Алкоголь в крови водителя: «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку»?
Россия остается одной из немногих стран, где действует так называемый «нулевой уровень толерантности» в отношении алкоголя за рулем, то есть его содержание в крови шофера не должно превышать 0.0 промилле (о том, что для того, чтобы алкотестер показал отличную от нуля цифру, вовсе не обязательно употреблять алкоголь, читайте здесь) . Аналогичных принципов придерживаются в Венгрии, Румынии, Словакии, Турции и еще нескольких государствах.
При этом в сообществе стран с разрешенной ПДК единства по поводу ее минимального значения нет. Так, например, наиболее лояльный норматив в Андорре, Великобритании, Ирландии, Лихтенштейне, Люксембурге и Мальте. Здесь можно управлять транспортным средством при содержании в крови 0.8 промилле алкоголя.
Самый распространенный предел допустимой концентрации – 0.5 промилле в Австрии, Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Германии, Греции, Испании, Италии, Македонии, Нидерландах, Португалии, Сербии, Словении, Франции, Хорватии, Черногории, Швейцарии и еще некоторых государствах. Кипр, Норвегия, Польша и Швеция выбрали более осторожную стратегию, разрешив 0.2 промилле.
Кроме того в большинстве из этих стран практикуется дифференцированный подход к наказанию за превышение ПДК – используется своего рода шкала в соответствии с которой оно ужесточается в зависимости от степени опьянения: от денежного штрафа и лишения прав на определенный срок до административного ареста и исправительных работ.
Нередко, в частности, в Германии, Швеции, Италии и пр. для того чтобы вернуть водительское удостоверение по истечению срока лишения придется пройти повторный экзамен. Возможно принудительное лечение или непременное консультирование у психолога с обязательным предоставлением справки от врача. Рецидивы, равно как и «пьяные» ДТП влекут уже уголовную ответственность.
В России собираются перенять подобный подход и впервые ввести градацию наказания в зависимости от содержания алкоголя в крови. Предлагаемые поправки устанавливают следующие нормы:
0,2 – 0,5 промилле – лишение водительских прав на срок от 1.5 до 2 лет и денежный штраф 20 тыс. руб.;
0,5 – 0,8 промилле – 3 года лишения прав и 30 тыс. руб. штрафа;
0,8 промилле и выше – 5 лет лишения прав и 50 тыс. руб.
Причем если в крови обнаружится до 0.2 промилле, никаких санкций не последует – водитель будет считаться трезвым.
Данные поправки поддержаны Минтрансом, Правительственной комиссией по безопасности дорожного движения под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова и, как ни странно, МВД.
Правда, буквально несколько дней назад первый вице-премьер изменил свое мнение, и по окончании совещания по безопасности дорожного движения сообщил о том, что никаких допустимых ПДК по алкоголю не будет: «ноль» и точка.
Тем не менее, после запрета на минимальную ПДК, вступившего в силу в феврале 2011 г., и инициированного, главным образом, по ходатайству МВД, обеспокоенного увеличением числа выявленных пьяных водителей, под флагом «нулевой толерантности» прошел год. Однако ситуация на дорогах не только не улучшилась, но даже еще и ухудшилась.
Заместитель главы МВД по вопросам безопасности на транспорте генерал-полковник Виктор Кирьянов приводит такие цифры: за восемь месяцев 2012 г. количество ДТП с участием нетрезвых водителей выросло по сравнению с прошлым годом на 3,5% - до 8308. В этих авариях погибло 1248 чел., ранения получило 12 226 чел. – прирост 3,7%.
В этой связи, как отмечает первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков, возврат минимально допустимого уровня концентрации алкоголя в крови совершенно не означает, что водителям можно будет выпивать за рулем.
Он обусловлен в первую очередь возможными ошибками/погрешностями измерительных приборов и индивидуальными особенностями организма каждого человека. Хотя как считает большинство экспертов, - что, кстати сказать, подтверждается и международным опытом – добиться наилучшего результата одним лишь ужесточением наказания нельзя.
