России «светит» участь сырьевого придатка Китая

Десять триллионов рублей – такова, как оказалось, цена вопроса по спасению Дальнего Востока от окончательного загибания. Во всяком случае, в российском правительстве уверены, что этих денег вполне должно хватить на развитие социальной, транспортной и экономической инфраструктуры в регионе, где до сей поры ни первое, ни второе, ни третье почему-то упорно не спешат развиваться, притом, что деньги-то в эти дальние края идут. Как минимум уже вложенного должно было быть, по идее, достаточно, чтобы увидеть хотя бы эскизы развития Дальнего Востока и Курил, но вот пока не складывается...
Едва ли не к самым заметным достижениям в плане развития Дальневосточного и Забайкальского регионов можно отнести разве что создание в минувшем году целого федерального ведомства, свыше обреченного развивать гигантские территории. В который раз высокими креативщиками в кремлевских кабинетах было принято решение разыграть старую авантюру – попытаться решить комплексную и застарелую проблему простым умножением чиновничьего аппарата. И почему нас в итоге нисколько не удивило уже довольно скорое фактическое признание властей, что ничего толкового из этой затеи не вышло?
Признание очевидного провала – очень болезненная штука для самолюбия власти (а она себя очень любит и очень гордится своим вкладом в историю страны), так что здесь можно даже, наверное, восхититься относительной сдержанностью Владимира Путина, который лишь очень настоятельно порекомендовал Виктору Ишаеву порасторопнее работать над концептом развития региона – «для того, чтобы нам не ссориться в нашем узком кругу, не делать это все из-под палки, не прибегать к каким-то санкциям».
Тем не менее ведомство Ишаева таки выстрадало в бюрократических и интеллектуальных мучениях аж две федеральные целевые программы – «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов на период до 2015 года». Также было подготовлено больше 10 нормативных документов, охватывающих магистральные направления работ по развитию Дальнего Востока, Забайкалья и Курильских островов.
На их обеспечение и пойдут вышеуказанные 10 триллионов рублей. Правда, реалии жизни требуют тут важного уточнения: «по идее». Но если случится чудо и ни одна копейка по дороге (а она предстоит дальней – и географически, и бюрократически) не потеряется, то на выходе Россия должна будет получить совершенно преображенный Дальний Восток – с модернизированными Транссибом и БАМом, множеством свежепостроенных качественных дорог и, опять же, модернизированными действующими.
Ну и, само собой, аэропорты, морские порты... В общем, все, что нужно для того, чтобы заинтересовать спесивого предпринимателя сперва инфраструктурно, а уж затем – финансово. Напомним, ровно на том же заседании правительства Дмитрий Анатольевич Медведев предложил определить Сахалин и Курилы под офшорные зоны. Судьба их создания – отдельная тема, но, вообще-то, из глубины нынешних реалий этот прожект пока что видится грезами Остапа Бендера о Нью-Васюках. Собственно, слушая речи наших чиновников разного масштаба ума и влияния, порой невольно сравниваешь их с киношным образом знаменитого «сына турецкоподданного». У того, правда, не было десяти триллионов...
Перспективы развития Дальнего Востока в свете принятых правительством последних решений в беседе с обозревателем KM.RU проанализировал известный публицист, автор бестселлера «Почему Россия не Америка» Андрей Паршев:
– Очень похоже на то, что планы, касающиеся офшорных зон, и расчеты на высокую прибыльность затеянных мероприятий скорее утопичны. Сами по себе офшорные зоны не приносят такой уж большой прямой прибыли государству. Да, есть, безусловно, некий косвенный эффект стимулирования деловой активности в данном регионе, прежде всего в силу того, что офшорная зона тем и отличается от остальной территории, что предлагает либо предельно щадящее налогообложение, либо оно как таковое отсутствует там вовсе. Это удобно для проведения финансовых операций, но государство при этом недобирает средства в бюджет.
Так что ссылки на то, что большая часть из этих 10 триллионов рублей будет представлена инвестициями, в целом несостоятельны: в конечном счете государство все равно будет компенсировать этот недобор налогов. Так что можно сказать, что перспективы превращения какой-то части Дальнего Востока в офшор – скорее плод фантазий. Вообще экономисты, рулящие судьбами мира, надо сказать, те еще фантазеры, как можно видеть по плодам их деятельности. Но и наши недалеко от них ушли.
Само же дело развития Дальнего Востока жизненно важное, поскольку речь, в принципе, идет вообще о его сохранении в границах Российской Федерации. Исключительно серьезным представляется вопрос о прекращении крайне неприятной тенденции по оттоку населения с Дальнего Востока. Без серьезного вливания госинвестиций тут, конечно, не обойтись, что-либо иное тут придумать сложно. Как ни крути, все упирается в траты бюджета на развитие инфраструктуры. Да, быть может, что-то могло бы нам дать сотрудничество с Китаем. Но это – та тема, которую нужно развивать очень и очень осторожно.
Вообще надо понимать, что Россия постепенно становится важным источником ресурсов для Китая. Современное геополитическое развитие, вероятно, приведет в итоге к тому, что Китай будет испытывать значительный дефицит ресурсов из других источников. Конечно же, для нас это, безусловно, очень обидная перспектива, но, с другой стороны, если мы уж смирились с тем, что мы являемся сырьевым придатком Запада, то, как говорится, не привыкать уже.
Комментарии читателей Оставить комментарий
В России всего 6% мировых запасов нефти. При сегодняшнем уровне добычи хватит на 22-25 лет! Саудовская Аравия - 25% мировых запасов, хватит на 86-90 лет. Ирак - 11%, хватит на 100 лет. ОАЭ, Кувейт и Иран - по 9% мировых запасов, хватит на 73-100 лнт! США - 3:, хватит на 11-12 лет!!!
Пока закардонная мадам безуспешно пытается впарить китайско-белорусский металлолом доверчивым бюргерам, Лукашенко с младшим сыном Колей «напряженно работал» в Юго-Восточной Азии, посетив Индонезию и Сингапур. Как всегда, официальная белорусская пресса сообщает о "выгодных" контрактах и политических "союзах", местные средства массовой информацмм советуют белорусам не обольщаться: стремиться в Сингапур с белорусскими тракторами и «МАЗами» так же смешно, как предлагать их Европейскому Союзу. Таким образом, вряд ли кто-то рискнёт прокатиться на "БелДжи" кроме Валерки, да и то в агитационных целях
А вообще ,что такое сырьевой придаток. Ну есть у нас немеренно нефти, газа леса и так далее. Нам этого за глаза хватает и надо продавать.Вот саудиты тоже сырьевой придаток мира и не комплексуют по этому поводу, а живут и радуются. И чем китай хуже амеров? баксов у нас в ЗВР хватает , теперь юани надо собирать. А то что Россиия с иновациями плохо развивается это ерунда, технологии всегда можно купить, да и потом для гармонии если продаем нефть, надо покупать айфоны. И потом высокотехнологичный бизнес очень тяжелый, сильна конкуренция, и надо ли нам там жилы рвать???
Китайские сырьевые придатки это круто, а то сырьевой придаток Старого Света. Словом хорошо, когда есть придатки, а что делать, когда их нет?
Продажи китайских авто в России идут слабо.Не спешите с покупками авто в РБ . Скоро китайцы попробуют собирать свои авто и в Германии и вашим друзьям нищебродам эти "изделия" обойдутся дешевле.Хватит сидеть на шее у немцев.Пора поднимать Израиль.