Быть ли в России Международному Финансовому Центру?

09:06 20.07.2010 , Михаил Анциферов
Быть ли в России Международному Финансовому Центру?
Быть ли в России Международному Финансовому Центру?

На этот вопрос отвечает Михаил Анциферов, руководитель группы компаний ГФТ.

Чтобы ответить на этот актуальный  вопрос, необходимо понять, для чего нужен МФЦ и какие задачи он будет решать.

Для этого, не претендуя на оригинальность, полноту, научную корректность и истину в последней инстанции, а лишь для интуитивно понятного описания фона, на котором будет действовать МФЦ, хочется выделить два фактора, присущие современному экономическому укладу:

 

1. Наличие механизма, позволяющего в глобальном (и по географии и по объему) масштабе перераспределять создаваемую в мире прибавочную стоимость, то есть распределять ее непропорционально затраченным на ее производство усилиям. Это значит, что производящие меньше потребляют больше и наоборот. Этим механизмом являются так называемые инвестиции, понимаемые в самом широком смысле этого слова.

 

2. Локализация этого механизма в пространстве и по составу участников. Другими словами, в мире есть считанное количество мест, где практически осуществляется подавляющее большинство инвестиций, а также считанное количество экономических агентов (расположенных, если можно так выразиться, в этих местах), при чьем непосредственном участии это происходит. Такие места можно назвать мировыми финансовыми центрами (МФЦ), а агентов – инвестиционными банками (ИБ).

 

Из вышесказанного  вытекают следующие выводы:

Во-первых, ИБ будут стараться перераспределять прибавочную стоимость в пользу себя и тех мест (стран или групп стран), где они расположены.

Во-вторых, понимая это, национальные правительства этих стран будут их всячески поддерживать, так как подобная ситуация обеспечит этим странам дополнительные доходы, а также  влияние на другие страны. Спектр этой поддержки может быть крайне широк – от экономических до военно-политических мер.

 

Отдельно следует обратить внимание на то, что риск, принимаемый на себя этими ИБ, очень невелик относительно объемов  инвестиций, ведь они инвестируют не собственные средства (какова бы ни была природа этих средств), а средства, полученные самыми различными способами, прямыми и опосредованными (через различные фонды, банки и т.п., а также от населения своих стран, которое условно можно назвать инвесторами).

 

Соответственно, страны, где МФЦ и ИБ нет, в некотором смысле обречены занимать подчиненное положение по отношению к странам, где они есть, и быть их «донорами». Следует также отметить, что МФЦ имеют так называемые развитые страны, традиционно сильные и значимые на мировой арене, и можно было бы сказать, что такое наличие – следствие силы их экономик, а не причина. Но, к сожалению, это не так, так как существует, по крайней мере, один опровергающий пример. Это Россия, страна, имеющая, казалось бы, все необходимое для счастливой жизни – территорию, население, иные ресурсы, включая интеллектуальные; более того, в недалеком прошлом являвшаяся сверхдержавой ,  имея все это,  к несчастью, отстает сегодня не только от «развитых» лидеров, но даже от некоторых «развивающихся» претендентов на выход в «развитые».

 

В контексте проекта создания МФЦ в России эти рассуждения приводят нас к пониманию того, что главной его целью должно являться обретение собственного национального МФЦ, по возможности независимого от уже существующих МФЦ и ИБ и опирающегося на ту же базу инвесторов (другой в нашем распоряжении пока не имеется). А главной задачей, которую будет решать этот МФЦ, должно являться перераспределение прибавочной стоимости в пользу России, то есть фактически противодействие аналогичным действиям других МФЦ.

 

Естественно, что решение этой задачи в полном объеме вряд ли возможно. На их стороне опыт, традиция, и, что немаловажно, изначальное авторство механизма инвестиций и правил, по котором он  функционирует. Играя в какую-либо игру, трудно обыграть автора ее правил (которые к тому же еще и меняются с течением времени). Но используя знание этих правил и все возможности, которые они предоставляют игрокам, обязательно следует попытаться уменьшить свои потери, раз уж отказаться от участия в игре или навязать свои правила нет возможности.

 

К тому же так называемый мировой кризис несколько ослабил позиции существующих МФЦ. При этом неизбежные противоречия в их отношениях между собой обострились, что дает нам дополнительные возможности.

 

Но основное, что нам следует противопоставить преимуществам наших оппонентов, - это широкая массированная господдержка. При всей неоднозначности широкого участия государства в экономических процессах, создание и запуск МФЦ – как раз тот случай, где это абсолютно необходимо.

 

Теперь хотелось бы вкратце коснуться вопроса о том, что необходимо для создания национального МФЦ с учетом всего сказанного. Представляется очевидным, что должны быть удовлетворены два основных условия:

1. Инвесторам должны быть предоставлены все те же возможности, что предоставляют другие существующие МФЦ.

2. Должны существовать дополнительные (не имеющиеся больше нигде) возможности, отражающие национальную специфику и одновременно являющиеся приоритетно важными для России, а также просто привлекательные для инвесторов по сравнению с другими МФЦ.

 

Не останавливаясь на совсем общих вещах, таких как совершенствование законодательства, упрочение правового подхода, снижение коррупции и произвола чиновников и т.п., попытаюсь сформулировать, что означает вышесказанное в практическом смысле.

 

1. Должна быть создана инфраструктура, аналогичная другим МФЦ:

- торговые площадки (плюс возможность совершать сделки на всех мировых площадках) с сопутствующей инфраструктурой в виде депозитария, расчетной палаты и т.п.;

- национальные ИБ; необходимо, чтоб они ни юридически ни экономически не зависели от других МФЦ или ИБ и при этом были бы столь же хороши, как их аналоги из других МФЦ.

