С.Марков: «Цветная революция – это новый тип политических технологий по смене политической власти»

17:21 15.11.2005

В эксклюзивном интервью специально для KM.RU Сергей Марков, политолог, заявил: «Цветная революция – это новый тип политических технологий по смене политической власти. В 19 веке как основной тип технологий по смене политической власти доминировали военные перевороты, однако были и революции, наиболее яркими примерами которых стали события 1848 года в Европе. В 20 веке основным типом стали массовые политические революции, возглавляемые политическим партиями, наиболее классическими из которых стали большевистская революция в России, перонистская революция в Аргентине, маоистская революция в Китае, гандистская революция в Индии и фашистская революция в Италии. В конце 20 века прошла серия антикоммунистических революций в Европе, вошедших в историю под названием «бархатная революция». Эти революции были очень специфическими, так как толчок им дало не собственное политическое развитие, а желание Советской России во главе с Михаилом Горбачевым произвести политическую либерализацию в странах Восточной Европы. Но в них уже можно было разглядеть некоторые признаки будущих цветных революций».

«Наиболее классический тип цветной революции – «оранжевая революция» в Украине, другие революции, которые укладываются в этот ряд: свержение Мичьяра в Словакии, свержение Милошевича в Сербии, свержение Шеварднадзе в Грузии и свержение Акаева в Киргизии», - сообщил Марков.

«Этот ряд удавшихся цветных революций дополнился рядом цветных неудач: в Узбекистане в 2005 году и в Азербайджане в ноябре 2005 года. Этот опыт помогает нам сформулировать накапливающиеся методы цветной контрреволюции», - Марков.

«Ее основные особенности:

Первое. Отстранение руководства от власти осуществляется не только мирными, но и насильственными методами. Право соблюдается не в процессе событий, а после них – когда все произошедшее квалифицируется как правовые действия. Во время самих действий оппозиция смело идет на нарушение закона. Но при этом практически не применяется физического насилия, и не используется оружие.

Второе. В качестве ключевого момента выступают выборы. Оппозиция заранее заявляет о своей победе, а любые другие данные объявляет фальсификацией.

Третье. Главный метод воздействия – массовые демонстрации в центре города, блокирование и захват ключевых правительственных зданий.

Четвертое. Главная политическая сила – не партия, а широкая коалиция неправительственных организаций.

Пятое. Внешние силы, которые играют важную роль:

 - обеспечивают финансирование организаторов революции в течение нескольких лет до ее осуществления;

 - присваивают и активно используют статус верховного арбитра, определяющего легитимность, - объявляют легитимными действия оппозиции, даже если они нарушают закон и объявляют нелегитимными действия власти по своей защите;

 - в ключевой момент они предъявляют ультиматум действующей власти, используя зависимость правящей элиты от этих внешних сил (чаще всего правящая элита держит наворованную собственность в банках и недвижимости внешних стран);

 - участвуют в качестве посредников в переговорах в критический момент, при этом занимают не нейтральную позицию, а играют в союзе с оппозицией.

 Шестое. Революция происходит, как правило, не в авторитарных странах, а в полудемократических, где, с одной стороны, существует режим внешней власти, а с другой - оппозиция может пользоваться почти всеми возможностями открытого общества», – объяснил Марков.

 Марков продолжил: «Седьмое. Цветные революции организуются не контрэлитой, а частью старой элиты, которая в предыдущие периоды была у власти, потом была отправлена в отставку, затем перешла в оппозицию и подняла идеологические лозунги. У этой оппозиции в лице бывших министров всегда есть союзники в числе министров нынешних, которые в решающий момент переходят на сторону оппозиции.

 Восьмое. Политические последствия сводятся, прежде всего, к смене геополитической ориентации в пользу той внешней силы, которая финансировала и легитимизировала цветную революцию.

 Девятое. В отношении демократии такие революции нейтральны. Демократии может стать больше, как Словакии и Сербии, остаться столько же, как было в Украине, или стать меньше, как в Грузии.

 Десятое. Цветная революция готовится и реализуется практически открыто, публично».

«У цветных революций и классических бархатных антикоммунистических революций 89-91 года есть немного общего, но больше различия», – считает Марков.

