Кража века: контроль государства над крупнейшим хранилищем культурных ценностей недопустимо ослаблен

Факты:
1992, 16 октября - из Эрмитажа были похищены два уникальных фарфоровых флакона в серебряной и медной оправах середины ХVIII века. Стоимость украденных экспонатов ориентировочно 18 тыс. долларов.
1994 - в феврале из Эрмитажа были украдены три римские монеты, датируемые 37-41 гг. нашей эры, и две медали 177-192 гг. нашей эры. Находились они в знаменитой Золотой кладовой, которая охраняется особенно тщательно. Общая стоимость похищенного, по оценкам экспертов, превысила миллион рублей.
1995 - сотрудником Эрмитажа (электриком) из музея украдена древнеегипетская чаша стоимостью 500 тысяч долларов.
2001, 22 марта - из экспозиции Эрмитажа была похищена картина французского художника XIX века Жана Леона Жерома «Бассейн в гареме», стоимостью около миллиона долларов. Созданное в 1876 году полотно было приобретено лично императором Александром III во Франции.
2005, 6 июля - из временной экспозиции «Русский кабинет» в зале русского искусства Государственного музея Эрмитаж пропала стеклянная ваза для фруктов, датированная концом XIX — начала XX века работы польских мастеров
Вскрывшиеся крупнейшие хищения в Эрмитаже просто потрясают - ведь речь идет о национальной гордости России и об одном из великолепнейших дворцов-музеев мира. Как стало известно, в ходе плановой внутренней проверки выяснилось,что из Эрмитажа был похищен 221 экспонат. Шокирующее открытие сотрудники музея сделали во время ревизии в хранилище образцов русского ювелирного искусства.
В основном, это перегородчатая эмаль XV–XVIII веков общей стоимостью, по меньшей мере, 150 миллионов рублей. Причем это лишь примерные оценки, поскольку на аукционе эти раритеты могут быть проданы и за суммы на порядок большие. Какие конкретно изделия пропали из запасников, как это стало возможным - в дирекции говорить отказались, ссылаясь на то, что вопрос находится в исключительной компетенции директора Михаила Пиотровского. Дирекция Эрмитажа заявила что: «Происшедшее свидетельствует о серьезных моральных проблемах, о пренебрежении обязанностями и ответственностью, о глубоком несовершенстве системы хранения, построенной на презумпции невиновности музейщиков. К сожалению, явление «оборотней» существует и в нашей среде».
Росохранкультура уже отдало распоряжение о проведении экстренной внеплановой проверки сохранности коллекций.
В этой связи полезно было бы напомнить читателям, что в 2000 г. Счетная палата РФ уже проводила комплексную проверку Государственного музея Эрмитаж и выявила множество фактов нарушений в хранении экспонатов.
Эрмитаж: судьба национального достояния РФ
под угрозой
Вот что рассказал бывший заместитель председателя Счетной Палаты Юрий Болдырев в интервью «Московскому комсомольцу» 27 марта 2001 года: «Мы вскрыли, что в Эрмитаже подлинники заменяли на копии». Приводим выдержку из этого интервью:
- За эти годы (работы в Счетной палате) было много всего, но, тем не менее, какая проверка больше всего вас шокировала?
- Неприятнее всего была проверка Эрмитажа. Оказалось, ценнейшие экспонаты бесплатно путешествовали по лучшим галереям мира. Причем выставки заканчивались, а картины домой не возвращались. Кандинский, Гоген ездили по миру безо всяких гарантий, без страховок...
- Но они же могли элементарно пропасть!
- Конечно... Самое интересное, что никаких актов в этих «нелегальных» вояжах не составлялось, экспертиз не приводилось. Ради чего это делалось? Чтобы просвятить бедных туземцев в Бонне, Париже, Нью-Йорке?.. Вряд ли. Это возможно лишь в случае, если кто-то решил заменить подлинники на копии и замести следы, чтобы нельзя было потом установить, когда произошла подмена.
- Вы хотите сказать, что вместо шедевров сейчас на стенах Эрмитажа висят копии?!
- Это вопрос, требующий расследования... Кстати, одна подмена уже вскрылась - уникального старинного французского подсвечника... Понятно, что любой экспонат стоит на материальном хранении. Так вот: более 200 тыс. особо ценных предметов искусства ни на одном конкретном материально ответственном лице в Эрмитаже вообще не числились. Из 50 экспонатов, которые мы запросили, нам смогли предъявить только три...».
Таким образом, вопрос об «оборотнях» стоит в Эрмитаже гораздо шире, чем думает большинство наших сограждан. Долгие десятилетия в музее не было надлежащего учета и контроля бесценных экспонатов национальной сокровищницы. По свидетельству источника КМ.RU в Эрмитаже, еще в конце 90-х годов было создано некое совместное предприятие, главой которого стал иностранный гражданин. Причем этот иностранный гражданин ранее работал в Эрмитаже грузчиком-разнорабочим и впоследствии эмигрировал в США. Именно через это совместное предприятие экспонаты отправлялись в длительные заграничные турне, о которых говорится в интервью Болдырева. Слухи о том, что многие экспонаты «потеряны» или вернулись в виде искусных копий, взамен оригиналов, упорно циркулируют и среди сотрудников музея.
Интересный факт: долгие годы бессменной хранительницей запасников Эрмитажа была некая 90-летняя Роза Самуиловна, которая была практически слепа и с трудом передвигалась. Но ее не увольняли, потому что тогда пришлось бы проводить полную ревизию запасников. Похоже что руководству Эрмитажа этого не слишком-то хотелось. Не эта ли пожилая хранительница скончалась после скандала с пропажей экспонатов?
Все изложенное свидетельствует о том, что контроль государства над крупнейшим хранилищем культурных ценностей был недопустимо ослаблен и дела в крупнейшем и богатейшем музее страны фактически пущены на самотек. Такое недопустимое положение дел требуется срочно исправлять, а в Эрмитаж необходимо направить специальную правительственную комиссию с участием депутатов Госдумы и провести полную ревизию и экспертизы подлинности экспонатов в музее и запасниках. А потом вынести результаты на суд общественности.
Николай Невский
Комментарии читателей Оставить комментарий