни нацисты, ни религиозные экстремисты ничего не построят. Они могут только рушить." А разницы нет никакой кто рулит, все могут только разрушать и Россия не исключение. За 30 лет, банкиры, бандиты и власть имущите отстроили райские уголки для себя любимых и своих отпрысков, а все остальное разрушили и продолжают уничтожать. Но во всех грехах обвиняют конечно же строителей социализма.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 12:30
Гость: Народная примета

"как только — так сразу"
напр.:
как только дёрнуть за
кольцо в носу
— так родео закончится.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 12:08
Гость: Любая идеология

понятие не материальное, как призрак.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 12:00
Гость: Александр

Это не та идеология, которую демократы США везде проталкивают? Которую Л. Троцкий когда-то успешно насаждал и западные социалисты доныне успешно воплощают. Надо бы поконкретнее о социалистической идеологии! А не то в 3-м Рейхе тоже была социалистическая идеология с приставкой "национал" (НСНРП).

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 11:24
Гость: ant1949

"Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало. Начинай сначала!"
Экономист с большевистским уклоном завел старую сказку про социалистическое "мочало".
Прежде чем говорить о социалистической идеологии надо определиться какой социализм он собирается строить, с какой спецификой: шведской, швейцарской, вьетнамской, корейской, китайской или отечественной- самодельной.
Также надо решить, что делать с правом собственности на средства производства и свободой предпринимательства.
Неплохо бы определиться с тем, кого сегодня считать пролетариями и что делать с теми, кто сочетает предпринимательство с наёмным трудом.
Что делать с владельцами земельных участков и паевых долей?
Возникает вопрос к какому классу отнести мелких торговцев, удаленных АйТишников и офисный планктон?
И,наконец, что делать с "олигархами" и миллионами мелких владельцев акций, которые все являются носителями капиталистической идеологии.
Прежде чем делать такие судьбоносные заявления, которые могут вновь потрясти Мир, следует хорошенько подумать, а не пытаться из "искры разжечь пламя" и посеять очередную смуту, в которой некоторые умеют очень хорошо ловить "рыбу".

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 12:56
Гость: Viktor

Рыбу уже одни словили, теперь надо другим. Не одни же будут жировать вечно. А для этого и делаются революции. Ещё в в 90 один высокий товарищ говорил: надо делиться, но его не услышали. Совсем недавно тоже самое говорил Белоусов, но его тоже не услышали, поэтому ....

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 15:32
Гость: Европеец

Витя !
Вот ты ниже в 12.59 гордо гордился тем, что у вас кто-то создал а тут просто и тупо хочешь отнять и делить точно так как я описал Вашу идеологию в своём посте в 11.20 или моя жена в 11.44. Как это понимать ? Тебе делиться захотелось. Ты даже под свой халявный менталитет подвёл идеологическую основу - «для этого и делаются революции».
Вы любите подписываться под достижения отдельных личностей и почему то выводить из этого право на ваше личное благополучие. Не это ли в биологии называют паразитизмом ?
Вот я в балете не мастак, орешников не создавал, в космос не летал а отнимать и делить не хочу. Мне достаточно того, что у меня накопилось только благодаря моему труду. Не хотел бы и ты так попробовать. Вот это бы балла революция по правильной идеологии.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 17:24
Гость: Viktor

Делиться тем, кто нахапал незаконно. Прибыль направлять не на золотые унитазы(свежий пример друзья зеленского), а на зарплаты,премии,соцпособия. Человек, каким бы гением не был ,не может один иметь все, а остальные ничего.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 20:33
Гость: Европеец

Витя !
Не всё просто как кажется твоему воспалённому мозгу.
Вот пример.
Недавно в Испании построили новый футбольный стадион - стройка обошлась в 40 миллионов евро.
А вот совсем недавно один британский клуб купил игрока за 150 миллионов долларов (116 миллионов фунтов).
У кого бы ты отбирал эти деньги - у футболиста, владельцев стадиона, владельцев клуба или у всех сразу ?
Вот 2 года назад испанский клуб Girona купил украинского игрока Довбика и благодаря ему клуб целый год держался на первых местах лиги. Довбика продали а сейчас Girona в хвосте. Что бы ты в этом увидел нехорошего ?
Между прочим - ты был в Жироне ? Я был в 2009 а по ом заехал (это рядом) посмотреть дом Сальвадора Дали.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 21:48
Гость: Viktor

