Русский исход из Казахстана утроился

«Когда живешь в феодальной стране, невольно задумываешься о будущем детей. Люди вынуждены уезжать, потому что нет просвета, нет будущего». Такие слова звучали на заседании казахстанского клуба «Институт политических решений» из уст одного из его участников, Марианны Гуриной, сообщает i-News.kz. «Мы хотим, чтобы наши дети добились большего, чем мы. Но мы этого не видим», – вторил ей другой эксперт, Арман Молдахметов. «Пропадает вера молодежи в свое светлое будущее», – заявил специалист Института политических решений Андрей Скуратов, знакомя собравшихся с результатами социологического опроса «Эмиграционные настроения: портрет потенциального эмигранта», который был только что проведен в 16 крупных городах республики – Алматы, Астане, областных центрах.
Результаты опроса действительно неутешительны. На вопрос «Задумывались ли Вы об отъезде из Казахстана?» положительно ответили 28,5% человек. Если экстраполировать эти цифры на все городское население страны (по статистике – 8,7 млн человек), то эмиграционные настроения в той или иной степени охватывают 2,5 млн горожан.
При этом внутри данной категории присутствует «резкий этнический крен»: среди потенциальных эмигрантов почти половина (49,2%) – это русские. Среди казахов таковых набирается лишь 16,2%, а среди представителей других национальностей – 45,6%. Да и по своей привлекательности в качестве желанного конечного пункта Россия тоже явно лидирует: 44,3% потенциальных эмигрантов стремятся уехать именно в нашу страну (в Западную Европу – 11,5%, в США – 9%). Иными словами, растущая эмиграция из Казахстана – это прежде всего русский исход.
Собственно, этот тренд подтверждают и данные Федеральной миграционной службы (ФМС). Количество людей, желающих переселиться из Казахстана в Россию в рамках госпрограммы переселения соотечественников, с мая этого года увеличилось в три раза, сообщила вчера руководитель временной рабочей группы ФМС при консульском отделе посольства РФ в Казахстане Марина Пустэко. Ежемесячно анкеты на участие в программе только в Астане подают 420-450 человек. «Это не считая того, что у нас аналогичные группы находятся и в Уральске, и в Алматы», – уточнила г-жа Пустэко, слова которой приводит агентство «Новости – Казахстан». При этом, говорит она, количественно в Алматы и в Уральске «людей оформляется меньше», чем в Астане, но в соотношении с прежними показателями этих групп «у них такой же прирост идет – в три раза с мая».
В чем видит представитель ФМС причины исхода русских из Казахстана? «Я знаю, что есть проблемы с русским языком в Республике Казахстан и отсутствие работы на некоторых участках – дальних участках страны», – ответила она на вопрос о причинах увеличения желающих уехать в Россию. При этом, по ее словам, выезжают в основном люди с высшим и техническим образованием, выезжают «как семьями, причем забирают с собой и родителей, и выезжают молодые люди, окончившие высшие учебные заведения, а то и ни одно». «Т. е. выезжают люди грамотные – и профессора, и кандидаты наук, и представители государственной власти», – отметила представитель ФМС.
Но если для России (а именно она, как уже отмечалось, становится главным реципиентом эмиграции из Казахстана) такой исход людей высшей квалификации может стать и благом (если, конечно, российские власти предоставят приехавшим возможность себя реализовать), то для самого Казахстана этот процесс грозит обернуться сущим бедствием.
Существует мнение, отмечалось на заседании Института политических решений, о котором рассказывалось выше, будто при сырьевой стратегии развитии экономики Казахстану достаточно и половины от имеющегося сейчас населения. Но эксперт Марат Шибутов из Ассоциации приграничного сотрудничества вполне обоснованно заметил по этому поводу, что у проблемы имеются как экономический аспект, так и ракурс безопасности. «Получится ливийский вариант, – предостерегает он, – когда добывать сырье людей хватит, а защитить территорию – нет». «У нас есть куча территорий, где не живет ни одного человека. Пространство реальной власти сокращается до уровня райцентров. Скоро из Каракалпакии узбеки будут пешком идти до Челябинска и не встречать по пути ни одного человека», – подчеркнул г-н Шибутов и добавил: «У нас уезжают люди преимущественно с гражданскими ценностями, а приезжают совсем с другими».
Выглядят все эти разговоры, надо отметить, еще и несколько парадоксально, если учесть, что Казахстан и Россия (а также Белоруссия) совсем недавно придали ускорение процессу взаимной интеграции. Эксперты небезосновательно заговорили, что «евразийский проект», уже поддержанный Александром Лукашенко и Нурсултаном Назарбаевым, станет стержневой программой будущего президентства Владимира Путина. В этих условиях, казалось бы, внутренние границы между Россией и Казахстаном постепенно будут чем дальше, тем все больше приоткрываться. К чему тогда эмигрировать?
Но на местах, как говорится, виднее. И если чемоданные настроения все более охватывают казахстанское общество, то это не случайно. И, кстати, глубинные причины роста эмигрантских настроений, никуда не исчезнувшие после того, как Нурсултан Назарбаев «присягнул» процессу евразийской интеграции, могут стать препятствием для «евразийского проекта».
Впрочем, у этого проекта хватает явных и скрытных оппонентов и внутри самого Казахстана. «Можно предположить, – отмечает на сайте Информационно-аналитического центра МГУ эксперт Андрей Карпов, – что в ближайшее время на улицы (в Казахстане) выйдет национал-патриотическая оппозиция, которая уже заявила, что последние решения неизбежно приведут к утрате национального суверенитета Казахстана».
Комментарии читателей Оставить комментарий
у кочевников никогда не было городов, что правда, то правда!
щас политики закон придумали, только они и будут пенсии получать, все остальные будут нищими и без пенсии, на стаж опираются в стране где нет работы, где минимальные запраты... революция неминуема, а может они еще раз 20 изменят пенс. реформу, скажут денег нет и все!
нужны дома, нужна работа, нужна достойная заплата, и пенсия!
мне помогите пожалуйста, СПАСИТЕ МЕНЯ!
я так хочу отсюда уехать! ЗДЕСЬ ОПАСНО!
точно!