Заколдованный круг российской нефтянки

«Мы вам сейчас расскажем, если вы еще сами вдруг этого не заметили». Вот такие ощущения сложились, когда довелось познакомиться с отчетом рейтингового агентства Moody’s, посвященном российскому нефтегазовому сектору. В нем рассматриваются перспективы этой отрасли в случае падения цены на нефть ниже 100 долларов за баррель.
Собственно, никакого секрета здесь нет. Российский бюджет рассчитывается исходя именно из этой цены на нефть. В случае плохой рыночной конъюнктуры российское правительство будет вынуждено находить новые источники дохода. Ну, в каком плане «новые»... Налоги будет поднимать. И в этом случае сильнее всего достанется именно нефтяной отрасли, полагают в рейтинговом агентстве. Сейчас для обеспечения рентабельности отдельных проектов и привлечения иностранных инвесторов государство ввело многочисленные льготы по НДПИ и экспортным пошлинам. Понятно, что как только бюджет подаст первые признаки голода, налоговому счастью в нефтяной отрасли придет конец.
А деньги из-за рубежа необходимы как воздух. Ресурсы месторождений, которые сейчас разрабатываются, в большинстве случаев исчерпаны, и для того, чтобы уровень добычи сохранялся, необходимо выходить в отдаленные районы. А для этого требуется повышение капитальных затрат и затрат на технологии. А для этого нужны инвестиции... но это я уже повторяюсь.
Но инвесторы вряд ли повалят толпой, предупреждает Moody’s. По утверждению агентства, факторами, которые продолжат ограничивать приток иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль РФ, являются высокая налоговая нагрузка, недостаточно защищающее инвесторов законодательство и риски непредсказуемых действий или вмешательства правительства.
«Как, даже сейчас высокая?» – можно удивиться. Увы. Moody’s отмечает, что российские налоги в данной отрасли являются самыми высокими среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки. Например, экспортеры нефти платят пошлину по ставке 60% (от разницы между средней ценой нефти за месяц и 182,5 доллара), за большинство нефтепродуктов – 66% от нефтяной, а за бензин – 90%.
Впрочем, российские аналитики считают, что российским добывающим компаниям мало что угрожает. Резать нефтяную курицу никому не выгодно. Содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг уверен: «Именно сотрудничество с иностранными компаниями в рамках совместных проектов поможет привлечь столь необходимое финансирование добычных и инфраструктурных объектов, а также наладить обмен технологиями». «При этом государство, скорее всего, продолжит предоставлять и гарантировать нефтяникам льготы по конкретным проектам для того, чтобы повысить их инвестиционную привлекательность в глазах как российских, так и иностранных инвесторов», – считает эксперт.
Директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев также не сомневается, что налоговый режим для нефтянки будет меняться, хотя и с ущербами для отрасли. «Добыча будет стагнировать. Снижать нефтяной пресс не позволят интересы бюджета, а повышать уже просто некуда. Если цена на нефть упадет, то правительство пойдет на удешевление рубля. Кстати, риски резкого падения цен на нефть из-за сланцевой революции остаются. В октябре добыча нефти в США превзошла объемы импорта впервые за 19 лет», – отмечает специалист.
А заместитель председателя экспертного совета НП «Российское газовое общество» Михаил Ермолович и вовсе утверждает, что для нефтянки уже многое сделано: «Введены, в частности, дифференцированные ставки налогов с учетом особенностей добычи из отдельных месторождений. Формируется правовая база для ведения добычи углеводородов на арктическом шельфе. Развивается международное сотрудничество». Впрочем, можно и больше. «Если говорить о стимулах для инвестиций в нефтедобычу, то можно обратить внимание на бум добычи нетрадиционной нефти в Северной Америке. При этом предоставляемые компаниям льготы нельзя назвать щедрыми. Все определяют спрос и цена. Пока эти факторы можно считать благоприятными для инвестиций во всех мировых регионах», – отмечает Ермолович.
А меня, если честно, не покидает ощущение, что российская нефтянка во главе с «Роснефтью» давно уже поражена недугом под названием «паралич воли». Собственно, все прекрасно знают, что надо делать, но никто ничего не предпринимает. То ли боясь, то ли ленясь, то ли просто и так все хорошо. И единственный, кто может заставить их шевелиться, – это страшный зверь «жареный петух». Впрочем, он, как правило, приходит ко всем одновременно, и все попытки спасаться становятся бессмысленными. Заколдованный круг.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Все заколдовано и засекречено. Российской нефтянки нет, есть Сечинская нефтянка.
Следует заметить, что основная тема статьи о высоких налогах на "нефтянку" в России, высосана из пальца. В совокупности, прибыль составляет от 40 до 30%. В Норвегии, когда иностранные компании начали разработку на шельфе (которая, кстати, по себестоимости выше в разы), их прибыль не превышала 3-8%. Россия - щедрая душа, однако.За наш счёт.
Вчера передача была о том, как были построены Уренгой, Норильск...
Построены на человеческих костях народом. А владеют всем этим теперь пара тупых мохнатых мандалаев...
Всё так, честно и грамотно, только насчёт любого двоечника Вы переборшили.
Природные богатства принадлежат по своей природе государству, а не кучке чубайковских прихватизаторов. Бензин и дизельное топливо становятся недоступными для большей части населения.
Дума, придумайте закон установления двойных цен для людей с большими доходами, для которых рыночные розничные цены не имеют никакого значения и для остальной части населения. Введите карточную систему на бензин и дизтопливо: 100 литров по карточкам, остальная потребность по коммерческим ценам, которые можно сделать более высокими. Доходы у нефтяников от этого не уменьшатся. И вообще социальную поддержку надо оказывать адресно, а не всем огульно. Кому из олигархов нужен бесплатный проезд на транспорте? И так в пенсионном фонде, говорят, денег не хватает.