Крайне желательно, чтобы государство тем или иным образом гарантировало инвесторам корректную работу этой инфраструктуры, но не имело возможности непосредственно вмешиваться в их деятельность.

2. Государство в какой-либо форме должно предоставить инвесторам возможность хеджирования валютных рисков на долгосрочной основе (возможно, в обмен на долгосрочность вложений), чтобы инвестор мог выйти по предсказуемому курсу. Это не столь опасная вещь, как может показаться (хотя и требует серьезной подготовительной работы). Не секрет, что некоторые российские крупные компании с большой долей валюты в выручке сталкиваются с обратной задачей. А с точки зрения экономики интерес представляют только длительные по сроку инвестиции. Если инвесторы готовы выскочить в любой момент, то это скорее спекулянты, которые для развития экономики ничего хорошего сделать не могут. Есть тут и «политический» момент – если твои деньги на долгий срок размещены в какой-то стране, то ты волей-неволей будешь относиться к ней с большей симпатией, и не станешь голосовать за политиков, в чью программу входит конфронтация с этой страной.

3. Среди предлагаемых объектов для инвестиций акцент должен быть сделан на:

 - ипотечные инструменты, так как строительство и жилье крайне важны для экономики, а нужных для этого длинных денег не хватает; здесь государственные гарантии в той или иной форме были бы крайне желательны;

- «товары» (commodities), производимые у нас и экспортируемые: энергоносители, металлы, удобрения и т.п. – чтобы механизм ценообразования на них был хотя бы частично подконтролен;

- «инновации», то есть акции (доли, паи) так называемых start-up’ов компаний, основой бизнеса которых является создание и/или приобретение, а также эксплуатация научных и технологических разработок.

По этим инструментам можно предусмотреть создание специальных торговых площадок.

4. Как дополнительную приманку для инвесторов следует рассмотреть возможность предоставления существенных налоговых льгот. Еще лучше, если предоставление этих льгот будет в той или иной форме согласовано с властями основных «развитых» стран, чтобы перешедших в наш МФЦ инвесторов не преследовали дома (как это сейчас стало популярно в отношении тех, кто использует традиционные оффшоры).

5. И, наконец, представляется весьма важным предусмотреть мощную PR-кампанию, нацеленную на потенциальных инвесторов.

 

Таким образом, отвечая на вопрос о возможности создания МФЦ в России, можно сказать следующее: нам неизвестен закон природы, который бы делал это невозможным, а значит, следует попытаться. Объективно оценить вероятность успеха в этом вопросе сложно, но я считаю, что она довольно высока.
 

Источник: KMnews
Комментарии читателей
26.07.2010, 14:20
Гость: Шура Балаганов

Я честно рад что Анциферов стал мыслить не узко, основываясь только на извлечении того прибавочного продукта вокруг компаний ГФТ, а затронул главный момент , через создание каких инструментов государство сможет проинвестировать спрос внизу и тем самым приблизить создание МФЦ. Сейчас уже ежику понятно что опираться на соседей можно только лишь в создании благоприятных условий для прихода технологий (инвестиций),а эмитентом должен стать обновленный Центробанк с золотым(нефтегазовым)рублем и дальше пошло- поехало :торговые площадки и защищенность частного инвестора. Защищенность состоит в том что собственность которая стала принадлежать инвестору, а лучше всего воспроизведенная собственность благодаря инвестору,основывается на тех новинках и технологиях которые давали ему как инвестору отличные прибыли на своей территории и он вынужден приходить к нам, не с пустыми долларами, а обеспеченные технологиями, что бы не обесценить свои деньги. Это один вопрос.А другой вопрос состоит в самостоятельности путей увеличения степени переработки того сырья которое у нас добывается и здесь нам инвестор может помочь,но без ссудного процента а на правах разделения .Другого пути я не вижу. Вообще и этот Михаил - молодец!

20.07.2010, 17:32
Гость: vpkn

«…отвечая на вопрос о возможности создания МФЦ в России, можно сказать следующее: нам неизвестен закон природы, который бы делал это невозможным, а значит, следует попытаться. Объективно оценить вероятность успеха в этом вопросе сложно, но я считаю, что она довольно высока»
----------------------
А на вырост «вероятность успеха» еще выше/
«…если мы создаем Единый таможенный союз, то в рамках ЕТС можно создавать финансовый центр. Обращаю ваше внимание, что тот же Кудрин начал объяснять, что мы должны в рамках СНГ создавать систему расчетов, основанную на клиринге и других вещах без доллара. Вот это система. Если мы это сделаем, то мы можем сделать на этой базе финансовый центр. Он будет не мировым, он будет местечковым, снгвским. Но это направление движения» http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/693463-echo.phtml

20.07.2010, 17:28
Гость: vpkn

«…отвечая на вопрос о возможности создания МФЦ в России, можно сказать следующее: нам неизвестен закон природы, который бы делал это невозможным, а значит, следует попытаться. Объективно оценить вероятность успеха в этом вопросе сложно, но я считаю, что она довольно высока»
----------------------
А на вырост «вероятность успеха» еще выше/
«…если мы создаем Единый таможенный союз, то в рамках ЕТС можно создавать финансовый центр. Обращаю ваше внимание, что тот же Кудрин начал объяснять, что мы должны в рамках СНГ создавать систему расчетов, основанную на клиринге и других вещах без доллара. Вот это система. Если мы это сделаем, то мы можем сделать на этой базе финансовый центр. Он будет не мировым, он будет местечковым, снгвским. Но это направление движения» http://www.echo.msk.ru/programs/razvorot/693463-echo.phtml

]]>]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.