Футбол не относится к экономике, это развлечение. Есть деньги - гуляй хоть в футбол хоть на канары езжай. А своим трудом заработал,это понятие относительное. Вот Гитлер своим трудом заработал рейх и что? Чаплин трудился,трудился, а его хвать и выперли из страны.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 18:59
Гость: Европеец

Расскажи мне как ты будешь определять у кого отбирать а у кого нет.
Я уверен, что отбирать бы ты хотел у всех, точно также как твои предки когда то.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 21:22
Гость: Viktor

Вот что не отнять у Бандеры и антисоветчиков, они все знают. И любят ещё направлять, ты не делай этого, а делай то. Напомню известную истину, любой миллионер может отчитаться о своих миллионах,кроме первого. Вот первый и отберем. У него же нет отчёта.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 10:01
Гость: Просто интересно

А в Швейцарии какая идеология?

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 11:44
Гость: Европеец

Только что написал о Швейцарии и жена и говорит : «Юра ! У русских всегда одна и та же идеология - как работать с прохладцей, но как можно больше получить на халяву».

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 13:47
Гость: Европеец,а ведь ваша жена с Украины.

Но,русскоязычная.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 15:34
Гость: Европеец

Это тебе ABCD сказал ? Даже если бы и была - и так бы была права.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 13:12
Гость: Путник

Я тебе уже писал, что кидаться дерьмом в других можно, однако можно промахнуться, а на руках дерьмо останется. Твоя жена глупая , сварливая, завистливая. Без сомнений, на этом ресурсе она не авторитет. Ну, разве для тебя. Скорее всего, после этой фразы она отправила тебя чистить туалет. Вот тебя и понесло.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 15:52
Гость: Европеец

Путник !
Я знаю - тебе трудно бороться аргументами моей жены.
Но ведь посуди сам на основе чего она так говорит :
…
- когда тут юзерство вспоминает хорошими словами социализм - что в 99% случаев всплывает в памяти и что люди считают хорошим ? Все вспоминают дармовые квартиры, как и всё остальное за что не платили своими деньгами. Вспоминает тут кто-то с радостью рабочий день с утра до вечера или как отлично работалось на стройке Беломорканала или на лесоповале в Сибири ? Нет - вспоминают только дармовое и созданное другими.
- хочет тут кто-то чтобы в России было во много раз больше богатых ? Нет ! Все хотят, чтобы богатых вообще не было.
…
Так чему ты удивляешься ?

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 15:16
Гость: Европеец

Я о твоей жене писать не буду - оставлю этот уровень полемики для тебя. Такой уровень - типичный для вас.
Но твой пост жене понравился. Говорит - а что можно было ожидать в качестве ответа ? Только это. :-))

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 21:48
Гость: Путник

Не надо впутывать жену в свои дела. Ты без неё хоть что-то можешь решить? Свое мнение у тебя есть?

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 12:59
Гость: Viktor

Вот скажи как на халяву можно создать атомную бомбу,запустить человека в космос, сделать кинжалы,буревестники,орешники, сделать лучший балет и выиграть олимпийские игры? Может жена скажет как?

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 15:58
Гость: Европеец

Витя !
Вы слишком привыкли хвастаться чем-то что создал кто-то другой или вы это просто стырили (пардон - купили параллельно).
Доказательством этому и есть статья, которая появилась тут сегодня.
Там пишется, что импортозамещение оказалось более тяжёлой задачей чем казалось. А знаешь почему ?
Потому что стырить проще чем импортозаместить. Беги читать статью и выскажись по теме.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 17:27
Гость: Viktor

Вот займись подсчётом,кто и сколько стырил и у кого. Анализ даст тебе правдивый ответ. Как,пример, не забудь про Сикорского, зворыкина и т.д.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 15:13
Гость: Европеец

Всегда есть приятные исключения из правила, но очень редкие. К тому же многое из тобой перечисленного вы просто стырили.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 21:50
Гость: Viktor

Ещё раз говорю,если такой умный сделай анализ,или почитай у других.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 11:20
Гость: Европеец

