Пикассо и его Музы

Секрет искусства Пабло Пикассо был непонятен ему самому: «Картина приходит ко мне из дальней дали. Кто может сказать, откуда именно? Я угадал, увидел, написал ее – и я же на следующий день уже не могу понять, что сделал. Как может кто-то еще постичь то, что я вложил в нее, быть может вопреки собственной воле?..»
Со временем Пикассо начнет ощущать себя то Господом Богом, то сатаной. «Бог – тоже художник вроде меня. И к тому же сюрреалист – ведь он создал слона и жирафа». Он чувствовал, что на его холсты выплескивается какая-то другая, неподвласная ему и зачастую чудовищьная реальность, которую он не мог ни определить не понять. Мир был полон тайн, и главной из них, доступной, притягательной и в тоже время неуловимой, была Женщина.
У великого художника, не считая многочисленных любовниц, было семь жен. И у всех у них, связавших свою жизнь с Пабло, судьба складывалась печально: когда художник расставался с ними, они либо умирали, страдая болезнями, либо кончали жизнь самоубийством.
Сам Пикассо не обладал выразительной внешностью, не был силен физически. Но его взгляд палача буквально завораживал, — рассказывает Оливье Пикассо, внук художника. — Вряд ли мир знал, что это одновременно жестокий и нежный, чувствительный и неумолимый, благородный и безжалостный в своих любовных победах человек...
В 23 года Пикассо ради Парижа покинул Барселону и в мае 1904 года поселился на Монмартре на верхнем этаже обветшавшего дома. Тут он устроил свою мастерскую. Спал на матрасе, брошенном на пол. Но именно там он и натурщица Фернанда Оливье решили жить вместе. Фернанда мечтала о ребенке, о семейном очаге, но Пикассо такая перспектива не радовала. Ему, полному творческих планов, хотелось общаться с людьми, а не стеснять себя условностями супружеской жизни. Он часто исчезал из дому. Однажды (это случилось в 1911 году) Пабло познакомился в кафе “Эрмитаж” с польским художником Маркуссисом и его подружкой Евой Гуэль. Пикассо сразу же влюбился в Еву и довольно быстро создал выполненную в стиле кубизма картину “Моя красавица”. То было скрытое признание в любви, на которое Ева ответила взаимностью. Они отправились путешествовать по Европе. Ева вдохновляла его, заряжала творческой энергией. Весной 1915 года они решили пожениться, но... у Евы обнаруживают рак. Одна больница сменяется другой, однако всюду Пикассо рядом со своей любимой. Увы, в декабре 1915 года она умирает. Безутешный Пабло и видеть не хочет каких-либо женщин: художник замкнулся в себе.
Из “заточения” его выманил лестный заказ — он отправляется в Рим для работы над декорациями и костюмами к балету “Парад”, в котором участвовали артисты знаменитой труппы Дягилева. Там судьба свела его с 26-летней русской балериной Ольгой Хохловой. Конечно же, он покоряет ее тем же способом, как и других, — рисует Ольгу и... вновь обретает вкус к жизни. И он продолжает писать портреты Ольги, на которых она всегда задумчива.
Они поженились 12 июля 1918 года. Медовый месяц провели в Биаррице. Однако Пикассо недолго пребывал в эйфории, вызванной женитьбой. Ольга разлучила его с друзьями, ей очень хотелось, чтобы он вел светский образ жизни. А Пикассо того всячески чурался. Но — радость! — Ольга беременна. Казалось, что все возвратится на свои места, семейная идиллия восторжествует. Вот и появился на свет сын Пауло (1921 г.). Пикассо счастлив: он стал отцом. В возрасте 40 лет. Что, впрочем, ничуть не помешало ему в январе 1927 года неподалеку от парижского магазина “Галерея Лафайет” покорить 17-летнюю девушку. Увидев ее, он пошел следом, а потом остановил и сказал: “Мадемуазель, я Пикассо. Вместе мы сумеем многое сделать”.
Ее звали Мария-Тереза Уолтер. Но она была несовершеннолетней, и потому Пабло приходилось скрывать от всех свою связь с ней. Он приобрел для Марии-Терезы замок Буагелу, устроил там себе мастерскую, о чем официально сообщил всем. В этот период единственной его моделью стала Мария-Тереза, чей образ оказывался повсюду: на рисунках, картинах, гравюрах... Он лепил с нее скульптуры. Одна из них, названная “Женщина с вазой”, была выставлена на парижской Всемирной выставке 1937 года. Сегодня она стоит на могиле мастера, похороненного в местечке Вовенарг, неподалеку от города Экс-ан-Прованс.
