«Помочь Лукашенко под лед провалиться»

Режим Лукашенко стоит на грани краха. Виной тому - ошибки в управлении экономикой, а также давление со стороны России, «которое сейчас больше, чем давление Запада». Об этом заявил исполнительный директор Freedom House, бывший заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Дэвид Крамер в интервью телеканалу ARU, сообщает ИА REGNUM.
Но и Западу сейчас надо усилить давление на Белоруссию, считает «правозащитник». Если ЕС введет экономические санкции против официального Минска, а МВФ не предоставит ему кредиты, то режим Лукашенко попросту падет.
«Белоруссия стоит перед угрозой экономического краха, ситуация в Белоруссии находится в самой критической точке. На мой взгляд, Запад сейчас должен только усилить давление, а не помогать Лукашенко, - призывает Крамер. - Сейчас он стоит на тонком льду, и нам надо помочь ему под этот лед провалиться, что, в принципе, может привести к краху его режима. А это будет хорошо для Белоруссии, это будет хорошо и для Европы. Это будет хорошо для всех, кто поддерживают демократию. Я надеюсь, что никто не будет помогать Лукашенко выбираться из ситуации, которую он сам себе создал».
Руководитель Freedom House призвал «затянуть петлю вокруг Лукашенко». Для этого Евросоюз должен ввести экономические санкции, а Международный валютный фонд - отказать в кредитах. По мнению Крамера, экономические санкции не толкнут Лукашенко в сторону России, при этом «простые люди уже страдают от Лукашенко, и от нарушения в сфере прав человека, и от безответственных экономических решений». Поэтому от жестких мер противников Лукашенко ничто не удерживает.
Напомним, что США, Евросоюз, Совет Европы и Парламентская ассамблея Совета Европы не признают Александра Лукашенко демократически избранным президентом и ограничили уровень контактов с официальным Минском. С 2011 года США и ЕС возобновили режим санкций в отношении Белоруссии, а в марте и в мае расширили их.
Что касается России, то она, хотя и не собирается вводить санкции против Минска, тем не менее призывает белорусские власти соблюдать права человека (с явным намеком на то, что в этом плане у Лукашенко далеко не все в порядке). И одновременно оказывает экономическое давление на Белоруссию - г-н Крамер прав, говоря о том, что это давление «сейчас больше, чем давление Запада».
Начать с того, что Москва долго водила за нос Минск в вопросе предоставления кредита, в котором сейчас так остро нуждаются белорусские власти. Да, на днях Минску наконец удалось согласовать получение $3 млрд. Но эти деньги пойдут Белоруссии не напрямую из Москвы, а из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Казалось бы, какая разница – Россия все равно имеет в этом фонде право решающего голоса, т. е. деньги-то все равно преимущественно российские. Но она решила кредитовать Минск – отчаянно, повторим, нуждающийся в кредитах – именно таким образом. Ко всему прочему, это оттянуло во времени предоставление Минску средств. К тому же белорусская сторона изначально рассчитывала на гораздо большую сумму кредита, но, как говорится, и на том спасибо.
Но самое неприятное для белорусской стороны заключается в том, что предоставление этого кредита увязывается с распродажей Белоруссией лакомых кусков ее экономики. Нет, открыто о такой взаимной увязке в Москве стремятся не говорить. Но с языка иногда срывается – неделю назад глава Минфина России не удержался и сказал, что Белоруссии, видимо, придется продать «Белтрансгаз».
Встретив такое «понимание» своей отчаянной ситуации в Москве (и не получив в конечном итоге искомой суммы), Минск обратился с просьбой о кредите в Международный валютный фонд. Белорусский премьер Михаил Мясникович сообщил вчера, что переговоры с прибывшими в Минск представителями фонда уже идут. При этом Белоруссия рассчитывает взять у МВФ взаймы $3,5–8 млрд. Условия кредитования, которые предлагает МВФ, кстати, заметно отличаются в лучшую сторону по сравнению с теми, на которых Минск получит деньги от фонда ЕврАзЭС.
Главный вопрос, однако, в другом – а даст ли вообще МВФ деньги Белоруссии. Вспомним, какие рекомендации дает упомянутый выше г-н Крамер: деньги режиму Лукашенко не давать, что поспособствует, дескать, отстранению от власти «последнего диктатора» Европы.
Во всей этой ситуации, конечно, как-то неприлично смотрится позиция России. Запад готов «затянуть петлю вокруг Лукашенко», а Москва тем временем фактически помогает Западу в свержении своего стратегического союзника. Или в Кремле Белоруссия уже не считается союзником? И Россия отказалась от строительства с Белоруссией Союзного государства, поставив перед собой лишь чисто меркантильную цель - скупить на волне кризиса все привлекательные белорусские активы?
В таком случае можно сказать, что отчасти сбываются догадки-прогнозы некоторых наблюдателей, которые еще в начале года заподозрили российские власти в том, что те – добровольно или невольно – оформляют некую негласную договоренность с Западом о согласованной линии в отношении белорусского режима.
Что может потерять в этом случае Москва, понятно – Белоруссию, одну из трех исконных составляющих Русской цивилизации, наш единственный форпост на западном направлении. А что приобретет (если в данном случае вообще уместно сопоставление «плюсов» и «минусов»)? Да, скорее всего, ничего. Запад попросту не даст российским олигархам «поглотить» белорусскую экономику.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Оно то да: не под дождем. А дождик ой как надо. Убытки потому колоссальные.
Ничего, матрос, подождем - не под дождём, поди.
Как такой "сценарий"? По этому поводу, солдатик, есть крылатые фразы: Жди Петра, съешь сыру; Жди у моря погоды.
VVV./Забыл ты, тов.солдат, один нюанс: это спросить у беларусов/ -
А вот этого, матрос, делать, как раз, ни в коем случае не надо. Наоборот, следует терпеливо ждать, когда в белорусском обществе созреет идея объединения, когда оно свободно и осознанно, без всякого давления извне, а лишь под воздействием объективных жизенных обстоятельств придет к решению обратиться к России с соответствующей просьбой, и затем, не торопясь, вдумчиво и всесторонне эту просьбу рассмотреть на уровне правительства. Потом наступит время всенародного российского референдума, по результатам которого, тщательно взвесив все "за" и "против", Белоруссии будут предложены условия вхождения в состав России. Вот только тогда и наступит время серьезного спроса: согласятся белорусы с российскими условиями - будут через своих авторитетных представителей, а лучше все взрослое население поголовно, принимать присягу на верность России, а не согласятся - что ж, значит, не судьба. Как тебе, матрос, такой "сценарий", подходит?
Ага... если Белоруссия войдет...
Забыл ты, тов.солдат, один нюанс: это спросить у беларусов.