«Последняя сказка Риты»: неслучайная смерть (ФОТО, ВИДЕО)

Смерть проносится сквозь заснеженный лес в черном «Вольво». Возможно, это парафраз знаменитого гребенщиковского «моя смерть ездит в черной машине с голубым огоньком». У Смерти невинный лик манерной блондинки Ренаты Литвиновой. У нее ответственная миссия: подготовить к достойному переходу на тот свет неизлечимо больную Риту Готье (Ольга Кузина).
«Последняя сказка Риты»
Ради такого дела Смерть материализуется, устраивается поближе к своей клиентке в больницу медсестрой и начитает жить по людским законам, употребляя алкоголь и заводя беспорядочные романы с мужчинами, из-за чего ее оболочка порядком изнашивается. Прочие героини, окружающие печальную готическую Риту, не менее условны.
Спивающаяся стахановскими темпами медсестра Надя – не что иное, как олицетворение поверхностной людской надежды и казенного оптимизма, не спасающего от животного страха перед смертью. А соседка Риты по палате – нечесаная толстуха – воплощает собой грубую жизненную силу, не предполагающую никакого потустороннего измерения.
«Последняя сказка Риты»
Смерть в исполнении Ренаты Литвиновой парадоксальным образом несет в себе созидательное начало. Мы привыкли вести себя так, будто никогда не умрем, поэтому абсолютно беспомощны, когда сталкиваемся со «старухой с косой» лицом к лицу. Между тем, выдающийся богослов Антоний Сурожский учил не тешить фатально больных пустыми иллюзиями, а говорить так: «Не обманывай себя, не обманывай меня, давай разомкнем этот круг молчания, разрушим этот круг молчания, разрушим эту стену, которая делает тебя одиноким, разобщает нас так, что наша взаимная любовь не может нас больше соединить». Именно так и действует в фильме литвиновская медсестра Таня Неубивко.
«Последняя сказка Риты»
Фильм буквально насыщен смыслами и изобилует впечатляющими символами. В «Последней сказке Риты» Литвинова, как обычно, внимательна к деталям. Найденный в снегу игрушечный пес символизирует «собачью преданность горя к людям» (строчка из песни группы «Моральный кодекс»). Венок из выкуренных сигарет на голове покойницы означает быстротечность времени. Выдвинутые ящики стола – закоулки памяти, знакомые нам по полотнам Сальвадора Дали. Наконец, рыба (греческая анаграмма Иисуса Христа «ИХТИС») – символ спасения.
Трейлер к фильму «Последняя сказка Риты»
Картина «Последняя сказка Риты» полна аллюзий на предыдущие работы Литвиновой. Уносящийся в ночь авиалайнер (символ судьбы) – конечно, намек на фильм «Небо, самолет, девушка». Черные вороны и мертвая мама во сне явно перекочевали из ленты «Богиня». Но если в последнем случае смерть мыслилась случайной, то в «Последней сказке Рите» она – самое главное и торжественное событие, перед которым меркнет любая житейская трепотня.
Фото с сайта kino-teatr.ru
Комментарии читателей Оставить комментарий
Интересная рецензия, но :
"Спивающаяся стахановскими темпами медсестра Надя – не что иное, как олицетворение поверхностной людской надежды и казенного оптимизма, не спасающего от животного страха перед смертью."
Может быть...Во всяком случае так может казаться. Но эта характеристика может быть отнесена к воплощенной смерти, а ангел смерти - потустороннее существо (как, впрочем, и все мы)и за внешним "интерфейсом" поведения скрывается четкая линия