Средиземноморский Союз может стать альтернативой охваченному кризисом ЕС

Факты:
Средиземноморский Союз — проект международной организации, объединяющей страны Средиземноморья и страны, входящие в Европейский Союз. Автором проекта Средиземноморского Союза называют советника Николя Саркози Анри Гэно.
В Париже состоялся европейско-средиземноморский саммит, на котором дан старт процессу создания новой межгосударственной организации – Средиземноморского Союза. Официальное название проекта - «Барселонский процесс - Союз во имя Средиземноморья», поскольку первые попытки региональной средиземноморской интеграции были предприняты в Барселоне. Еще в 1995 году там состоялся саммит стран - участниц проекта, однако в дальнейшем процесс застопорился по ряду объективных и субъективных причин. Новую жизнь идее Средиземноморского Союза дали нынешний президент Франции Николя Саркози и его окружение. Была проведена значительная подготовительная работа, одним из результатов которой и стало проведение представительного парижского саммита, на котором участники договорились о создании Средиземноморского Союза.
Вчера за столом переговоров встретились лидеры более 40 арабских и европейских стран, руководители Лиги арабских государств, Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и Африканского союза. В проекте принимают участие и страны, не имеющие выхода к Средиземному морю; в частности, Германия, ранее выражавшая достаточно настороженное отношение к идее Саркози. Так что можно сказать, что саммит увенчался успехом, однако его проведение было омрачено отсутствием представителей Ливии. Ливийский лидер Муамар Каддафи выступает против создания Средиземноморского Союза, и хотя его страна является заметной величиной в регионе, имеющей тесные контакты как с Европой, так и с африканскими странами, Каддафи посчитал участие Ливии в новой межгосударственной организации необязательным.
Анализируя геополитические последствия учреждения новой организации, нельзя не заметить, что эта структура в значительной степени является альтернативой уже существующему Евросоюзу. По целому ряду признаков можно судить, что ЕС сейчас находится в кризисе. Сравнительно недавно в Брюсселе состоялся двухдневный саммит Евросоюза, на котором представители 27 стран - участниц ЕС пытались найти ответ на трудные вопросы, с которыми столкнулись европейцы после того, как Ирландия на референдуме отвергла Лиссабонский договор, призванный заменить конституцию Евросоюза. По сути, принятие Договора было бы важным шагом на пути превращения Евросоюза в единое государство, однако ирландцы заблокировали этот процесс. Ранее аналогичная судьба постигла проект Европейской конституции. В 2005 году граждане Франции и Нидерландов на референдумах отвергли предложенный им документ.
Также наметился конфликт между «старой» Европой и европейскими «новичками» - Польшей, Чехией, Литвой. Напомним, что именно демарши Варшавы и Вильнюса значительно осложнили переговорный процесс Брюсселя с Москвой по заключению нового соглашения о партнерстве между Евросоюзом и Россией. И в этой связи совершенно неудивительно, что европейские «тяжеловесы» начали поиск новых форм интеграции, в том числе и с участием африканских и азиатских стран, имеющих тесные экономические и исторические связи с Европой. Таким образом, перспективы ЕС уже не кажутся столь блестящими, как это было совсем недавно.
Отметим, что средиземноморский процесс, очевидно, окажет значительное влияние и на политический расклад в СНГ, хотя формально здесь нет ни одной страны, имеющей выход к Средиземному морю. Не секрет, что в ряде постсоветских государств достаточно сильны политические силы, провозгласившие одной из главных своих целей идею присоединения к Евросоюзу. Особенно распространены эти настроения на Украине, где даже формально пророссийская Партия регионов не скрывает, что приветствовала бы вступление Украины в Евросоюз. Однако, если ключевые представители ЕС начали искать новые формы интеграции, то, видимо, рассчитывать на расширение ЕС в ближайшем будущем не приходится. Вместе с тем не исключено, что в орбиту Средиземноморского Союза будут вовлечены и страны Черного моря, а это напрямую касается интересов России. Отметим, что одной из задач, которую призван решать создаваемый Средиземноморский Союз, являются проблемы экологии. Известно, что как раз под предлогом соблюдения экологической безопасности некоторые страны оказывают давление на российский газотранспортный проект «Северный поток». Эксперты предполагают, что и реализация «Южного потока» - газопровода, часть которого пройдет по дну Черного моря, столкнется с теми же проблемами. Так что России придется учитывать появление в непосредственной близости Черноморского региона нового влиятельного геополитического субъекта, которым в перспективе, возможно, станет Средиземноморский Союз.
Василий Лихачев
Журналист KM.RU обратился к заместителю председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Василию Лихачеву с просьбой прокомментировать Парижский саммит:
- Средиземноморский саммит рассматривается на Западе как новый и в какой-то степени оригинальный проект Николя Саркози. Очень долго французское председательство в Евросоюзе шло к реализации этой идеи. Споры в Брюсселе касались разных аспектов этой идеи, в том числе задавались вопросы: не возникнет ли новая линия напряженных взаимоотношений между государствами Севера и Юга в рамках Европейского Союза. Совершенно очевидно, что для Николя Саркози саммит в Париже – это большие политические очки. Ему удалось не только собрать более 40 государств этого региона, но и провести двусторонние встречи, на которых произошло сближение по многим вопросам, в том числе и в рамках ближневосточного урегулирования. Я думаю, что, безусловно, французы выходили на этот проект с идеей личного позиционирования Саркози, позиционирования внешней политики Франции и, мне так кажется, с идеей некой компенсации откровенно слабых достижений в области общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза. Я думаю, что самое серьезное начнется после Средиземноморского саммита, поскольку там представлены все-таки разные страны, несмотря на их принадлежность к одному региону. Участники проекта по-разному относятся к сотрудничеству с Европейским Союзом. Думается, что российской дипломатии надо внимательно посмотреть на этот форум, и было бы даже полезно установить формальные и неформальные отношения с этой структурой, поскольку российские национальные и региональные интересы и общеевропейские, которые решаются посредством российской дипломатии – это объективные категории. И очень бы хотелось, чтобы здесь мы, что называется, не «зевнули» в политическом отношении и могли подключаться не только к общеполитической дискуссии, которая будет прежде всего разворачиваться в рамках этой организации, но и ко всем проектам, которые там запланированы.
Ссылки по теме:
► Вступление Украины в Евросоюз срывается
Комментарии читателей Оставить комментарий