Кира Муратова вынесла приговор российской интеллигенции

Доведенный до белого каления командировочный приходит к сокурснице с которой не видался последние лет 10. Вопрос его банален: с кем остаться — с женой или любовницей. Мудрая сокурсница деликатно перечисляет все возможные варианты, но изломанный и инфантильный визитер ее не слышит, картинно обвиняя в черствости и бездушии. В какой-то момент он в гневе хлопает дверью, но возвращается вновь, ибо в этом городе он больше никого не знает, а потому отыскать новый объект для своих садистских удовольствий, не в состоянии.
Все бы ничего, но описанная ситуация повторяется в фильме неоднократно — в исполнении разных актеров, на протяжении почти двух часов. По сути, это короткометражка, неведомо зачем размноженная до полного метра. С одной стороны, замысел режиссера предельно ясен: Муратова явно задалась целью показать тотальную инфляцию среднестатистического русского интеллигента, никчемного, мнительного и эгоистичного, не имеющего ничего за душой, не способного сделать элементарного жизненного выбора, но настойчиво требующего к себе повышенного внимания. «Вечное возвращение» - это беспристрастная фиксация того бесконечного ада, которого горе-персонаж, безусловно, заслуживает.
Фото с сайта kino-teatr.ru
С другой стороны, новая работа Муратовой — удовольствие то еще. Сначала зрителю смешно и забавно, потом его посещает недоумение и, наконец, он обреченно ожидает, как одни и те же реплики будут звучать из уст того или иного актера. Рената Литвинова припасена на десерт, и ожиданий она, конечно, не обманывает. Олег Табаков и Алла Демидова, увы, воспринимаются лишь в череде многих прочих — играющих с разной степени фальши. И эта наигранность, вне всякого сомнения, задумана самой Муратовой как один из приемов.
Фото с сайта kino-teatr.ru
В «Вечном возвращении» есть еще одна сюжетная линия, преподнесенная как попытка оправдать заложенную в сценарии серийность. Однако новые подробности изобилуют ходульными приемами, не добавляют к изначальному замыслу ничего принципиально нового и, если бы их не было вовсе, фильм, возможно, от этого только бы выиграл. Также в фильме звучат произведения Петра Лещенко и вариации на темы Земфиры, но и они ничего существенного в понимании замысла не привносят, лишь продчеркивая идею мучительной вариативности.
Фото с сайта kino-teatr.ru
Своей новой работой Кира Муратова ставит ребром массу беспощадных вопросов. Зачем приглашать на съемки прославленных актеров, если на фоне остальных их игра все равно кажется манерной и вычурной? Зачем снимать фильмы о любви, когда мы обыкновенно лелеем лишь свое эго и абсолютно глухи к мнениям окружающих? Зачем вообще заниматься кинопроизводством, если оно бесповоротно поставлено на коммерческие рельсы? «Вечное возвращение» - это такой же смертный приговор искусству кино, каким в свое время воспринимался «Черный квадрат» Малевича для живописи. В качестве чистого эксперимента это работает отлично, но отходить от полученного негатива придется долго.
Комментарии читателей Оставить комментарий
та, которая всю жизнь одну хрень снимает...
Совершенно верно, живопись интересна в игре тёплого и холодного, а у неё ужа давно нет света в картинах, одна чернота. Просто скучно.Слава и деньги портят всех , даже хорошийх режиссёров.
После " Коротких встреч хотелось жить", а после "Трех истории умереть", искусство вгоняет в депрессию... Как Табаков там оказался? Внимание к миру психопатов характерно для современного элитного кино. И наша Кира туда же.. Самый простой путь удержаться на плаву, обратиться к дьяволу в человеки назойливо, хоть и талантливо, демонстрировать это. Высоцкий сейчас бы у нее не снимался. Хоть бы ей перестали давать деньги на такое кино! А талант есть, конечно.
Кто такая Кира Муратова?
Кира Муратова давно уже дутый символ. Режиссёр она, безусловно, культовый,но исключительно для тех высоколобых кинокритиков, которые пестуют и пропагандируют кинотворения для самих себя, но отнюдь не для зрителей. В случае же с Муратовой добавляеся ещё и мизантропия. А мизантроп и художник - вещи, как известно, несовместимые. В её первых картинах пррисутствовало (потом утерянное) творческое озарение ("Короткие встречи", "Долгое прощание", "Познавая белый свет"), и их с удовольствием смотрели отнюдь не только эстеты и киноклубовцы, а потом (с обретением свободы от цензуры, редакторов и советской власти) началось вымученное самовыражение, помноженное на брезгливую нелюбовь к своим героям,да и вообще - к этим бесполезным людям… Для своих регулярно и щедро оплачиваемых киноопытов зритель ей не нужен. Достаточно критиков и фестивалей... Так что приговор она вынесла не российской интелигенции, а себе. И давно уже.