Зачем нужен командный дух
Понятие "командный дух" – краеугольный камень западного менеджмента. Только если весь коллектив работает как хорошо организованная команда, фирма может рассчитывать на успех. Но для того, чтобы объединить людей, нужны годы. Поэтому в некоторых компаниях организуют специальные тренировочные курсы или даже поездки, чтобы в короткий срок создать коллектив, в котором каждый проверен в экстремальной ситуации.
Вообще, есть несколько методик, предусматривающих создание команды. В частности, фирмы организуют корпоративные праздники и соревнования, приглашают тренеров-психологов, посылают сотрудников в специальные тренировочные лагеря, где на уровне деловых игр моделируется конкурентная рыночная среда.
В истории управления есть несколько выдающихся примеров подготовки команды. Так, президент компании "Чистая вода" Скотт Никол однажды отправил своих российских менеджеров путешествовать по реке Замбези. Это была группа из восьми человек во главе с генеральным директором. Цель поездки – дать людям возможность получше узнать друг друга в сложной обстановке, чтобы они во время своей дальнейшей работы достигли полного взаимопонимания и доверия.
Менеджеры "Чистой воды" в течение десяти дней осваивали на надувных плотах буйный нрав Замбези, богатую крутыми поворотами и порогами. После поездки отношения между участниками перестали быть излишне формальными, превратившись в дружеские-доверительные.
Через год руководство "Чистой воды" решило повторить командный тренинг. На этот раз было организовано плавание на яхте вдоль побережья Турции. Все участники были разделены на две группы (для здорового соперничества), которые попеременно управляли кораблем и преодолевали препятствия, придуманные для них тренерами. Например, команда должна была в незнакомом городке с минимальными средствами закупить провизии на три дня. Так проверялось умение менеджеров оперативно распределять ресурсы и обязанности в команде.
А в страховой компании "РЕСО-Гарантия" для 30 сотрудников было организовано путешествие по Алтаю. Там менеджерам пришлось плавать на платах, карабкаться по горам и ездить на лошадях.
Но, пожалуй, самое оригинальный тренинг организовал Владимир Потанин в своей компании "Интеррос", где группа старших менеджеров побывала на Северном полюсе. До полюса менеджеры добрались на вертолете и в течение двух часов при температуре минус 35 играли там в футбол.
Конечно, такие тренинги требую немалых денег. Рядовых сотрудников так готовить накладно. Поэтому в коллективах организуются недорогие турпоходы.
Конкретную отдачу от специальной подготовки в денежном выражении подсчитать трудно. Однако бесспорно то, что коллектив, прошедший тренинг, настроен на оптимальную работу и меньше подвержен психологическим срывам. Правда, здесь есть и обратная сторона медали, Некоторые психоаналитики полагают, что чрезмерное увлечение тренингами создает в коллективе атмосферу, когда о работе начинают думать меньше, а больше обсуждают прошедшие и будущие приключения. Команда действительно создается, только думает она не о том, о чем хотелось бы генеральному директору, а совсем о другом.

Комментарии читателей Оставить комментарий