Медведев намеревается провести над страной очередной эксперимент

В правительстве опять разгорается «новая старая» дискуссия: что лучше – налог на добавленную стоимость (НДС) или налог с продаж (НСП)? Инициатива ее возобновления, как можно заключить, исходит от премьер-министра Дмитрия Медведева. Еще будучи президентом, он предлагал обсудить идею замены НДС на НСП. В конце 2011 года такое обсуждение в правительстве состоялось, и переход был признан нецелесообразным. Казалось бы, тема исчерпана.
Но вот недавно, встречаясь с членами РСПП (он же «профсоюз олигархов»), Дмитрий Медведев поинтересовался у них, какой бы налог те предпочли. «Хочу вернуться к обсуждению вопроса о том, какой все-таки нам полезнее иметь налог – налог на добавленную стоимость или налог с продаж... Мне кажется, пора еще раз обсудить эту тему и услышать ваше мнение», – сказал глава правительства. При этом он отметил, что правительство не планирует повышать налоги.
А вчера замглавы Минэкономразвития (МЭР) Сергей Беляков сообщил, что ведомство прорабатывает вопрос о возможной замене НДС на НСП и оценивает последствия такого шага. В министерстве уверены, что замена НДС скорее положительно, чем отрицательно скажется на экономике РФ, потому что она станет стимулом для технологического рывка в промышленности. «Потому что на компанию, которая производит высокотехнологичную продукцию, с самой высокой добавленной стоимостью, существенно снижается налоговая нагрузка», – цитирует его «Независимая газета».
Весь вопрос, однако, состоит в том, сколько у нас таких компаний. Судя по стремящейся к нулю доле российских гаджетов на рынке (а именно в них сейчас большей частью воплощаются высокие технологии), их не очень много. В таком случае, возможно, стоило бы прописать для этих компаний отдельную льготу, а не ломать всю налоговую конструкцию, руководствуясь смутными надеждами, что Россия от этого станет второй Японией.
Министерство финансов не одобрило пыл премьера и Минэкономразвития по замене налогов. Во вторник вечером замминистра финансов Сергей Шаталов, разработавший действующую налоговую систему, выступая на радио «Эхо Москвы», предупредил, что отмена НДС приведет к изменению структуры всей бюджетной конструкции.
«НДС и налог на добычу полезных ископаемых – главные источники поступлений в федеральный бюджет. Если сейчас НДС просто-напросто изъять из федерального бюджета или в том или ином виде передать регионам, тогда у федерального бюджета явно получается дефицит», – сказал он.
Более того, налог с продаж сложнее в администрировании. «Он распространяется только на розничные продажи. Чтобы его собрать, нужно контролировать десятки тысяч торговых точек, которые сегодня освобождены от НДС. С точки зрения затрат государства на администрирование, по-видимому, это тоже довольно значительное увеличение», – пояснил Шаталов.
Экс-министр финансов Алексей Кудрин полностью поддержал в этом вопросе своих бывших коллег. Он отметил, что 129 стран с 1973 года отказались от НСП и перешли на НДС, и за этот период только три страны попытались вернуться обратно, но в итоге отказались от этой затеи. Тот же факт, что в США до сих пор действует налог с продаж, Кудрин объяснил так: «Проблема не в том, что эксперты США недооценивают НДС, а в том, что налог с продаж исторически закреплен за Штатами, и это бы потребовало кардинальных изменений, это существенно изменит финансовые процессы. Я не думаю, что в ближайшие 10-15 лет США от этого откажутся», – цитирует его слова «Прайм».
«Я не советую это делать и не завидую правительству, которое это сделает. Масштаб обрушения налоговой базы будет таков, что все, что мы говорим сегодня, – это будут цветы по сравнению с тем, что произойдет», – предостерег Кудрин.
Сторонники НСП упирают на то, что он будет поступать в региональные бюджеты, и те таким образом увеличат свою экономическую самостоятельность, уменьшится их дотирование из центра. В ответ на это Шаталов замечает, что больше всего поступлений от налога с продаж получат те регионы, в которых сосредоточены основные массы платежеспособного населения, – это Москва, Подмосковье и Санкт-Петербург. В остальные же регионы приток средств окажется мизерным.
Минфин и МЭР демонстрируют в этом вопросе, как и во многих других, непримиримые позиции. В очередной раз им предстоит противостоять друг другу 26 декабря, когда в правительстве пройдет совещание о возможной замене НДС на налог с продаж.
«Независимая газета» видит три возможные причины возобновления дискуссии: простая имитация активности правительства, попытка наполнить смыслом объявленную на словах политику децентрализации, попытка изменить предпринимательский климат из-за угрозы стагнации.
Эксперты признают игры с налогами опасным занятием. «При смене налога, даже если, в конце концов, это положительно отразится на экономике страны, будет период адаптации, который станет бременем как для государства, так и для частного сектора. Сегодня нельзя однозначно говорить, что имеются все необходимые условия для удачного перехода на новый налог», – считает главный аналитик компании «Солид» Ибрагим Боташев.