«Киргизия. Так называемая революция тюльпанов произошла в марте 2005 года. Но планировалась она на осень, на президентские выборы. Она поэтому получилась нетипичной. Почему? В условиях Средней Азии к обычным прозападным НПО присоединились другие политические силы: политические кланы юга республики, наркобароны Ошской области и немного исламистов. Поэтому революция случилась раньше, прошла не по подготовленному сценарию, привела к массовым беспорядкам, а также  к перераспределению власти в пользу главной силы – не прозападных политиков, а южных кланов Киргизии».

«Узбекистан. События мая 2005 года в Андижане Ферганской долины только внешне, да и то немного, напоминали цветные революции. Это был вооруженный мятеж радикальной исламистской группировки Ферганской долины «Акрамия», связанной с международной террористической исламистской партией Хизб-ут-Тахрир. Президент Узбекистана Каримов организовал эффективное, хотя, возможно, и с чрезмерным применением насилия, подавление вооруженного мятежа, а не мирных демонстрантов революции», - Марков.

«Азербайджан, парламентские выборы ноября 2005 года. Подготовка цветной революции имела свои особенности. Во-первых, штаб революции был не вовне, не в оппозиции и в неправительственных организациях, а внутри власти. Этот штаб организовали высшие чиновники, которые достались молодому президенту Ильхаму Алиеву в наследство от его отца Гейдара Алиева, и которые не хотели отдать молодому президенту столько же власти, сколько имел старый.

Во-вторых, они имели целью не устранить президента от власти, а лишь ограничить его власть в свою пользу.

В-третьих, неправительственные организации не играли большой роли. Тем не менее, опыт Ильхама Алиева по предотвращению полуоранжевой полуреволюции можно считать очень полезным. Он за 10 дней до выборов уволил и отстранил от власти оппозиционных чиновников. Вдобавок, этих чиновников общественное мнение считало одними из самых коррумпированных.

Итак, опыт Азербайджана по предотвращению «оранжевой революции» можно описать так:

Первое. Власть наносит упреждающий удар и ликвидирует штаб революции.

Второе. Власть снимает незадолго перед выборами наиболее коррумпированных чиновников, тем самым, вызывая симпатии населения.

Третье. Власть не ожидает пассивно революции, а решительно действует, проявляет волю и, тем самым, поднимает свой рейтинг в глазах населения.

Четвертое. Власть ведет активные геополитические игры, стараясь минимизировать активность внешних сил по подготовке и легитимации цветной революции. Для этого руководство Азербайджана сделало очень много: участие в патронированном США блоке ГУАМ и активная реализация американского проекта Баку-Тбилиси-Джейхан по выводу каспийской нефти на мировые рынки в обход России.

Пятое. На следующий день после митинга оппозиции состоялся массовый митинг сторонников действующего президента», - констатировал Марков.  

«Россия. Россия также внесла свой вклад в развитие цветных контрреволюционных технологий. Наиболее успешным стал проект молодежного движения «Наши». Это движение было создано в кратчайшие сроки, за несколько месяцев, после «оранжевой революции» в Украине. Идеология движения предельно проста: не допустить потери суверенитета России в результате организованной Западом «оранжевой революции». Уже 5 мая 2005 движение «Наши» провело массовую (60 тысяч человек) демонстрацию в центре Москвы, продемонстрировав, что, в случае попытки «оранжевой революции» в России, против «оранжевых» демонстрантов  под лозунгами «Сохранение суверенитета» и «Против революции» могут выйти 150-200 тысяч человек», - Марков.

«Еще одна контрреволюционная технология, которую пытаются реализовать в России – ограничение деятельности международных неправительственных организаций и изоляция российских НПО от них. Пока эта технология еще не реализована, есть только первые попытки. Поэтому неясно, как она будет работать. Автор полагает, что, независимо от политической эффективности, эта технология не должна использоваться, поскольку ведет к деградации и самоизоляции страны», - Марков.

«Мы будем и дальше с нашими коллегами разрабатывать технологию цветных революций и контрреволюций, и тем самым вносить свой скромный вклад в общественный прогресс, суть которого – установление человечеством контроля и управления над условиями своего существования», - добавил Марков.

 

Темы: Главное
Комментарии читателей
]]>]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь. Хостинг предоставлен компанией e-Style Telecom.