Никто не догадывался о существовании Марии-Терезы. В начале 1935 года она сообщила, что ждет ребенка. Пабло и рад бы жениться на ней, но для этого он должен окончательно порвать с Ольгой и лишиться части своего имущества. Художник не хочет развода. Да и не желает, чтобы раскрылась двойная его жизнь. Ольга, ни о чем не подозревая, то и дело говорит, что пора бы ей поселиться в замке Буагелу. Но там властвует Мария-Тереза, пятого сентября 1935 года разрешившаяся от бремени дочерью, получившей имя Майя. Отец счастлив и все время рисует маму с дочкой.
Ситуация крайне осложнилась, когда в октябре 1936 года на сцене появилась фотограф Дора Маар. Теперь личная жизнь Пикассо раздробилась между супругой Ольгой и сыном Пауло, Марией-Терезой и дочерью Майей и новой любовницей Дорой, которая знает о существовании и Ольги, и Марии-Терезы. С Ольгой Пикассо наконец-то официально расстался, с Марией-Терезой продолжает сохранять альянс, а на людях появляется с Дорой, которая стала главным источником вдохновения художника в предвоенные годы. Она же сфотографировала различные этапы создания “Герники”. Эта связь с Дорой длилась до 1946 года.
В 1943 году Пикассо в парижском ресторане, находившемся напротив его мастерской, познакомился с молоденькой красоткой Франсуазой Жило, тоже художницей. Живая, энергичная, она покорила Пикассо и очень быстро появилась на его полотнах. Знаменитый художник действительно влюбился в нее, но он не рвет контактов и с Марией-Терезой. Пикассо и Франсуаза решили жить вместе. Символом их союза стало создание картины “Женщина-цветок”. Они с уважением относятся друг к другу, обращаясь на “вы”. Пикассо, которого уже называют патриархом, устроил себе мастерскую в замке Гримальди. Ему казалось, что он обрел вторую молодость. И впрямь: Франсуаза весьма скоро забеременела. В мае 1947 года она подарила любимому сына Клода, а через два года — дочь Палому. Вдохновение не покидает художника, достигшего зрелого возраста. Более того, оно приумножается. Но, увы, чем сильнее прилив творческих сил, тем дальше от него Франсуаза. В 1953 году она уходит. Художник никогда не простит ей этого.
В 1955 году умирает Ольга, и Пикассо делает предложение руки и сердца Марии-Терезе. Но та отвечает: поздно! И тогда появляется Жаклин Рок. Она кузина мастеров гончарного дела, супругов Рамье, у которых Пикассо расписывал керамику. Художник потрясен ее профилем, напоминающим сфинкса, в чем можно убедиться, глядя на ее портреты, написанные Пикассо. Он покупает для нее и для себя виллу в Каннах. А в марте 1961 года почти 80-летний художник тайно женится на 34-летней Жаклин. Кроме нее, у него в тот момент никого нет. Ну разве что сын Пауло рядом — работает у отца секретарем и шофером. Дочь же Майя после 1955 года практически не видится с родителем. Дети от Франсуазы (Клод и Палома) перестают общаться с ним после того, как в 1964 году их мать написала книгу “Жизнь с Пикассо”, выходу которой он всячески противился...
Время было не властно над Пикассо. Он много работал, и вдохновение не покидало его. Ему давно исполнилось семьдесят, но его все также любили женщины, а он их по прежнему оставлял и тут же находил новых. Пикассо умер 7 апреля 1973 года в возрасте 92 лет, оставив после себя около 80 тысяч живописных произведений и скульптур.

Внук Пикассо Паблито ненадолго пережил деда, его жизнь не складывалась и он решил положить ей конец: выпил бутылку растворителя и умер в муках. Чуть позже скончался от алкоголизма отец. Дора Маар жила колеблясь на грани безумия и временных просветлений. Мария- Тереза Вальтер повесилась в 1977 году. Жаклин Рок мучали психозы, вдова много пила и в октябре 1986 года застрелилась из пистолета, подаренного ей на день рождения Пикассо.
Умирая, за несколько секунд до агонии Пикассо пришел в себя и узнал врача. «Вы еще холосты доктор? – Пикассо улыбнулся. – Женитесь. Брак - отличная вещь…»
По материалам “Труд”
См. также: Пабло Пикассо - жизнь и творчество.
Комментарии читателей Оставить комментарий