«Эффект такой замены туманен. Верится с трудом, что государство решится пойти на снижение реальной налоговой нагрузки на бизнес. По крайней мере, пока что таких прецедентов, реального снижения налогов, не зафиксировано. Кроме того, для предпринимательского климата имеют, пожалуй, куда большее значение не замена или отмена НДС, а снижение государственного участия в экономике, дерегулирование, борьба с коррупцией, обеспечение независимости судов», – говорит председатель правления «ФлексБанка» Марина Мишурис.
Но если НДС все же отменят, что нас ожидает? Алексей Кудрин обращает внимание, что НСП присущ так называемый каскадный эффект: при перепродаже комплектующих и материалов налогоплательщик снова платит этот налог. И делает вывод: «Соответственно, он тормозит развитие сложной продукции, которая делается с широкой кооперацией».
Станем ли мы платить больше? Да. По расчетам экс-министра, чтобы заменить НДС, ставка налога с продаж должна быть около 30% и выше (сейчас же ставка НДС составляет 18%). «Он должен собираться с конечной продукции... тогда придется наложить на конечную продукцию налог от 30% и выше. Не как у нас было – 5%, раньше 5% было плюсом к НДС. Заместить, я считаю, практически невозможно. Сбор только усложнится с конечного потребления – с магазинов, сети розницы, продаж», – сказал Кудрин. Кроме того, администрировать налог с продаж сложнее, чем НДС; соответственно, поступаемость доходов от него будет ниже. По его мнению, уж лучше при сохранении НДС опять дать право регионам ввести небольшой НСП для пополнения местных бюджетов, но и это будет шагом назад.
Вчера вечером некий источник в министерстве финансов, которое априори находится в оппозиции подобной налоговой реформе, заявил «Газете.ру», что введение налога с продаж будет экспериментом над всей экономикой России и может ударить по самому правительству Дмитрия Медведева. «Такие эксперименты редки в мировой практике, поскольку от их результатов зависит не только состояние экономики и нагрузка на налогоплательщиков, но и, в конечном итоге, судьба самого правительства», – заявил собеседник издания.
За отмену НДС, как известно, давно борется вице-премьер правительства Аркадий Дворкович, поэтому слова анонима из Минфина вполне можно расценивать как предупреждение и ему, и его шефу Медведеву: подобное реформирование вполне способно привести к падению кабинета. «Минфин, который остается в зоне неформального влияния Кудрина (а к нему пока еще прислушивается и Путин), может начать активную кампанию по сопротивлению планам Дворковича, что станет первым серьезным публичным разногласием внутри правительства», – подчеркивает в своем комментарии обозреватель сайта «Политком.ру» Татьяна Становая.
Напомним, что НСП вводился на территории России дважды. Впервые это произошло в 1991 году, еще при СССР. Ставка налога была установлена в размере 5%. Второй раз налог с продаж был введен в России в 1998 году в качестве регионального налога. При этом законодательно было установлено, что каждый субъект Федерации самостоятельно принимает решение о введении налога на своей территории, а также устанавливает его ставку в пределах максимальной. Максимальная ставка была вновь установлена в размере 5%. В 1998-1999 годах налог с продаж был внедрен в большинстве субъектов Российской Федерации как временная мера по максимальной ставке. С 2004 года налог с продаж в России не взимается.
Комментарии читателей Оставить комментарий
колоссальным воровством, продажностью и казнокрадством, начиная сверху и кончая внизу. И ни одного расстрела за воровство миллиардов. Сами себя расстреливать - нонсенс.
отменить. Освободятся миллионы рабочих рук от ненужной работы. Нужно повысить единый налог на производителей продукции до 17%, а с прибыли до 50%. А с прибылью до 1 млн. 80%. Бюджет станет огромным и начнётся восстановлние экономики страны, появятся огромные деньги у государства. А сейчас оно нищее да и разворовывают триллионами.
По поводу каши в голове Кудрина не ведаю. Но тоже интересно.
Я тоже хотела именно на этом заострить внимание. Дело именно в том, что реале вся продукция должна подорожать на сумму НСП, а не подешеветь на разницу НДС - НСП.
Прежде своего коммента, уясните смысл, и читайте не только первые слова. "Общее правило" касается нормальных правительств, в экономическом и интеллектуальном смыслах. НДС появился во Франции после войны и касается практически всех товаров в реализации. Но ставка налога очень дифференцирована, на продукты питания от 5% до 35% на предметы роскоши. По поводу наценок у наших торговцев данные приводите искаженные, заниженные минимум в два раза. Торговля у нас не регулируется государством, как это жестко делается в большинстве стран с рыночной экономикой. Спекулятивные поползновения караются очень жестоко, вплоть до разорения и серьезных сроков. Кроме того, в той же Франции например, все внутренние инвестиции фирма может погашать за счет НДС, и вообще его не платить, получая даже помощь из различных источников. Вы правы в том, что такой НДС, как у нас, абсолютно деструктивен.