В Швейцарии я бывал много раз - всю изъездил много раз.
Если поможет - попробую описать их идеологию на житейских примерах :
…
- в Берне в 1994 всё ещё ездили троллейбусы изготовленные скорее всего в конце 50 лет и были в прекрасном состоянии
- все монеты швейцарских франков так блестят, что мы с другом шутили, что им вечером нехрена делать вот и полируют
- около города Сион фермеры выращивают виноград на таких крутых скалистых склонах, что там только пешком и руками
- русская рок группа в 1994 (играли в подземных переходах) говорила, что в Базеле их слушают, но деньги не бросают, в Женеве не слушают а деньги бросают
- на ретороманском языке ещё говорят и он на бумажных деньгах обозначен как один из 4 официальных
- всё в Швейцарии сверкает чистотой и порядком, по поездам можете проверять точное время
- в Швейцарии каждый год проходит около сотни референдумов - больше всего на кантональном уровне
….
Даже только из сказанного просматривается их «идеология» - сказочно качественный труд, уважение ко всем народностям страны и их менталитетам, любовь к каждому клочку земли и всем уголкам страны, гордость за свою власть и невообразимая мера участия граждан в управлении страной.
А притом страна очень молодая - в библиотеке их Парламента я нашёл первый закон Швейцарской федерации с начала 20 века и самый последний - ему было всего пара недель когда я его видел.
Какую к чертям вам ещё идеологию надо !?! Вы уже их перепробовали немеряно.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 20:58
Гость: Имрек

75% ВВП Швейцарии-это оказание услуг, в т.ч. финансовых, т.е. в основном не своему населению. Реальный сектор -24%, с/х - 1%. Не могут в мире все страны быть держателем общаков, кто-то и работать должен.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 13:00
Гость: Viktor

Вот отец Маска сказал, что лучшего города,чем Москва нет.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 15:17
Гость: Европеец

Депардье тоже так говорил, но передумал.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 12:17
Гость: Для

тебя дороже фашистская и бандеровская идеология.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 13:14
Гость: Путник

Нет, он просто не очень правоверный иудей по вероисповеданию и стукач по жизни.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 15:38
Гость: Европеец

Ну, Путник, ты лучше расскажи какую идеологию ты выбрал в этот раз для будущего. Но что-то мне говорит, что опять промахнёшься. Посколько идеология хороша только для тех, кто рогом шевелит.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 09:39
Гость: Что

не предсказывал,все из репертуара половцев и печенегов.В общем родственные души.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 09:10
Гость: тоже-врач

Хазин, как обычно, ничего не понимает или нагло врёт. В обществе нет запроса на социализм. В обществе есть запрос на справедливость.

Еврейская партия большевиков один раз уже обманула страну. Мы на собственном примере убедились, что "подавление сопротивления эксплуататорских классов" (на деле русского купечества, русских силовиков и русской культуры) невозможно без революционных матросов и грабежей, ВЧК, красного террора, коллективизации и ГУЛАГа. Т.е. пообещав справедливое общество они учинили стократ большую несправедливость. Думаете, во второй раз будет лучше? Невозможно без насилия лишить людей собственности и права на свободный труд.

Проблемы же несправедливости нашего общества вполне могут быть смягчены в рамках построения капиталистического общества, для чего нужна буржуазно-демократическая революция и освобождение от колониальной зависимости нашей страны (Набиулина должна сидеть, вашингтонский консенсус отменён, ключевая ставка снижена, резервы инвестированы в отечественную промышленность). Бюрократия боится союза народа и буржуазии в деле построения капитализма и потому натравливает народ на буржуазию, в том числе и пропагандой социализма.

На деле нам никакого социализма давать наши чиновники не собираются!

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 13:04
Гость: Viktor

А справедливость это что? Это и есть социализм. Если человек умирает, а врач говорит давай деньги, это справедливость? Этот твой капитализм и т.д. Капитализм несправедлив в принципе. А социализм справедлив в принципе. Это все антисоветчики испахабили слово социализм, и сделали это специально, чтобы отбросить народ назад, в капитализм.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 11:49
Гость: Путник

С первым абзацем согласен, второй спорный. Социальная справедливость - единственная приемлемая идеология.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 11:48
Гость: Александр

Приведите пример союза народа и буржуазии! В 3-м Рейхе, может быть? Там была ваша справедливость? Если бы не ненавистный вам СССР, жили бы вы в этой справедливости союза немецкого народа и немецкой буржуазии. Если, конечно, в печке не обрели бы свою справедливость досрочно.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 08:44
Гость: Осталось только чуть-чуть

До основания, а затем. Зачистят россию от народа и с кишлаком вперёд шахматы запрещать.

  • ответить
  • ветвь обсуждения
15.11.2025, 08:19
Гость: Старый

Все вышеперечисленное не поможет нынешней элитке РФ. Они - как хихилы. Врать и воровать. Больше ничего...

  • ответить
  • ветвь обсуждения
  • [1]
  • [2]
  • ››