Его неотвратимость, невозможность «договориться», «сторговаться» с представителями органов власти и активная пропаганда – вот наиболее действенный механизм пресечения пьянки за рулем. А карательные санкции – это полумеры, безусловно, способствующие пополнению казны, но лишь отчасти отражающиеся на уровне безопасности дорожного движения.
Но вернемся к практике большинства стран. Далеко не мизерные концентрации алкоголя в крови, при которых можно сесть за руль все же существуют. И на количестве ДТП это едва ли отражается. Можно без устали рассуждать о менталитете, о культуре питья, законопослушании, но вопрос вот в чем.
Поддерживая «абсолютный ноль», власть расписывается в том, что 100% водителей нашей страны незаконопослушны, склонны к бесконтрольному употреблению алкоголя, и нуждаются в кнуте, в отличие от европейских. Фактически признавая правильность поговорки времен рабовладельческого строя в контексте того, кто есть первый сорт, а кто второй. Добавит ли все это уважения к нашим гражданам? Едва ли…
Комментарии читателей Оставить комментарий
Даешь 0,3 промиле. Все что выше пусть наказывают. Так справедливо.
НУЛЕВОЙ уровень - вполне в духе восточных и восточно-европейских диктатур...
Дружим с диктатурами...
Да и сами являемся диктатурой, хотя и "суверенной демократической" диктатурой.)))
Только тогда изменится ситуация к лучшему, когда исчезнет каста неприкасаемых на дорогах:прокуроры, депутаты, судьи и т.п. В Правилах есть только водитель и пешеход, но почему-то названная мною сволота как небожители выше правил. Пример: в августе на даче компанией посидели, выпили. Утром все мужики ни грамма в рот, ведь вечером за руль, только прокурор, бывший в нашей компании, с утра всадил в себя грамм 150 водки на опохмелку. на наше возмущение сказал, что ГИБДД запрещено их в любом виде останавливать и проверять, поэтому ему всё по х.. Через 10 минут после разъяснительной беседы с нами сел за руль и уехал. Вот так-то.
А тут интеллигентные споры о каких-то промилле...Да ложили они на нас со смехом. (Кстати с тех пор в нашей компании тот прокурор персона нон грата)
Я не понял в конце какого века вы ехали мотоцикле минск выпускался в 70 годах 20 века,а промиле действовало 2008\2009 год.
"0,2 – 0,5 промилле – лишение водительских прав на срок от 1.5 до 2 лет и денежный штраф 20 тыс. руб."
В конце прошлого века я с сыном ехала на двухколёсном мотоцикле "МИНСК" по главной дороге с разрешённой скоростью 40 км/час или 11 м/сек., как вдруг из переулка выскочила старая иномарка... мгновение и мы врезаемся в переднюю пассажирскую дверь. У сына рваная рана на плече и сотрясение - был без сознания, а меня в горизонтальном положении подкинуло вверх метра на три, и с этой высоты я спиной упала на багажник, лежащего на боку мотоцикла. Вверху в момент зависания я видела сверху и машину, и мотоцикл с сыном. Получила травму позвоночника с защемлением нерва. У мотоцикла повело раму, рулевое управление и колёса восьмёркой.
Нас с сыном госпитализировали в травматологическое отделение. Взяли анализы.
Мы с сыном два дня ездили вместе ничего алкогольного не употребляли, завтракали обедали и ужинали одинаково. Только у него в крови нашли 0,25 промилле, а у меня 0!!! Слава богу что тогда действовали спасительные 0,5 промилле…
И вы считаете было бы справедливым наказывать моего сына лишением прав на два года, да ещё и платить такой огромный штраф??? И кто в таком случае виновным был бы в аварии?
Присоединяться нужно к большинству стран и разумней придерживаться золотой середины.